МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОНСКАЯ ШКОЛА»
АДМИНИСТРАЦИИВОЛНОВАХСКОГО РАЙОНА
пгт.Донское
Описание опыта работы
«Методы арт-терапии в коррекционнойработе педагога-психолога»
Подготовил
Педагог-психолог
МадярО.В.
«Лучший способ сделать детей
хорошими – это сделать их счастливыми»
Оскар Уайльд
Сейчасочень актуальна коррекционная работа любого направления. Вообще, как намизвестно, коррекционная педагогика – это отрасль, исследующая проблемыобразования, обучения и воспитания детского возраста с недостаткамипсихофизического развития.
Актуальностьпроблемы психического здоровья детей в последние годы сильно возросла.Увеличение нервно-психических и соматических заболеваний, а такжефункциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особеннона начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество обучащихся,которые не в состоянии усвоить общеобразовательные программы начальной школы,составляют 20-30%, а примерно 10% нуждаются в специальной форме обученияи особом подходе.
Внастоящее нестабильное время, отягощенное стрессовымиситуациями, педагоги и родители все чаще сталкиваются с неадекватнымипроявлениями поведения детей и с трудностями детской адаптации к изменяющимсяусловиям жизни. Следовательно, коррекция обосновывает необходимость создаватьспециальные педагогические условия для преодоления недостатков адаптации,становления личности.
В разных странах в определенныеисторические периоды коррекция имела разные названия: реабилитация,лечебная педагогика и т.д. Иногда коррекцию ограничивали только работой сдетьми, имеющими нарушения умственного развития или социального поведения, хотяв коррекционной помощи нуждаются дети и с другими недостатками. ХХІ век увлекчеловечество прогрессом науки и техники, новейшими информационными технологиями,а вместе с ними и стрессами, болью, страхом за будущее наше и наших детей.
Сегодня общество все больше начинаетпонимать, что его основы закладываются в детстве, а наиболее ценное егодостижение – это психическое здоровье ребенка, его неповторимыйиндивидуально-творческий потенциал. Каждый ребенок – это драгоценная жемчужина,и от нас зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможностиорганизма и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них.
Уникальность каждого человека не вызываетсомнений, но умение показать и продемонстрировать свою неповторимость еще несформирована у детей. И чаще всего раскрыться ребенку мешают застенчивость,неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Этосостояние возникает от внутренних переживаний ребенка.
Поэтому, целесообразно в наше времяиспользовать большое количество коррекционных программ по арт-терапии, которыенам предлагает государственная психологическая служба. Основным приоритетомкоторых является личностно-ориентированное обучение и воспитание, котороетребует психологизации образовательного процесса путем повышенияпсихологической компетентности всех его участников [5].
Программы арт-терапииоснованына комплексном подходе, имеют индивидуальную коррекционно-развивающуюнаправленность и ориентированы не столько на прямую передачу детям специальныхумений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннегопотенциала, повышение мотивации к разным видам художественной деятельности,развитию творческой активности, формированию адекватного межличностногоповедения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимойдеятельности.
Эти программы способствуют успешнойадаптации в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы,снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Работа в группе даетвозможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научитьсясчитаться с мнением других и отстаивать свое, проявлять активность,сдерживаться и т.д.
Уникальность их в том, что они носят универсальныйхарактер и рассчитаны на любого ребенка, то есть инициируют резервныевозможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, не зависимо отвозраста, разница заключается только в качестве достижения результата.Программы успешно применяются для детей с задержкой психического развития,проблемами социальной адаптации,эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой,низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности,коммуникации, поведения.
Из разнообразного количества имеющихсякоррекционных программ наиболее интересны, опирающиеся на Исцеление и Обучениечерез Искусство (арт-терапевтическая программа HEART),творческий подход к предоставлению психосоциальной поддержки детям,пострадавшим в результате серьезного или хронического стресса, которые окажутпсихосоциальную поддержку участникам учебно-воспитательного процесса.
Главная цель арт-терапии – помочь личностисамораскрыться. Человек может не озвучивать свои проблемы, а выполняякакие-либо действия, начинает сам их решать. Это направление помогает раскрытьтворческий потенциал в личности, имея развивающую, коррекционную среду.
Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта,а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы. Новизна втом, что сейчас в работе предусматриваются разные формы и методы, начиная снаблюдения за окружающим миром и заканчивая созданием готового изделия, отражающегосуть внутреннего личного состояния. В процессе реализации программ поарт-терапии, педагог-психолог подходит к каждому обучающемуся как к личности,отличающейся своими чертами характера и способностями. Поэтому суть коррекциисостоит в том, чтобы через рисунок, игру, сказку, музыку дать выход внутреннемудискомфорту и сильным эмоциям. Любой метод, из выше перечисленных, помогаетпонять собственные чувства и переживания. Наиболее распространеными являются изобразительныетехники – это более мягкий способ работы в контакте с разной категорией.Ребенок, как и взрослый, может не говорить или не признавать собственные проблемы своими, но при этом лепить, двигаться,рисовать и выражать себя через телодвижения, нарисованный рисунок, слепленнуюфигурку и т.д.
Использование некоторых приемоварт-терапии на занятиях может снимать психическое напряжение. Многиепсихические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Когдаребенок занимается творчеством, он изобретает различные способы выражения своихэмоций и постепенно новые способы общения с миром. Успех в творчествебессознательно переносится на обычную жизнь.
Итак,цель всей коррекционной работы – это активизация и стимулированиепознавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, приобретениекоммуникативных навыков и умений сотрудничества в социуме. А именно, в нашемслучае, цель арт-терапии – положительное влияние на личность: снижение тревоги,укрепление отношения к себе, возможность выразить и проявить себя, развиватьтворческие способности и чувства. Средствами искусства можно не только проявитьсебя, но и узнать больше о себе и других. Иногда случается так, что длянекоторых это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о своихтворческих способностях.
Литература:
1. Бондарь В. И.Проблемы коррекционного обучения в специальной педагогике. 2005
2. Матвийчук В.Э.Программа коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-личностнойсферы и предупреждению аффективных проявлений поведения учащегося.//Практическая психология и социальная работа. – 2003.- № 2 – 3. – С.41
3. Матвеева О.А. Развивающая икоррекционная работа с детьми. —М., 2001.
4. Овчарова Р.В. Технологиипрактического психолога образования. — М., 2000.
5. Хрестоматия Арт-терапия. – СПб.,2001 .