Эффективныеформы работы на уроках технологии,
способствующиеформированию функциональной
грамотностиобучающихся
Современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки простыхумений «читать, писать, понимать, ориентироваться» и постепенно начинаетвключать в себя более широкие сферы общественной и культурной жизни. Функциональная грамотность – этоспособность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстроадаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотностикак способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты иосуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность естьуровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционированиеличности в системе социальных отношений, который считается минимальнонеобходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретнойкультурной среде. (Пример: оформить счет в банке, изучитьинструкцию к купленному компьютеру и т.д.)
Данноепонятие подразумевает формирование различных навыков, умений изнаний, которые помогают человеку в формировании и становлении личности, атакже общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизнив современном мире.
Важнойсоставляющей в формирования функциональной грамотности на уроках технологииявляютсяпрофессиональнаякомпетентность учителя, системно-деятельностный подход, продуктивный характеручебной деятельности на уроке, межпредметная интеграция, образовательныетехнологии, исследовательские и проблемные стратегии, работа с техническойдокументацией, учебно-практические задания.
На заседаниимуниципального методического объединения учителей образовательной области«Технология»24 января 2023 года, которое состоялось на базе Горновской среднейшколы, говорили обэффективных формах работы на урокахтехнологии, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся.
В работе семинара приняло участие болеетридцати педагоговшкол всего района.
О целях, задачах, отличительных чертахфункциональной грамотности на уроках технологии, о формах функциональнойграмотности, о формировании умения планировать, анализировать работу и делатьвыводы, умения выполнять математические расчёты рассказала и поделилась личнымопытом учитель технологии Пойменной среднейшколы Артёменко Лариса Васильевна.
В выступлении «Стандарты технологическойграмотности как инструмент развития технологического образования» учительтехнологии Тогучинской средней школы №3 Шпак А. О. говорил о связитехнологического образования, технологической грамотности и технологическойсреды, о том, как технологическая грамотность влияет на процесс и результат образованияличности, стандартах, методах и приёмахформирования, развития технологическойграмотности, её оценки.
О патриотическом воспитании и влияниизанятий в кружке на формирование личности школьников, развивитие мелкоймоторики и усидчивости, инженерного мышления, умение решать многосложныетехнические задачи для достижения поставленных целей говорил в своем выступленииШинко Геннадий Георгиевич, руководитель авиамодельного кружка Горновскойсредней школы, поделился интересным многолетним опытом работы с учащимися,результатами участия в конкурсах и продемонстрировал модели самолетов, которыевыполняют школьники на его занятиях.
В ходе работы семинара проведенмониторинг по оснащённости кабинетов технологии школ Тогучинского района, педагогиознакомленыс
нововведениями впредметной области «Технология».
Обсудив представленную информацию, ММОучителей «Технологии» приняло решение активизировать работу педагогов поразвитию форм
функциональнойграмотности, технологического образования учащихся,продолжить обучение 3D-моделированию, прототипированиюи черчению для возможности дальнейшего внедрения модулей в рабочую программупо технологии, обучения учащихся и участия с ними в конкурсах и олимпиадахразного уровня.
И какдополнительный бонус – экскурсия по современной, недавно отстроенной школе,которую провела Сорокина С. Г. – заместитель директора поучебной работе Горновской средней школы.
ШпакА.О.,
руководитель ММОучителей
Тогучинскогорайона
предметной области«Технология»