2023- год Педагога/Наставника
Я – учительначальных классов МБОУ СОШ №4 имени Тикеева Д.С. села Иглино Иглинскогорайона Республики Башкортостан.
Узнав оВсероссийской акции «Учить! Вдохновлять! Развивать!», решила принять участие.Хочу сказать, что именно эти слова являются девизом всей моей педагогическойдеятельности. Конечно, сложно оценить труд педагога и наставника, потому чтокаждый из них оставляет в своём ученике частичку сердца и души. В.А.Сухомлинский сказал: «Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души».Только ли частицу? Сколько таких кусочков души уже отдано за 49 лет работы (нынчеработаю 50 год!) Любовь к детям, преданность к учительской профессии неиссякает, а становится от выпуска к выпуску более мудрой, глубокой. Это моёпризвание. Всегда испытываю желание учить детей и учиться самой, творить длядетей и побуждать учеников к добросовестному труду и творчеству.
В моейпедагогической деятельности были наставники, которые раскрыли педагогику некак науку, а как высшее искусство. Это К. Д. Ушинский — основоположник научнойпедагогики и автор книг « Детский мир», «Родное слово»; В. А.Сухомлинский -педагог – новатор, детский писатель, Ш.А. Амонашвили — доктор педагогических наук, доктор психологических наук, руководитель Международного Центра Гуманнойпедагогики. Педагогическому искусству я училась у этих светил!
ЗакончивБлаговещенское педучилище в 1973 году, я стала работать учителем начальныхклассов в Родниковской восьмилетней школе. Деревенские ребятишки былилюбознательны: с улыбкой поглядывали на учителя, на перемене пытались подойтиближе и дотронуться до пальчика, некоторые просили полистать мои красивые книги (я их специально раскрывала, чтобы узнать их интерес).
Поймавискорку интереса, я стала отвечать на них, но обязательно задавала свой вопрос,ответ на который ученики должны найти в книге для чтения. На следующий деньмои ученики пытались ответить; дополняя их ответ, отправляла за ответом уже вэнциклопедии. День за днём увлекала детей учением. И мои ученики становилисьактивными участниками обучения и воспитания. Заметила, что у детей разныеспособности, домашнее воспитание, взгляды родителей. Проработав год, глядя воткрытые глаза моих учеников, я решила, что буду учить их добротой и красотой!На помощь пришла книга великого русского педагога К.Д.Ушинского «Рассказы исказки». Читая книгу, дети узнавали о тяжёлом труде земледельца, обудивительной жизни и повадках животных; учились понимать содержание и даватьоценку героям. Окружающий мир вокруг них становился ярким, близким. Так врассказе « 4 желания» дети узнают, что каждое время года по – своему прекрасно!Звонкая весна, цветущее лето, золотая осень и хрустящая зима с каждым сезономменяется. Читая рассказ «Учёный медведь», даже современные дети понимают исочувствуют, как тяжело медведю добывать деньги хозяевам, «им жаль бедногоМиши: из губы, продетой кольцом, сочилась кровь». Способность чувствоватьэмоции героя приведёт к благородным поступкам.
Через 2 годая вернулась в родную Урманскую среднюю общеобразовательную школу. Школойруководил Заслуженный учитель Республики Башкортостан Муллаянов Ильгам Нургалеевич- человек большой любви, огромной энергии, высокой работоспособности. Школа была настоящей лабораторией учителей: 12 молодых учителей были выпускникамишколы, а остальная часть коллектива – наши опытные учителя! Нам было у когопоучиться на педсоветах, методических объединениях; изучали опыт лучшихучителей, например, у С.Н. Лысенковой взяли на вооружение 3-х китов (комментированноеписьмо, опережающее изучение учебного материала, работа над диктантами), уВ.Зайцева – резервы быстрого чтения, у Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова – формированиепсихологических механизмов учебной деятельности, у В.А. Сухомлинского- «..любовь учителя к детям — единственную силу, способную очеловечитьвоспитание»; гармонию форм, красок, звуков природы. Он писал: «Перед человекомоткрылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песнюкузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиковжаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном. Этакрасота не всем раскроется, а только тем, кто умеет видеть и слышать».
Мы, молодыепедагоги, старались услышать и увидеть эту красоту, раскрыть её передучениками; сами учились любить, страдать, сочувствовать. Наше великодушие и внастоящее время светится, излучает тепло и согревает души наших учеников. Мынаучились Учить! Вдохновлять! Развивать! Это великое счастье коллективаМБОУ СОШ с. Урман! Свой опыт не держали под замком: ученики побеждали нарайонных, республиканских и даже российских олимпиадах; учителя — вРеспубликанском конкурсе «Лучшие школы- 2005» , во Всероссийском конкурсеобразовательных учреждений , который проводился в рамках приоритетного проекта« Образование» — 2007г.; вырастили не одно поколение педагогов своей школы,которые успешно работают в школах нашего района и сами являются наставникамимолодых учителей, а главное – у нас есть и будут продолжатели педагогическойпрофессии: две ученицы – отличницы учатся на 2 курсе колледжа Башкирскогогосударственного педагогического института имени Акмуллы.
