УДК 316.354
ОТНОШЕНИЕК ТРУДУ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В работеприводятся данные социологического опроса студенческой молодежи факультетаистории, управления и права ЧГПУ им. И.Я. Яковлева об их отношении к трудовойдеятельности. Авторы акцентируют свое внимание на причинах трудоустройствастуденческой молодежи в период обучения в вузе, а также делают выводы осовременных тенденциях отношения молодежи к труду.
Ключевые слова: студент,работа, трудоустройство, молодежь, деятельность, профессия.
Изучение положениямолодежи в социально-экономической структуре современного российского обществаобусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые людисоставляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самоеглавное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависитпоследующее развитие России [1]. Молодежь уже сегодня влияет на динамикуполитического, экономического и социального развития общества. Вместе с тем онаво всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда. Этои определяет актуальность выбранной темы.
Какие же трудовыеценности имеет современная студенческая молодежь? В настоящее время выборпрофессии молодым поколением носит противоречивый характер. С одной стороны, онопределяется индивидуальными личными интересами и способностями, а с другой —критериями престижности и высокого заработка. Современная молодежьрассматривает работу в первую очередь как способ обеспечить себя и близких,средство удовлетворения материальных потребностей независимо от видов и формтрудовой занятости [2].
Но что же такоетруд? В социологическом словаре труд обозначается как целесообразнаядеятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий трудавоздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимыхдля удовлетворения своих потребностей. Труд представляет собой единство трехмоментов: 1) целенаправленной, целесообразной деятельности человека илисобственно труда; 2) предметов труда; 3) средств труда [4].
Длявыявления отношения студенческой молодежи к трудовой деятельности, нами былпроведён социологический опрос среди студентов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева припомощи анкеты, разработанной на базе Google Forms. В анкетировании принялиучастие всего 153 респондента дневной формы обучения.
Проанализировавданные опроса, мы выяснили, что больше половины студентов не работают на данныймомент 73,7%, соответственно, 26,3% — работают. Это объясняется очной формойобучения студентов факультета
Из работающих 18,3% занимают должностьадминистратора, т.е. этот показатель стал самым высоким. Профессии продавца(8,5%), доставщика (либо курьера) (7%) и официанта (8,5%) также являются популярнымисреди обучающихся (см. Рисунок 1).
Рисунок 1 – Ответ на вопрос «Кем Выработаете?».
В следующей таблице представленырезультаты ответа на вопрос: «Хотели бы вы работать во время полученияобразования?»
Таблица 1– Ответна вопрос «Хотели бы вы работать во время получения образования?»
Хотят работать |
62,5% |
Не уверены |
18,4% |
Не хотят работать |
4,6% |
Уже работают |
14,5% |
Можно утверждать, что у студенческой молодежи естьжелание работать, а это важное составляющее будущего трудоспособного населения.
Главными поводами начать свою трудовую деятельность вовремя обучения являются: не желание зависеть от родителей (37,5%); возможность себепозволить то, что они хотят (25%); трудное материальное положение семьи (11%)(см. Рисунок 2).
Рисунок 2 – Ответ на вопрос «В связи с чем Вы началиработать?»
Ответы на вопрос: «На что Вы обращаете внимание приустройстве на работу?» дали понять, что на выбор работы влияет уровеньзаработной платы 38,8%, также для обучающихся важен график работы 32,2%, т.е.чтобы было удобно совмещать учебу с трудовой деятельностью; интерес к работеотметили 23,7% из всех респондентов (см. Рисунок 3).
Рисунок 3 – Ответ на вопрос «На что Вы обращаете вниманиепри устройстве на работу?»
Нам стало интересно, будут ли все-таки наши студентыработать в будущем по своей профессии, которую они получают на данный момент.Выяснив это, точно будут работать по своей специальности 33,6% респондентов,60,5% пока не определились, а 5,9% точно не будут работать в педагогическойсфере.
Большинство студентов, как мы можем заметить, несмотряна то, что уже получают высшее образование, пока не определились со своейбудущей профессией (см. Рисунок 4).
Рисунок 4 – Ответ на вопрос «Будете ли Вы работать посвоей будущей профессии?»
Сравнив данные исследования Высшейшколы экономики, представленные в аналитическом докладе «Российскаямолодежь: образование и наука» и проанализировав свои, мы выяснили, что:
1. Учебу и трудовую деятельность совмещает 51%студентов всех вузов, а в ЧГПУ – 26,3%.
2. Более половины (54%) работающих всехстудентов трудятся для удовлетворения своих финансовых нужд; студентовфакультета истории, управления и права составило 62,5%.
3. Данные Высшей школы экономики и нашего опросапозволяет судить о том, что большинство студентов в период обучения работают непо своей специальности.
Результаты проведенного исследования показывает, чтотрудовая занятость молодежи во время учебы – данность современнойдействительности [3]. Студенты хотят удовлетворять свои потребности в полноймере – это является основной причиной, почему студенты начинают работать вовремя получения образования. Ведь со стипендией среднестатистического студентаневозможно этого сделать.
Библиографический список:
1. Герасимов, Р.А. Отношение к труду современноймолодежи России/ Р.А. Герасимов// Начало в науке: материалы IV международнойнаучно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов.– Уфа, 2017. – С. 18-20.
2. Гохберг, Л.М. Российская молодежь: Образованиеи наука/ Л.М. Гохберг, Я.И. Кузьминов// Совмещение работы и учебы. – Москва,2017. – С. 35-36.
3. Молодежь России: отношение к труду и занятостив условиях трансформации социально-экономической структуры российскогообщества// Модернизация социальной структуры российского общества / Отв. ред.З.Т. Голенкова. — М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 261-270.
4. Социологический словарь: [Электронныйресурс]. URL:https://Gufo/me/dict/socia
