Особенностипреподавания учебного предмета «Технология» в условиях реализации обновленныхФГОС
Фундаментальной задачей общего образованияявляется освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К такимаспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность человека.Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существуетровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные чертыэта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства исвязанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельностичеловека. Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того,конечной целью науки является именно создание технологий.
Предметная область«Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, втом числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных исоциальных. В рамках освоения предметной области «Технология» происходитприобретение базовых навыков работы с современным технологическимоборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий,самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальныхсферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общегообразования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовойдеятельности.
Основной целью освоенияпредметной области «Технология» является формирование технологическойграмотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых дляперехода к новым приоритетам научно-технологического развития РоссийскойФедерации.
Задачами курса технологии являются:
— овладениезнаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» какнеобходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальнымидля жизни в этом социуме технологиями;
— овладениетрудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованиюматерии, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя изэкономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а такжекритериев личной и общественной безопасности;
— формирование уобучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности кпредложению и осуществлению новых технологических решений;
— формирование уобучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментови программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий;
— развитие уменийоценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущейпрофессиональной деятельности, владение методиками оценки своихпрофессиональных предпочтений.
Важно подчеркнуть,что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для образованиякатегории «знания», а именно:
— понятийноезнание, которое складывается из набора понятий, характеризующих даннуюпредметную область;
— алгоритмическое(технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к желаемомурезультату при соблюдении определённых условий;
— предметноезнание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей,применяемых в той или иной предметной области;
-методологическое знание — знание общих закономерностей изучаемых явлений ипроцессов.
Как и всякийобщеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимые аспектыдействительности, которые состоят в следующем:
— технологизациявсех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, чтоинтуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явнонедостаточно для успешной социализации учащихся
— необходимоцеленаправленное освоение всех этапов технологической цепочки и полного цикларешения поставленной задачи.
При этом возможныследующие уровни освоения технологии:
— уровеньпредставления;
— уровеньпользователя;
—когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий);
— практически всясовременная профессиональная деятельность, включая ручной труд, осуществляетсяс применением информационных и цифровых технологий, формирование навыков использованияэтих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в курсетехнологии;
— появлениефеномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное влияниена процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новыхтехнологий — информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимисязнаний, на развитии умения учиться.
Разумеется, этотновый контекст никак не умаляет (скорее, увеличивает) значимость ручного трудадля формирования интеллекта и адекватных представлений об окружающем мире.
Освоениеобучающимися ФГОС ООО
Количество часов на изучение предметнойобласти «Технология» в классах, реализующих ФГОС ООО, определяется следующимобразом:
Основное общее образование:
Учебный предмет — технология |
|||||
Класс |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Количество часов |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Дополнительнорекомендуется выделить за счёт внеурочной деятельности в 8 классе — 1 час внеделю и в 9 классе — 2 часа. Часы учебного предмета «Технология» в 9 классемогут быть выделены за счет вариативной части учебного плана для организациипредпрофильной подготовки обучающихся (реализуется элективными курсами, в томчисле по профориентации) и внеурочной деятельности.
Современный курстехнологии построен по модульному принципу.Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современныхучебных курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальныхобразовательных траекторий, что является основополагающим принципом построенияобщеобразовательного курса технологии. Структура модульного курса технологиитакова.
Инвариантные модули:
— «Производство итехнология»;
— «Технологииобработки материалов и пищевых продуктов».
Вариативные модули
— «Робототехника»;
-«3D-моделирование, прототипирование, макетирование»;
— «Компьютернаяграфика. Черчение»;
-«Автоматизированные системы»;
— «Животноводство»и «Растениеводство».
Названные модулиможно рассматривать как элементы конструктора, из которого собираетсясодержание учебного предмета технологии с учётом пожеланий обучающихся ивозможностей образовательного учреждения. При этом модули, входящие винвариантный блок осваиваются в обязательном порядке, что позволяет сохранитьединое смысловое поле предмета «Технология» и обеспечить единый уровеньвыпускников по данному предмету.
Освоение учебногопредмета «Технология» может осуществляться как в образовательных организациях,так и в организациях-партнёрах, в том числе на базе учебно-производственныхкомбинатов и технопарков. Через сетевое взаимодействие могут быть использованыресурсы организаций дополнительного образования, центров технологическойподдержки образования, «Кванториумов», центров молодёжного инновационноготворчества (ЦМИТ), специализированные центров компетенций (включая WorldSkills)и др.