X-PDF

Статья на тему : ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ РОССИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Поделиться статьей

ВОЗМОЖНОСТИИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ РОССИИ КАК СРЕДСТВОПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Медведева Екатерина Юрьевна

Учитель истории,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»,

(г. Шадринск, Россия)

 

Аннотация

Всовременном обществе привлечь внимание ученика довольно непросто. Именнопоэтому учитель, в том числе и учитель истории, вынужден не просто преподноситьновый материал по учебнику, а еще и вовлечь в этот процесс учащихся. На урокеистории в решении этой задачи могут помочь различные Интернет-ресурсы, которыевключают в себя онлайн-музеи, картотеки, документальные исторические фильмы ивидеоролики. Кроме того, различные Интернет-ресурсы являются помощниками, какучителей, так и учеников при подготовке к Единому Государственному экзамену.

Ключевые слова: интернет-ресурсы, история России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Цель исследования: обосновать значимостьиспользования Интернет-ресурсов как средства повышения эффективности урока приработе преподавателя истории общеобразовательного учреждения.

Для достижения цели выпускной квалификационной работынеобходимо решить следующие задачи:

1.      Изучить литературу по теме исследования и дать общуюхарактеристику понятиям Интернет и Интернет-ресурсы.

2.      Раскрыть сущность основных видов Интернет-ресурсов.

3.      Рассмотреть проведение урока истории с использованиемИнтернет-ресурсов.

4.      Проанализировать опыт учителей, использующих Интернет-ресурсы науроках истории России.

5.      Проанализировать деятельность учащихся и преподавателя в условияхиспользования Интернет-ресурсов.


Методологическая база исследования: Для достижения цели и решения задачисследования, проверки гипотезы была использована система
взаимодополняющих методов исследования: теоретические — теоретический
анализ (структурный, функциональный, сравнительный, ретроспективный),
обобщение, анализ философской, методологической, психолого-педагогическойлитературы по проблеме исследования, изучение нормативных ипрограммно-методических документов в сфере образования, моделирование;
эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта,
диагностика (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опрос,
тестирование, ранжирование, социометрия), опытно– экспериментальная
работа;
математические: статистическая обработка данных.

 

 

Существуют определенные коллекции электронных образовательныхресурсов, которые были разработаны для повышения эффективности образования. Втечение последних лет, они были созданы и размещены в сети Интернет именно врамках образовательных программ, которые выполняются на федеральном уровне.

Такие системы включают в себя и электронные библиотеки,справочники, различную информацию о специалистах и организациях и много другихполезных сервисов.

В открытом доступе представлено огромное количество различныхИнтернет-ресурсов. Например, Федеральный центр информационно-образовательныхресурсов, Информационная система «Единое окно доступа к образовательнымресурсам», Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов идругие. Стоит уделить внимание каждому из них, чтобы обозначить значимостьиспользования Интернета в преподавании.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсовобеспечивает доступ к центральному хранилищу электронных образовательныхресурсов системы образования. В хранилище ФЦИОР находятся самые разные типыресурсов. Здесь можно найти: электронные учебные модулиоткрытых мультимедиа систем и виртуальных коллективных сред, электронныеобразовательные ресурсы на локальных носителях, текстографические сетевые электронныеобразовательные ресурсы, а также ресурсы, созданные с использованиемсовременных технологий Flash и Java.

ФЦИОР содержит большое количество полезных программ,необходимых для работы с электронными образовательными ресурсами, тематическиефорумы. При этом четвертый выпуск Каталога ФЦИОР включал в себя примерыразработок электронных образовательных ресурсов. Другими словами, туда входилиэлектронные учебные разработки открытых мультимедийных систем по различнымшкольным дисциплинам, в том числе и по истории.

Также крупнейшая в России электронная библиотека научныхпубликаций eLIBRARY.RU обладает богатыми возможностями поиска и полученияинформации. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования(РИНЦ) – созданным по заказу Минобрнауки РФ бесплатным общедоступныминструментом измерения и анализа публикационной активности ученых иорганизаций.

Еще один интернет-помощник для каждого учителя — это«Библиотека МЭШ». Московская электронная школа, как сказано на ихсайте, это объединение образовательной деятельности с информационнымитехнологиями, которое улучшает процесс обучения детей и создает информационнуюсреду для продуктивной работы сотрудников школы. 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

Во время дистанционного обучения я нередко прибегала киспользованию данного интернет — ресурса. И благодаря ему уроки получалисьразнообразнее и интереснее для учеников.

Учитель может самостоятельно разрабатывать уроки и загружатьих в Библиотеку МЭШ. Это в первую очередь позволяет учителю разработатьуникальный образовательный контент, которым смогут воспользоваться другиеучителя. Конечно же, загруженные материалы проходят тщательную проверку наналичие плагиата и размещения некачественного материала.

Удобство данного интернет — ресурса в том, что можно найтиинтересующую вас тему и сделать урок увлекательнее и наиболее запоминающимся. Кпримеру, урок в 9 классе на тему: «Александр II: начало правления. Крестьянскаяреформа 1861 г.». На сайтах Библиотека МЭШ представлен данный урок винтерактивной форме. И содержит он несколько коротких видеороликов, послекоторых ученикам будут заданы вопросы. Так же уроки не могут обойтись безиспользования карт, которые также включены в структуру урока. Несомненно,велика роль учителя, который сможет контролировать весь процесс и обсуждать сучениками тему урока.

При этом на данном сайте находится огромное количествозаданий и тестов по темам урока истории. Задания попадаются самыеразнообразные, это могут быть и установления соответствий, и выбор верногоутверждения или просто работа с датами.

Стоить отметить Библиотеку РЭШ. На данном Интернет-ресурсепредставлены интерактивные уроки, которые включают в себя видеоролики слекциями от учителей, а также задания для проверки усвоенных знаний. Ученикимогут неограниченное количество разрешать упражнения и задачи, что поможетучителю отследить статистику успеваемости. Все лекции дополнены изображениями,фрагментами из документальных фильмов и аудиофайлами, что может ученикампогрузиться в историю прошлого. Сайт дополнен рабочими программами, конспектамиуроков и проверочными заданиями. Самое главное то, что они нацелены накачественную подготовку к Всероссийским проверочным работам и государственнойитоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Для примера можно рассмотреть урок потеме «Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905гг.». Лекция отпреподавателя даёт развернутое объяснения всех событий, произошедших во временаправления Николая II. В лекцию включены предпосылки и итоги данной войны, использованыпроизведения искусства, относящиеся к данному периоду. При том, что послелекции предложен тест, который с точностью поможет понять учителю качествоусвоенного материала.

Современная компьютеризация архивов, музеев может стать оченьполезна при подготовке к Единому Государственному Экзамену и в целом длявсестороннего развития школьников.

Онлайн-музеи могут расширить возможности учебного процесса.Если задуматься, не у каждого ученика есть возможность посетить музеи различныхгородов России, или даже других стран. Интернет предоставляет нам такуювозможность. Уместно использовать данные ресурсы сети Интернет на уроках поизучению культуры 19-20 веков. В конце каждой изученной главы ученики должныподготовить проекты, и для того, чтобы облегчить задание, можно провести имурок, на котором будет проведена онлайн экскурсия по музею, например,Третьяковской галерее.

 Ведь именно использование исторических источников приизучении истории кардинально отличается от традиционных методов обучения.Благодаря прямому контакту с памятниками прошлого происходит непосредственноевосприятие, как исторического прошлого, так и его следов.

Изучая темы архитектуры и быта русских поселений различныхвеков, можно использовать виртуальные прогулки.

В настоящее время существует огромное количество сайтов свиртуальными турами и путеводителями по экспозициям с живописными полотнами,скульптурными композициями и даже по усадьбам исторических личностей. Например,ученикам можно показать Музей-усадьбу Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»,Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» и Музей-заповедникИ.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», сопровождая показ с лекцией от учителя потемам изучения культуры 19-20 веков.

Насколько известно, именно при подготовке к ЕГЭ,использование данных ресурсов будет как никогда кстати. При детальном изучениии визуализации памятников архитектуры ученики смогут намного лучше усвоитьинформацию и успешно применить её на экзамене.

Не могу не упомянуть также интернет-проект «1812 год». В 2006году был открыт филиал этого интернет — проекта, сайт на котором появиласьвозможность размещать родственные материалы и ресурсы. А в конце 2010 года былзапущен онлайн архив «Мемориал Отечественной войны 1812 года и Заграничныхпоходов русской армии 1813-1814 гг.». Данный проект привлек наше внимание, таккак информация в этом проекте постоянно пополняется по настоящее время.

Раздел библиотеки интернет — проекта «1812 год» содержит всебе 100 полнотекстовых электронных книг, куда входят и мемуары, и дневники, иписьма. Впервые переизданные 4 тома из 7-ми томного юбилейного издания«Отечественная война и Русское общество», выпущенного товариществом И.Д. Сытинак 100-летней годовщине войны 1812-го года заслуживают особого внимания, ведьэто одно из самых редких и важных изданий. Данный Интернет-ресурс станетпомощником, как учителя, так и учеников при изучении темы урока «Отечественнаявойна 1812 года».

Раздел искусства поможет ученикам ознакомиться с творчествоммногих художников-баталистов, таких как В. Верещагин, П. Гесс и др. Картиныданных авторов часто используются во второй части Единого ГосударственногоЭкзамена. Поэтому, целесообразно будет показывать картины ученикам и проситьозвучить их краткое описание, название и автора.

