X-PDF

Статья Осмысленное чтение в дошкольном возрасте

Поделиться статьей

Осмысленное чтение в дошкольном возрасте

 

   Кажется, людисегодня только и делают, что читают: вокруг ведь так много информации!Мы её буквально проглатываем. Но в этом-то и кроетсяглавный подвох. Проглотить — значит не почувствовать вкуса.

   Читать — чтоэто значит? Сложить буквы в слоги и слоги в слова — эточтение, конечно же. И это ключевой навык, над которым начинаютработать в первом классе, а порой и раньше. Но этотехническое чтение. А какое же тогда смысловое? Здесь ответит Пушкин:«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная».В каком-то смысле поэт определил глубинную суть смыслового чтения.

  Смысловоечтение — это не только увязывание в логическую цепочку слови предложений. Это осознанное вчитывание и проникновение в сутьпосредством глубокого анализа. Восприятие произведения как значимого целогосо всеми его внутренними взаимосвязями, а ещё с практическойточки зрения, то есть с взаимосвязями с реальной жизнью.

    Смысловое чтение предполагаетразвитие у ребёнка способности работать с текстовой информацией, восприниматьеё на слух, обдумывать, анализировать, запоминать, выделять главное в этойинформации, отвечать на вопросы по тексту.
   Педагоги уверены — развивать способность к осмысленному или смысловому чтениюв школе уже поздно. Приучать ребёнка к работе с текстом нужно еще в дошкольномвозрасте. 
   Только текст должен быть особым: по особенному структурированным, сословами, подобранными по особым принципам, и обязательно в сопровождениинаглядности, визуального ряда.
   Эмоционально проживая события, ребёнок осваивает навык критического чтения –ключевой компетенции XXI века.

  Самые юные читатели порой много сил тратят на то, чтобысоединить буквы в слоги, а те, в свою очередь, в словаи предложения, поэтому им не всегда удается уловить смыслтекста.

   Чтение —это не просто механическое преобразование букв в слова,но и способ восприятия и обработки информации. Важно как можнораньше распознать, что ребенок не понимает прочитанное, пока объем текстови заданий невелик. Это легко сделать, задавая вопросы по тексту,например, по прочитанной сказке. Без ответов на вопросы ребенок самможет не обратить внимания на то, что он не понимает смыслатого, что прочитал.

   Для того чтобы ребенок успешно научился читать, нужнопредварительно сформировать словарный запас и ряд других навыков:

   Различают две стороны чтения: техническую и смысловую.Техническая сторона — это способ и скорость чтения, наличие илиотсутствие ошибок. А вот понимание прочитанного относитсяк смысловой, или понятийной, стороне чтения.

  Главные причины непонимания прочитанного могут быть следующими.

Нагрузкаи усталость. Современные дети живут в миребольших информационных нагрузок. Нередко ребенок читает фразу и коверкаетее смысл, стремясь выполнить задание как можно быстрее, чтобы перейтик следующему.

Автоматическоечтение. Ребенок тараторит текст, не вникая в его смысл.К сожалению, часто взрослые в первую очередь уделяют вниманиескорости чтения, а не его качеству. Пока ребенок учится читать,не стоит гнаться за скоростью. Лучше читать более медленно,но вдумчиво.

Недостаточныйсловарный запас. Ребенок может прочитать слово,но не знать его значения и потерять от этого смыслпредложения или даже всего текста. Объясните ребенку, что смысл непонятныхи незнакомых слов можно (и нужно!) уточнять у взрослых.

 

                 Принципы обучения осмысленному чтению

  Если ребенок уже может читать слоги и короткие слова (то естьтехнически научился читать), значит, пора подключать смысловую составляющую.То есть связывать образ слова с конкретным предметом, действием илипризнаком. Так ребенку будет гораздо интереснее учиться читать. Чтобы помочьребенку осознавать прочитанное, старайтесь придерживаться следующих принципов.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1194

  Играйте! Игра — естественное состояние дошкольникаи ведущий для него вид деятельности. Поэтому игры — наиболееэффективная форма познания мира в этом возрасте. В первую очередьиспользуйте игровые задания, чтобы учить ребенка читать.

  Ориентируйтесь на интересы ребенка. Нужнонайти сферу интересов конкретного ребенка и опираться на нее.

  Важна не длительность, а регулярность занятий. Лучшезаниматься по чуть-чуть, но ежедневно, чем устраивать учебные«марафоны» один или два раза в неделю.

  Объяснения должны быть краткими и емкими. Не стоитиспользовать пространные объяснения и запутанные сложноподчиненныепредложения. Четкие и короткие фразы, в которых используются слова,которые ребенку уже понятны, работают гораздо лучше, чем пространныеобъяснения.

  Двигательные паузы для снятия напряжения. Можноделать паузы вроде физкульт-минуток, а можно давать задания,подразумевающие движение.

  Не перегружайте ребенка. Если вы видите,что у малыша возникает отрицание заданий, если он отказываетсязаниматься, то, возможно, эта нагрузка для него чересчур велика. Дайте емувремя перезагрузиться и заняться тем, что ему нравится, а затемпопробуйте постепенно вернуться к занятиям.

  Ребенок имеет право не знать и не уметь. То,что нам кажется элементарным или очень простым, у дошкольника можетвызывать ощутимые трудности. Поэтому взрослым важно оставаться терпеливымии сдержанными и дать ребенку постепенно научиться тому, чтомы давно умеем.

  Не сравнивайте ребенка с другими. Единственный, с кем можно и нужно сравнивать своего ребенка, — это онсам в прошлом. Если есть прогресс, не забывайте отметить успехималыша.

 

Если ребенок все равно плохопонимает прочитанное

  Для начала нужно четко понимать, что ребенку тяжело и он не создаетпроблемы специально. Ему нужна помощь, и недовольство взрослого толькоухудшит ситуацию.

   Прежде всего убедитесь, что ребенок уверенно знает все буквы алфавита.Не стоит подгонять ребенка, как бы медленно он ни читал.Наоборот, можно останавливать его и задавать уточняющие вопросы, особеннопо поводу слов и фраз, чтение которых вызвало затруднения.

  После прочтения текста обязательно обсуждайте его, задавайте вопросы, чтобыудостовериться, что ребенок понял прочитанное. При заучивании наизусть стиховтакже уточняйте, понимает ли ребенок их смысл.

  Пусть малыш читает, как ему удобнее: подчеркивая линию текста линейкой, листомбумаги или водя по странице пальцем. Проблема, которой родителине всегда придают значение, заключается в том, что ребенок можетпросто сбиться и запутаться в массиве текста, поэтому ему важновыделить читаемую строку.

  Помните, что в любом деле главное — практика. Возможно, успех придетне сразу, но со временем при регулярных занятиях ребенок будетпонимать смысл прочитанного все лучше и лучше.

   Советуем всем родителямоткрыть для себя удивительный мир совместного осознанного чтенияс ребенком! Он открывает путь к диалогу и обсуждению важныхтем в семейном кругу. И в конечном итоге получается, чтосмысловое чтение еще и укрепляет семью!


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1194

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет