Номинация «Море» в творчестве И.А. Бунина
Орищак Д.И., учительрусского языка и литературы
МБОУ СОШ №16 им. В.К.Рыжова
г. Кропоткин МОКавказский район
Цель статьи – выявить семантикулексемы «море» в поэтической речи И.А. Бунина,
определить те дополнительныесмысловые значения, которые она в них приобретает.
Ключевые слова: текст, лирическийгерой, знаки языка, смысл, море, небо, тишина,
одиночество
Лексема «море» полисемантична. Втолковых словарях номинация «море» имеет следующие значения:
1. Часть океана – большое водноепространство с горько-соленой водой.
2. Перен., кого-чего. Большое
количество кого-чего-н. (высок.).[4, с. 292 ].
В словарях символов слово «море»означает: бесконечность, время, вечность; хаос, могучую силу, бездну,равнодушие, смерть; вечного дарителя и вечного похитителя [3].
В Библии море – это то, чтоосталось от праматерии после сотворения Мира, не имеющее формы и образа,бескрайнее, бурливое и всегда склонное к возмущению.
Наша цель рассмотреть на языковомматериале поэтических произведений И.А. Бунина особенности семантики слова«море». Обратимся к стихотворениям «Северное море» и «В открытом море – тольконебо».
Заметим, что красотой и мощьюводной стихии И. Бунин восхищался с юности. И с тех пор морская тема сталаизлюбленной в его творчестве. Что для Бунина море? Каким оно показано в разныхстихотворениях? Какие знаки языка, символы и обороты речи он использует?
В описаниях водной стихии И. Бунинпроявляет свое лирическое «я», проникает в глубины психологии персонажей,насыщает произведения философскими размышлениями о жизни, смерти, любви,вечности, божественной сути бытия: Бывало, мы сбежим к воде с обрыва,/ И жадноловим ветер. Вольно веет/ Он бодростью и свежестью морской;/ Срывая брызги сбурного прибоя,/ Он влажной пылью воздух наполняет…. («Отрывок», 1901); Я впригоршни ловлю закипевшую пену волны − / И сквозь пальцы течѐт не волна, асапфиры, − несметные/ Искры синего пламени, Жизнь! («Набегает впотьмах», 1904).«Морские» мотивы у поэта насыщены глубоким философским смыслом, отражаютэмоциональное состояние лирического героя, ценностные ориентации автора.
В стихотворении «Северное море»(1897) поэт показывает движение, стремительность, изменчивость, опасностьморской стихии: Они (волны) кипят, бушуют и гудят,/В ухабах их, меж зыбкимигорами,/Качают чайки острыми крылами/И с воплями над бездною скользят. Такавтор передает душевные переживания лирического героя, который не можетоторвать глаз от «бурных волн»: Но не могу я взоров отвести/ От бурных волн, отих пучины черной. Герой заворожен, загипнотизирован, будто неведомая силавлечет его.
В цветовой символике стихотворениядоминируют мрачные тона (черный, серый, синий). Запах морской пены, сыростькамня, скалы – реалии, составляющие предметный ряд текста. С помощью предикатовсо значением активного действия (кипят, бушуют, гудят – волны; бьет, взметает,вторит – ветер) автор актуализирует мысль о катастрофичности бытия и хрупкостичеловеческой жизни. Море в тексте имеет отрицательную коннотацию.
В стихотворении И.А. Бунина «Вдольплоских знойных берегов» описываются тишина, безлюдье, безграничное морскоепространство и огромное небо. Создается картина первозданного мира, и геройздесь – наблюдатель: И моря пышноцветное индиго/ Равниною глядит из-запесков./Нет даже чаек. Слабо проползает/ Шуршащий краб. Желтеют кости рыб. /Иберегов краснеющий изгиб/ В лиловых полутонах исчезает.
Номинативные единицы, служащиетекстовому развертыванию лексемы «море» в стихах И. Бунина следующие: море –бездна, равнина, пучина, гладь, зерцало. Образ моря создается с помощью такихязыковых единиц, как волна, пена, валы: …под мерный шум валов,/ Слежу я в морепарус бригантины («Развалины»).
Предикативные доминанты, создающиеобраз морской стихии, – бушует, гудит, взметает, кипит, кидает, глядит,баюкает: Теперь на Чѐрном море непрерывно / Бушуют бури: тусклый блеск отсолнца,/ Скалистый берег, бешеный прибой/ И по волнам сверкающая пена…(«Отрывок»)
Атрибутивные конструкции,описывающие море, выражают отношение субъекта речи к водной стихии, маркируютпсихологическое состояние персонажа – холодный, резкий, бурный, упорный,черный, зыбкий, острый, жалобный; закипевшая пена волны; вечерние волны,хрустальная вода, мерный шум валов, лучистый отблеск мор, бешеный прибой,лучистый отблеск и др.: Лучистый отблеск моря/ И белизна шоссе слепят огнемглаза («На винограднике»).
Для того чтобы доказать, что мореформирует разные понятийные поля, обратимся к стихотворению И. Бунина «Воткрытом море – только небо» (1905). Основным настроением этого стихотворенияявляются элегичность, созерцательность и грусть как привычное душевноесостояние лирического героя. Спокойное море вызывает радость, позитивные мысли:Но волны, пенясь и качаясь,/ Идут, бегут навстречу мне… В стихотворенииноминация «море» соседствует с лексемами вода, волна, формирующими в текстевизуальный и слуховой образы. В стихотворении противопоставляются свет и теньдля того, чтобы показать, насколько переменчиво состояние человека: море –открытое, вольное, живое. Цветообозначения (синий, лазурь) используются И.Буниным для маркирования смылов «чистота», «высота». В стихотворении «Все море– как жемчужное зерцало» цветовое разнообразие передается с помощьюминералогической лексики: У берегов в воде застыли скалы,/ Под ними светитжидкий изумруд,/ А там, вдали- и жемчуг и опалы/ По золотистым яхонтам текут.
Лирическую исповедь можноразделить на две части. В первой части автор описывает красоту водной стихии,используя при этом предикаты активного действия: идет волна, кренит, бежит,гонит, сквозит. Во второй части идет параллель с лирической героиней, котораясуществует в речевом пространстве героя. Здесь автор использует ментальныепредикаты: опять напоминает, забыта навсегда. Герой тоскует по прошлому, по невозвратноушедшей любви: … А ты забыта, Ты бесконечно далека!//И кто-то синими глазами/Глядит в мелькающей волне.
Проанализировав стихотворения И.А.Бунина, мы убедились в том, что номинация «море» является у поэта носителемразных значений и смыслов. Мы выяснили, что мотив море связан с таким концептомкак ПРИРОДА, ЖИЗНЬ, ВОСПОМИНАНИЯ, СМЕРТЬ.
Список литературы
1. Адамчик В.В. Словарь символов изнаков. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. 240 с.
2. Бунин И.А. Собр. соч.: в 4 т.Т. 1. М.: Изд-во: Правда, 1988.
3. Мифология. Большойэнциклопедический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.:
Большая Российская энциклопедия,1998. 736 с.
4. Ожегов С.И. Словарь РусскогоЯзыка / Под редакцией члена-корреспондента АН
СССР Н.Ю. Шведовой. М.: Русскийязык, 1988. 750 с.