Валеологическое просвещение родителей
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровлениеребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Ведь неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизациироссийского образования. Одним из средств решенияобозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которыхнемыслим педагогический процесс современного детского сада. Использованиепедагогами данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни,развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыкисаморегуляции. Наверняка, каждый из присутствующих понимает, что можно долгобиться, воспитываяу ребенка основы здорового образа жизни в детском саду, но,если ребенок приходит домой и родители, элементарно, забывают напомнить емувымыть руки, то, о каком здоровье может идти речь, поэтому целесообразно в комплексеобразовательных здоровьесберегающих технологий использовать валеологическиетехнологии просвещения родителей. Ни одна, даже самаялучшая оздоровительная программане сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместнос семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообществодети-родители-педагоги.
Основой успеха в воспитании является положительный примеравторитетного для ребенка взрослого — родителя, воспитателя. Родители, педагоги вприсутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг, нести в себе теидеалы, которые они хотели бы ему привить. Нельзя в присутствии ребенкапроповедовать одни идеалы, а в реальной жизни их нарушать. Главное — не общее количествовремени, которое необходимо провести с ребенком, а качество использованиякаждого часа.
Впервые о необходимости валеологического просвещения человека заявилкрупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников.
Необходимость валеологического просвещения подчеркивают иисследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 — 8% зависит отуспехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни.
Обобщив научные данные по сущности валеологического просвещения, мы пришли к собственномувидению исследуемой проблемы: валеологическое просвещение – это процесс, которыйнаправлен на сохранение и укрепление здоровья детей, родителей, педагогов,его осуществление связано с изменением отношения к здоровью родителей,ребенка, педагогического коллектива; это инновационный процесс, охватывающийвесь коллектив, его осуществление связано с перестройкой в сознании всехучастников педагогического процесса, то есть валеологическое просвещение выступаеткак комплексный педагогический феномен.
Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей.Формы взаимодействия с родителями разнообразны они могут быть какиндивидуальные и групповые, так и традиционные и нетрадиционные.
В соответствии с этим валеологическое просвещение родителей включает:
1. ознакомление родителей с результатами диагностикисостояния здоровья ребенкаи его психомоторного развития;
2. участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей
3. целенаправленную санпросветработу, пропагандирующуюобщегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценногосбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурногорежима и т. д.;
4. ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работыв детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитиеребенка;
5. обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК,дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.);
6. ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями,проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детскогоорганизма (фитотерапии, ароматерапии и т. д.).
Для реализации этихзадач широко используются:
• информация в родительских уголках, в папках-передвижках, вбиблиотеке ДОУ;
• консультации;
• устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков,специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейноговоспитания
• семинары-практикумы;
• деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонныхзаписей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решениемпедагогических кроссвордов и т. д.;
• «дни открытых дверей» для родителей с просмотром ипроведением разнообразных занятий в физкультурном зале, настадионе и в бассейне, закаливающих и лечебных процедур;
• совместные физкультурные досуги и праздники и т. д.
Совместная работа с семьей должна строиться на следующихосновных принципах, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели изадачи воспитанияздорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям,но и родителям,когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работыв детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретнымпланом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенкав дошкольномучреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье наоснове учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей наоснове доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога всемье, а родителей- в детском саду.
Основой в технологии валеологического просвещения являетсяиндивидуальная программа (план) оздоровления, разрабатываемая на каждого ребенка вначале учебного года совместно с родителями на основе глубокой диагностикисостояния его здоровья и психомоторного развития.
Особой формой наглядной пропаганды здоровьесбережения детей средиродителей являются валеологические газеты, буклеты, памятки.Материал для них подбирают воспитатели, оформляют и включают в план валеологической работы сродителями. В них отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей.Наглядные пособия помогают родителям лучше узнать условия, задачи иметоды воспитанияздоровых детей.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей,привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессеявляется составной частью валеологического просвещения по приобщению к здоровому образужизни.
Таким образом, технология валеологического просвещения родителей позволяетне только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но ипривлечь родителей ксовместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течениевсего пребывания в дошкольном учреждении.