Несомненно, важным будет раздел исторических личностей, которыйсоздан в форме биографического справочника с иллюстрациями по персоналиям,другими словами, можно рассмотреть конкретных военных, политиков илигосударственных деятелей. Данный раздел целесообразно использовать при изученииотдельных правителей и полководцев, к примеру на уроке по теме: «Александр I: начало правления».Данный Интернет-ресурс поможет узнать какие-то интересные факты этой личности.

Конечно же, нельзя представить процесс обучения истории безиспользования карт. Не в каждой школе есть возможность приобретать карты ииспользоваться их на уроках. В этом случае на помощь приходят онлайн карты.

Новейшим Интернет-ресурсом, который привлёк внимание, сталсайт «HISTOGRAPHY». Этосвоеобразная интерактивная карта, с помощью которой можно показать ученикампроцесс изменения границ России на протяжении веков. Последствия каждой войныотражены в формате анимации. Данный Интернет-ресурс будет уместно показать науроках по присоединению территорий к Российской империи, но в качестведемонстрации того, как изменялись границы территории.

Не стоит забывать про интернет — журналы. Один из известныхнаучно-просветительских журналов — это «Скепсис». Полезен преподавателям иученикам он будет тем, что в него включены: рецензии на книги и фильмы, научнаялитература по истории, аналитические материалы по реформе образования,отношениям государства и церкви, протестному движению и другим, не менееактуальным темам XIXXX веков. Также таместь курсы лекций историков, которые так же будут полезны при подготовке к ЕГЭ.

Трудность заключается в поиске журналов с достовернойинформацией, так как в современном мире распространены любительские версии техили иных электронных периодических изданий. Поэтому преподавателю приподготовке к уроку придется заранее подготовиться и направить запрос наполучение необходимого журнала. Но тем не менее, на просторах таких журналовможно найти политические, научные, социологические издания. А также важныерезультаты социологических опросов, данных статистики и важных выводовэкспертов.

Говоря о библиотеках, стоит упомянуть научную библиотеку МГУимени М.В. Ломоносова (НБ МГУ). Фонд НБМГУ — около 10 млн экземпляров, в том числе 3,5 млн изданий на иностранныхязыках. Наиболее ценная часть фонда, начиная с рукописей XI века, находится всобрании отдела редких книг и рукописей (около 400 000 экземпляров).Этот вид Интернет-ресурсов в большей степени необходим для учителей, с помощьюкоторого они смогут повысить эффективность своих уроков и разнообразить подачуматериала.

 

 

Список литературы:

1.                Абалуев, Р. Н.Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / Р. Н.Абалуев, Н. Г. Астафьев, Н. И. Бойко и др. – Тамбов: Изд-во ТГТУ,2002. – Ч. 3. – 162 с.

2.                Алехин, И. А. Актуальные проблемы интеграции информационных идидактических ресурсов в образовательном процессе высшего учебного заведения /И. А. Алехин, И. В. Тренин. – Текст : непосредственный // Мир образования -образование в мире. – 2016. – № 1 (61). – С. 176-186.

3.                Андреев,А.А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning // Высшее образование вРоссии. – 2010. – № 8,9. – С. 41–45.

4.                АнтопольскийА.Б. Алгоритмы и процедуры определения уровня развития информационных ресурсовв научных и образовательных организациях // Научно-техническая информация. Сер.1: Организация и методика информационной работы. 2015. № 1. С. 15-23.

5.                Афанасьева, А. В. Роль ИКТ в подготовке компетентного специалистав условиях введения ФГОС нового поколения / А. В. Афанасьева, М. А. Белякова. –Текст : непосредственный // Методист. – 2011. – № 2. – С. 53-55.

6.                Валетов, Т. Я. Интернет-ресурсы по истории: достижения и пробелы /Т. Я. Валетов. – Текст : электронный // Информационный бюллетень ассоциацииИстория и компьютер. – 2004. – № 32. – С. 53-55. – URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17925081 (дата обращения: 29.01.2023).

7.                Волкова И.Л. Распространение опыта учителя посредством сети Интернет/ И.Л. Волкова.-Текст: электронный – 2015. URL : https://infourok.ru/vistupleniepotemerasprostranenieopitauchitelyaposredstvomsetiinternet-689006.html ( Дата обращения29.01.2023).

8.                Господарик, Ю. П. Проблемы использования интернет-ресурсов вобучении истории / Ю. П. Господарик. – Текст : непосредственный // Преподаваниеистории и обществознания в школе. – 2014. – № 8. – С. 17-23.

9.                Гулин, А. С. Использование современных ИКТ и интернет-ресурсов науроках истории / А. С. Гулин. – Текст : непосредственный // Преподаваниеистории в школе : науч. — теорет. и метод. журн. – 2017. – № 1. – С. 27-29.

10.           Еременко, Т. Информационные ресурсы нового типа как фактор влиянияна качество образования / Т. Еременко. – Текст : непосредственный // Almamater: Вестник высшей школы. – 2002. – № 3. – С. 8-11.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет