Тема: «Современныеподходы к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Автор: Филиппова Наталья Михайловна,старший воспитатель МБДОУ д/с № 17, г. Сарапул, Удмуртская республика
Экологическое отношение к мируформируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить всогласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можнораньше.Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любоговозраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значиттворить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобысохранить её. Формируя гуманное отношение к природе, мы должны исходить изтого, чтобы ребёнок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота оприроде и есть забота о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе,наносит вред и самому человеку.
Однаиз задач дошкольного учреждения–формирование у ребёнка представления о
человеке,не как о хозяине, покорителя природы, а как о части природы, зависящего отнеё.
Экологическое воспитание дошкольников осуществляется втечение всего времени пребывания ребенка в детском саду: в процессе организацииобразовательной деятельности, в режимные моменты, во время прогулки, в процессесовместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельностивоспитанников.
Эффективностьэкологического воспитания целиком и полностью зависит от создания и правильногоиспользования развивающей экосреды. В детском саду организованотакое пространство, такая среда для детей, где им интересно, где они могутприобщиться к миру природы, проявить свою индивидуальность, неповторимость.
В детском садуфункционирует Центр экспериментирования и интерактивной деятельности поознакомлению детей с природными объектами и экосистемами «Экоша». Интерактивнаядеятельность в Центре «Экоша» предполагает организацию и развитие диалоговогообщения педагогов и детей, детей между собой, которое ведёт к взаимопомощи,взаимопониманию и привлекает к решению задач совместными способами. Когдакаждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями,способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности ивзаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но иразвивает саму познавательную деятельность.
Центр «Экоша»разделен намини-центры. В мини-центре «живой уголок» находятся комнатные растения, аквариумс рыбками и аквариум с африканской улиткой Ахатиной.
Это самое любимое место удетей. Дети наблюдают за рыбками, прикармливают их. Учатся выделять общие длярыб признаки: тело, покрытое чешуёй, голова, плавники, хвост, живут в воде,плавают; развивают умение видеть характерные признаки рыбок и вести по нимсравнение. Дети получают знания об условиях, необходимых для нормальногосамочувствия рыбок (в аквариуме должна быть чистая вода, песок, камешки,аквариумные растения, улитки, корм).Детям очень нравится наблюдать за улиткойАхатиной. Также в живом уголке дети могут наблюдать за цветами, ухаживатьза ними. На цветах имеются таблички с названиями, с условными обозначениями,характеристиками растения, как ухаживать, как поливать. Здесь же имеетсякартотека комнатных растений.
В центре «Экоша» размещена«мини-лаборатория», где дети вместе с педагогами проводят опыты и экспериментыс водой, песком, воздухом. Дети превращаются в учёных, познают новое, учатсяделать выводы и умозаключения.В «мини лаборатории» имеется картотека опытов длявсех возрастных групп.
В «мини-центре релаксации» детимогут отдохнуть, посидеть на диванчике, уединиться, послушать музыку. Встеллаже размещены детскими книжки о природе, о животных и растениях. Детимогут послушать музыку. Для этого имеется все необходимое: магнитола, фонотека«Звуки леса», «Шум моря», «Шум дождя», «Пение птиц».
В «мини-центре познания»находятся различные плакаты, методические пособия, дидактические игры, макеты.Здесь дети могут знакомиться с экосистемами. Дети знакомятся с такимиприродными объектами, как океан, море, озеро, луг, болото, кочка на болоте игниющее дерево в лесу с живущими на них и в них организмами, муравейник смуравьями. Знакомство с экосистемами проходит во время занятий или в свободнойдеятельности.
В «мини-центреколлекций» собран разнообразный коллекционный материал для изучения инаблюдения. Здесь есть коллекции, созданные педагогами и коллекции, которыедети собирали самостоятельно и с родителями. Дети делятся впечатлениями,рассказывают как они собирали коллекцию, где находили предметы коллекции. Детис большим интересом рассматривают коллекции, сравнивают предметы.
На территории детскогосада также создана развивающая экосреда — это экологическая тропа с описаниемприродных объектов и речевым материалом к ним. Карта-схема экологической тропырасположена у центрального входа в детский сад.
В состав экологической тропинки входят видовые точки, такиекак: В гостях у сказки, Цветочная аллея, Кедроваясосна, Водоем, Огород, Чудо-яблонька,Ягодник, Лесная поляна. Экологическая тропавыполняет познавательную, развивающую, эстетическую иоздоровительную функцию. Создание экологической тропы дает нашимвоспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты,трудиться. Кроме этого на тропе проводятся: игры, театрализованные занятия,экскурсии, квесты.
Кпримеру у видовой точки Кедровая сосна дети знакомятся с кедром,как с интересным, особо охраняемым объектом, так как раньше кедр не рос в нашейполосе, это искусственно выращенное дерево, экзотика для Поволжья. Детинаблюдают как растет кедр, обнимают руками, измеряют насколько выше сталанижняя ветка. Наблюдают, как меняется кора в зависимости от времени года.Рассматривают иголки, отмечают меняют ли цвет, уточняют какую пользу приноситкедр для человека.
У Водоемадети знакомятся с такой экосистемой как пруд, знакомятся с растениями и егообитателями: рыбы, лягушки, насекомые, птицы (дикие утки, цапли). Изучают изакрепляют правила поведения у водоема.
В результате работы у детей появляютсязнания о природе, о её многообразии, о целостности живого организма, егопотребностях; приобретаются практические навыки и умения по уходу зарастениями и животными своего ближайшего окружения. У детей формируются понятияо взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы: животныхдруг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека иприроды. Кроме этого формируется осознанно положительное отношение к объектамживой и неживой природы. Растет познавательный интерес к природе и еёизучению, повышается экологическая культура, экологическое самосознание удетей.
Эффективностьэкологического воспитания целиком и полностью зависит от создания и правильногоиспользования развивающей экосреды. В детском садуорганизовано такое пространство, такая среда для детей, где им интересно, гдеони могут приобщиться к миру природы.