УДК
Потехин И.А.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯГИМНАСТИКА У- ШУ КАК НЕТРАДИЦИОННОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МОУ ЦДО «Дземги»,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
Ключевые слова: оздоровительная гимнастикау-шу, физическое воспитание, упражнения оздоровительной гимнастики.
Аннотация: В методическом пособиирассматриваются вопросы современных форм физического воспитания, раскрываетсяих сущность влияния на физическую подготовленность и здоровье. Даны основныепонятия, их методические особенности, освещаются новые направления и тенденцииразвития физической культуры.
Предназначено для учителей общеобразовательныхучреждений, преподавателей, тренеров, слушателей ФПК и спортсменов.
The policy manual addresses the issues of modern formsof physical education, reveals the essence of their effects on physical fitnessand health. Main concepts, their methodological features, highlights the newdirections and tendencies of development of physical culture.
Intended for teachers of educational institutions,teachers, trainers, students of FPC and athletes.
Современное у-шу как системаспециальных физических упражнений различной направленности имеет ряд аспектов:оздоровительный; прикладной; мировоззренческий. Следует отметить, чтореализация решения задач, обусловленных тем или иным аспектом связаны скультурой тела и начинаются с культуры движения занимающихся. Под «культуройдвижения» следует понимать формирование двигательных умений и навыков у-ушу винтеграции с различными сопутствующими особенностями, в частности, образоммыслей, дыханием и т.д. В середине пятидесятых годов прошлого столетия китайцысистематизировали и классифицировали все существовавшие стили своегонационального вида единоборств – у-шу
Следует отметить, что возможности использования упражненийоздоровительной гимнастики у-шу как средства физического воспитанияреализовали японские исследователи, доказав, что занятия у-шу способствуютповышению производительности на конвейерных линиях. В связи с этим этиупражнения можно эффективно использовать в качестве производственной гимнастикидля снятия усталости и придания бодрости при напряжённом умственном ифизическом труде. Как положительный фактор специалисты в области физическоговоспитания отмечают доступность создания внешних условий для выполненияупражнений оздоровительной гимнастики у-шу, т.е. большинство двигательныхдействий не требуют дополнительного пространства и специальных условий
Несмотря на взаимное переплетение всех направлений у-шу,специалистами в данной области выделяются некоторые (наиболее частоиспользуемые) направления. Например, прикладное (боевое) у-шу включает в себяизучение различных двигательных действий с оружием и без него. Популяризируемоев современной системе нетрадиционного физического воспитания китайскоетайци-дзю-ань — пример разработки оздоровительного аспекта у-шу. Наиболееадаптирована и активно используется одно из направлений у-ушу — гимнастикацигун, в которой особое внимание обращает на дыхание.
Специфика влияния оздоровительной гимнастики у-шу на организмчеловека заключается в особом влиянии на внутренние органы занимающихся.Следует отметить, что положительное влияние в ходе использования средств у-шувозможно только при методически грамотном сопровождении учебно-тренировочногопроцесса и освоении техники двигательных действий данного вида двигательной активности.Во время занятий, при использовании специальных физических упражнений винтеграции с правильным дыханием, происходит воздействие (массаж) на внутренниеорганы, причем комплекс упражнений строится таким образом, что ни один из нихне избегает активного оздоровительного влияния. Например, движения рук,описывающие круги, эллипсы, копирующие крылья птицы, воздействуют на подмышечныелимфатические узлы. Опущенные плечи, пульсация диафрагмы при сложных движенияхсоздают особые условия работы легких — количество кислорода и углекислого газав организме дозируется. Кровеносная система несет умеренную волновую нагрузку,стенки сосудов подвергаются упругому гидравлическому массажу. При выполненииспециальных упражнений и благодаря спокойному и равномерному дыханию улучшаетсяпсихическое состояние человека, и это положительно сказывается на нервнойсистеме. Таким образом, средства у-шу позволяют воздействовать на занимающихсягармонично, развивая и телесное и духовное составляющее здоровья.
Следует отметить, что в структуре учебно-тренировочныхзанятий оздоровительной гимнастикой для повышения устойчивости нервной системыпроводятся специальные занятия, включающие аутотренинг. В ходе проведенияданных занятий необходимо учитывать конкретные условия жизни, традициивосточной китайской культуры. Также важно использовать символику естественныхсредств, снимающих усталость, — вода, отдых, сон и т. д. Кроме того,применяются и упражнения, снимающие усталость. Они имеют свои особенности длякаждой школы у-шу и видоизменяются в соответствии с климатом, психотипомзанимающихся, их национальностью и т. д.
Важно отметить, что все индивидуализированные методыпсихической разгрузки включают элементы пластики. Именно степень пластичностидвижения, а не набор отработанных до автоматизма приемов – двигательныхнавыков, определяет уровень владения средствами у-шу. Если на овладениегеометрией и формой движений требуются месяцы и в случае особых техническихсложностей годы, то совершенствование самого характера движения длится всюжизнь и составляет главное достижение занимающегося оздоровительной гимнастикойу-шу.
Необходимо особо сказать об уравновешивающем, успокаивающем иодновременно тонизирующем воздействии мягких и грациозных перемещений,характерных для оздоровительной гимнастики у-шу. Как показал опыт, безспециальных занятий пластикой, или в аспекте традиционной отечественной теориии методики физического воспитания — развития гибкости, освоение приемов у-шуневозможно. Это связано с тем, что двигательные действия в у-шу связаны скруговыми движениями взрывного характера, т.е. выполняются с максимальнойамплитудой при воздействии силового компонента.
Специфика обучения двигательным действиям из системыоздоровительной гимнастики у-шу предполагает обязательное присутствие иметодическое сопровождение учебно-тренировочного процесса инструктором. Техникавыполнения движений, контроль за правильным дыханием, последовательностьвыполнения упражнений различных комплексов и т.д. должны осуществляться принепосредственном участии специалиста по у-шу. Для формирования двигательныхумений и навыков необходим инструктор, сам прошедший длительный курс обучения вусловиях коллективных тренировок. Попытки освоить у-шу по рисункам икомментариям к ним приводят к непоправимой деформации естественных движений,или, согласно традиционным понятиям в теории и методике физического воспитания– грубым искажениям в структуре двигательного действия.
Используя оздоровительную гимнастику ушу как нетрадиционноесредство физического воспитания, следует учитывать, что данный вид двигательнойактивности – это не только набор определенных упражнений, а прежде всего искусство.Большинство специальных упражнений из оздоровительной гимнастики у-шу красивыпо исполнению, но их достаточно сложно разучивать. В связи с этим, следуетграмотно подбирать методы физического воспитания при разучивании, закреплении исовершенствовании двигательных умений и навыков, а также в процессе воспитанияфизических качеств.
Современное оздоровительная гимнастика у-шу интегрирует всебе выполнение упражнений с определенным типом дыхания– тайцзи цюань. Поэтомуданный вид двигательной активности имеет большое оздоровительное значение ирешает задачи профилактики нарушений здоровья, в частности, дыхательнойсистемы.
Специфика гимнастических упражнений у-шу заключается виспользовании различных, традиционных для китайцев стилей, которые отличаютсянеобычным многообразием. В основном, в этих стилях условно передаются движенияи повадки животных (тигр, змея, орел, обезьяна и т.д.). Традиционные стиливключают в себя элементы акробатики, а также прыжки и падения. Следует отметить, что умения и навыки владения различными видами традиционногокитайского оружия в содержании оздоровительной гимнастики у-шу представленыдостаточно редко и имеют не столько прикладное значение, сколькохудожественное.
Занятия гимнастикой у-шу развивают силу, гибкость,координацию движений, имеют большое оздоровительно-профилактическое значение,оказывают положительное психофизическое воздействие и, что особеннонемаловажно, они доступны людям с различным уровнем физической подготовки.Освоение этих гимнастических комплексов и базовых движений помогает такжеприобрести навыки правильного использования вашей силы при выполнении различнойтяжёлой работы (типа поднятия, переноса и перекладывания тяжестей), развиваеткоординацию движений и ловкость.
Таким образом, возможности использования средствоздоровительной гимнастики у-шу в системе физического воспитания являютсяперспективным направлением. У-шу сочетает в себе не только выполнениеспециальных двигательных действий в сочетании с определенным типом дыхания, анесет в себе мировоззренческое смысловое значение глубокой осознанности каждогодвижения. Средства у-шу, в основном, интегрируют в себе воздействие наподвижность в различных сегментах тела, а также на развитиедвигательно-координационных способностей.