БеспаловаЕ.В.
МБ НОУ«Гимназия №62»
учительначальных классов
Статьяна тему:
«Современноесостояние проблемы адаптации младших школьников квоспитательно-образовательному процессу школы»
С поступлением в школу ребенок не только попадает на орбиту более высокого посравнению с дошкольным возрастом социально-контролируемого поведения идеятельности, но и приобретает большую степень самостоятельности и свободы пореализации своих новых прав и обязанностей.
В целом поступление в школу связано с коренными изменениями во всей системежизненно важных отношений «ребенок-деятельность», «ребенок-взрослые»,«ребенок-сверстники», «ребенок-окружающая среда», составляющих реальноемногообразие жизни начинающего учиться школьника. Изменение среды и обычногообраза жизни требует выработки новых и перестройки менее прочных привычек иформ поведения.
Проблемы школьной адаптации рассматриваются в трудах М.М.Безруких,И.В.Дубровина, А.В.Мудрика, А.В.Петровского, А.А.Реана и др. Ученые единодушныво мнении, что в первые учебные недели закладывается основа успешности ребенкав обучении. Успешность первоклассника во многом зависит от того, насколькоребенок адаптируется к новым условиям жизни в школе.
Адаптация – термин, имеющий несколько различных значений:
1) постепенное приспособление физиологических процессов, происходящих в органечувств человека к физическим воздействием на них в данный момент времени,например, глаза человека к яркости света, уха к громкости звука;
2) приспособление психологии и поведения человека как личности к социальнымусловиям, в которых он в данный момент времени находится [9; с.70].
Феномен адаптации человека в обществе связан с овладением новым видомдеятельности, новой ролью, изменением его социального окружения. В концепцииА.В. Петровского [14] адаптация рассматривается как особый момент в становленииличности, от которого в значительной степени зависит характер ее дальнейшегораз вития. Успешная адаптация позволяет сочетать интегрированность ребенка вгруппе с его индивидуализацией и автономностью.
Таким образом, адаптация — это процесс взаимодействия личности и социальной группыс окружающей средой. Адаптация ребенка в школе включает усвоение норм иценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразованиясреды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Е.С. Рапацевич определяет адаптацию как приспособление органа, организма,личности или группы к измененным внешним условиям; а адаптацию к школе какперестройку познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенкапри переходе к систематическому организованному школьному обучению. Припоступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельностиребенка, ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебнаядеятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носилавторостепенный характер, так как ведущей выступала игра, мотивы учебнойдеятельности дошкольника также были преимущественно игровыми. Режим школьныхзанятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровняорганизованности поведения. Необходимость налаживать и поддерживатьвзаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельноститребует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретаетготовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старшихдошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью,сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевойрегуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Часто в болеевыигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку тамэлементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируютсяпедагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения,пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей.Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере,но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят наэгоцентрической личностной позиции. Затруднения, возникающие вследствиенедостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка.Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности,закрепляясь, способствуют возникновению школьных неврозов [12,7].
Процесс адаптации связан с резким изменением социальной ситуации развития, соспособностью индивида принимать новые цели жизнедеятельности. Принося в новыйколлектив все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявитьсебя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы и не овладееттеми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. Соответственноу него возникает потребность адаптироваться. Для того, чтобы адаптироваться,надо проявить социальные условия. Социально-психологическая адаптацияпредставляет собой процесс активного приспособления к новой ситуации, котораяпроисходит как бы «автоматически».
Интересна позиция А.В.Петровского[13], определяющего процесссоциально-психологической адаптации как вид взаимодействия личности сокружающей средой, в ходе которого согласовываются и ожидания его участников.При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласованиесамооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальнойсреды, включающее в себя как реальный уровень, так и потенциальные возможностиразвития среды и субъекта, выделение индивидуальности личности в процессе егоиндивидуализации и интеграции в данной конкретной социальной среде черезобретение социального статуса и способности индивида приспособиться к даннойсреде.
Противоречие между целью и результатом, как предполагает В.А.Петровский,неизбежно, но в нем — источник динамики индивида, его существования и развития.Так, если цель не достигнута, она побуждает продолжить активность в заданномнаправлении. «То, что рождается в общении, оказывается неизбежно иным, чемнамерения и побуждения общающихся людей. Если вступающие в общение занимаютэгоцентрическую позицию, то это составляет очевидную предпосылку распадаобщения».
Вопрос адаптациипервоклассников к школе рассматривала Л.М. Костина[6]. Была предпринята попыткавыявить возможность влияния эмоциональной напряженности и тревожного состояния на школьнуюадаптацию путём коррекции уровня тревожности у детей методом недирективнойигровой терапии в период нахождения будущих первоклассников в дошкольныхучреждениях. Был сделан вывод об эффективности метода игровой терапии вкоррекции высокой тревожности у дошкольников, что позволяет повысить уровень ихшкольной адаптации и успеваемость в первом классе.
Д.Н. Маркович [8] в своей статье «Адаптация первоклассников к обучению в школе»представила вниманию критерии готовности ребёнка к обучению в школе, причинышкольной адаптации, предоставила общие рекомендации по адаптациипервоклассников. Автор подвела к тому, что адаптация младшего школьника вомногом зависит от его индивидуальных особенностей, от имеющихся у негопредпосылок к овладению учебной деятельностью.
М.В. Ускова[15] провела анализ особенностей первичной адаптации первоклассниковк школе и сделала вывод о том, что на степень дезадаптации влияет в большейстепени гиперкинетический синдром, инертность нервной системы, неготовность кшколе, недостаточная произвольность психических функций и их сочетание междусобой.
Согласно М.М. Безруких [1], процесс адаптации ребенка к школе можно разделитьна несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности:
vПервый этап – ориентировочный, характеризующийсябурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма.Длится две-три недели.
vВторой этап – неустойчивое приспособление,когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на этивоздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинаетзатихать.
vТретий этап – период относительноустойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие вариантыреагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможностидетского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное сним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
Итак, адаптация младшего школьника – постепенное приспособление ребенка к жизнив социуме в соответствии с новой для него ситуацией школьного обучения. Педагогическая сущность адаптации осуществляется с учетом того, что личностьявляется членом сообщества, по отношению к которому педагогическая поддержкасостоит в том, чтобы ученик успешно адаптировался к условиям современногообщества, активно включился в его жизнедеятельность. Педагог оказывает помощьшкольнику в овладении учебными навыками, при этом обращая внимание на сложностиперестройки ребенка на новый вид деятельности. Особое внимание учительоказывает знакомству ребенка с общечеловеческими ценностями, в обретении социокультурногоопыта; формирует социальные качества, необходимые для успешной адаптации;передает систему знаний, способы деятельности и мышления, актуальные всовременной действительности.
Список литературы
1.Безруких,М.М. Знаете ли вы своего ученика? [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова.– М.:Просвещение, 1991. – 176 с.
2.Битянова,М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. — М.:Совершенство, 1997. — 298 с.
3.Воронцов,А.Б. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классешкол развивающего обучения [Текст] /А.Б. Воронцов // Начальнаяшкола.-2008.-№ 13. — С. 32-35.
4.Герц,Е. Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов [Текст] / Е. Н. Герц,Е. А. Кутузова // Завуч начальной школы.-2008.- № 4. — С. 59-66.
5.Короткова,Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в периодадаптации к школе [Текст] / Ю.А. Короткова // Молодой ученый. — 2015. — №13. —С. 745-748.
6.Костина,Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности[Текст] / Л.М. Костина // Вопросы психологии.-2004.-№1.-С.137-142.
7.Кудрявцев,В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В.Давыдова[Текст] / В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. — 1998.- № 5. — С.59-68.
8.Маркович,Д.Н. Адаптация первоклассников к обучению в школе[Текст] / Д.Н. Маркович//Пачатковая школа. –2009. –№7. –С.18-22.
9.Немов,Р.С. Психология [Текст] / : Словарь-справочник: В 2 ч.: Ч.1. / Р.С.Немов. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352с.
10.Ожегов,С.И. Словарь русского языка [Текст]: около 57000 слов / С.И. Ожегов; под ред.Н.Ю. Шведовой. — 13-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1981. — 816 с.
11.Островская,Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников [Текст] / Л.Ф. Островская.— М. : Просвещение, 1990. — 160 с.
12.Педагогика:Большая современная энциклопедия [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.:«Современное слово»,2005. – 720с.
13.Петровский,А.В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А.В.Петровский. – М:Педагогика,1989.-302с.
14.Петровский,А.В. Психология неадаптивной активности[Текст] / А.В. Петровский.- М.: МГУ,1992. — 224с.
15.Ускова,М.В. Анализ особенностей первичной адаптации первоклассников к школе[Текст] /М.В. Ускова// Логопедия. –2007. –№4. –С.26-29.