А ещё в моейпедагогической судьбе сыграл превеликую роль — Шалва Александрович Амонашвили — доктор педагогических наук, доктор психологических наук, руководитель Международного Центра Гуманной педагогики. 1987-90 годы мы стали обучать 6-леток. 6 лет – это возраст безграничной энергии, возраст почемучек,увлечённо и радостно впитывающих в себя окружающий мир; дети – ласковы, доверчивы,любознательны и очень подвижны. Имея опыт работы, я решила, что у моихучеников обучение должно быть радостным, увлекательным не только для детей, нои для учителя. В поиске методов обучения шестилетних детей я познакомилась сопытом работы Шалвы Александровича по книгам «Здравствуйте, дети», «Какживёте, дети?», « В добрый путь, ребята!» Эти книги стали моими настольнымикнигами, в них нашла ответы на многие вопросы, казалось, что он именно мнеговорит:
— спеши к детям, радуйся каждойвстрече с ними;
— воспитание у детей любви к чтению– дело педагогической чести;
— суть нравственной основызаключается в том, чтобы люди помогали друг другу достичь успеха;
-ум, сердце, руки – их целостностьи гармония — в этом суть общего развития (по Л.В. Занкову)
— прикосновение способностей иэмоций учителя со способностям , силами и эмоциями своих учеников- настоящая ,радостная, увлекательная педагогика;
— ученики – соратники, хозяеватворения урока; нужно беречь право каждого ребёнка работать спокойно;
— проводи красивые уроки, красивообщайся, говорили ласково, тихо;
— помогай ученикам идти от радостик радости, от успеха к успеху — в этом ценность гуманной педагогики.
Я благодарна своемунаставнику за гуманную педагогику! Спасибо, Шалва Александрович, за светлыйвзгляд и добрый ум, за умное сердце и гуманную педагогику. Здоровья Вам,озарения, вдохновения, живите долго — долго, радуя нас новыми открытиями!
Уже в процессе работы сталипоявляться собственные «изюминки» педагогического труда:
1) После первой недели в моёмблокноте появилась запись: «Будь добра и терпелива — перед тобою шестилетки!»
2) В тишине итолько в тишине можно думать, говорить и даже спорить.
3) Если работаешь хорошо,помоги товарищу.
4) Развивай ум, сердце, руки учениковпараллельно с обучением.
Вот уже 9 годработаю в МБОУ СОШ №4 имени Тикеева Д.С., в третий раз набрала первоклассников.Целью воспитательной работы является формирование интеллектуальной, физическиздоровой личности, способной к творческому самообразованию и саморазвитию. Ввоспитательной работе использую художественные миниатюры В.А. Сухомлинского иосновы гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили, которые помогают моимученикам понимать красоту жизни, учат ценить человеческое общение, уважать старших, формируют гармонию труда, счастья и долга. (Настоящая педагогическаясимфония!)
За годыработы с учащимися начальных классов сформировались принципы :
— искренне любить детей, излучатьчеловеческую доброту, создавать условия для душевного комфорта и равновесия (этомуя училась у Амонашвили Ш.А.)
— ни одно внеклассное мероприятиене проводить ради «галочки», оно вызвано потребностью интересов учащихся ислужит звеном дальнейшего развития каждого ученика в отдельности и класса в целом;
— основа педагогического общения –сотрудничество, сотворчество: творит учитель, и каждый ребёнок вноситпосильный вклад в подготовку и проведение внеклассных мероприятий: одни из нихявляются активными участниками, другие готовят оформление, третьи пишутсочинения, синквейны;
— всё сделанное своими рукаминаходит применение и служит стимулом в дальнейшей внеклассной работе;
— родители становятся моимиединомышленниками, союзниками и активно принимают участие во всех нашихначинаниях.
Всё это побуждает учителя Учить!Вдохновлять! Развивать! Не это ли педагогическое наслаждение!
Взгляд детей мне душусогревает,
Их усердие мне силу придаёт.
Детский смех весельем заражает,
Дружба детская меня не придаёт.
Чем могу я оплатить за этот
Драгоценный дар своей судьбы?
Только тем, что подарила детям
Капельку своей души
ШабардинаФания Исламовна
28.02.2023г.
