ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Е.А. Шутова,
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного
образования Центр детский
(подростковый) «Эдельвейс»,
г. Серов
Важнейшей неотъемлемой частьюобразовательного процесса в современной русской школе и дополнительномобразовании является формирование патриотизма и культуры межнациональныхотношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовномразвитии личности учащихся. Только на основе возвышенных чувств патриотизма инациональных святынь усиливается любовь к родине, появляется чувствоответственности за ее силу, честь и независимость, сохранение материальных идуховных ценностей общества, развивается достоинство личности.
В настоящее время дляформирования патриотизма в современном мире, наиболее благоприятные условиядоступны в дополнительном образовании, поскольку он фокусируется на способностии потребности ребенка, личные интересы, способствует творческому развитию,создает необходимые условия для деятельности и проявления деятельности.
Необходимостьформирования патриотического сознания у подрастающего поколения вытекает изсамой сути процесса модернизации образования. Именно поэтому Закон РоссийскойФедерации «Об образовании» [2] (где в качестве принципа государственнойполитики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правами свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) и другиенормативно-правовые акты ориентируют педагогическое сообщество напатриотическое воспитание школьников, что предполагает от всех образовательныхучреждений усиления внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ееисторию, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому инастоящему. В этих условиях была утверждена государственная программа«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [1], разработанная в соответствии с Концепцией патриотическоговоспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений органовисполнительной власти, научных и образовательных учреждений, творческих союзови религиозных конфессий.
Многие мыслители ипедагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностногостановления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так,например, К.Д. Ушинский, развиваяпринцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детейлюбви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. При этом он отмечалогромное влияние труда на формирование личности: «Как нет человека безсамолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитаниюверный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурнымиприродными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [13, с. 160].
Деятельность ДПК «Юность»выстраивается и осуществляется по клубной образовательной программе «Вместевеселее», где приоритетом является направление «Моё Отечество». Целью этогонаправления является воспитание духовно – нравственного, творческого,компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную,осознающего ответственность за настоящее и будущее всей России. Направлениереализуется через систему мер по формированию правовой культуры и соблюдениюзаконов, навыкам оценки политических и правовых процессов в обществе игосударстве, гражданской позиции, постоянной готовности служить своему народу ивыполнять конституционные обязанности.
Патриотизм формируетсяв процессе обучения, социализации и обучения школьников. Реальнопереживают дети чувства привязанности к своей родной земле, когда самивключаются в практическую работу, участвуют в выставках и конкурсах попатриотическому воспитанию, встречаются с людьми, совершившими боевые итрудовые подвиги.
Также к деятельности,направленной на патриотическое воспитание, которое проводится в клубе, следуетотнести участие в конкурсах, фестивалях и других подобных мероприятияхпатриотической ориентации на разных уровнях.
Только за этот годребята приняли участие во Всероссийских детских конкурсах патриотическогорисунка «Мир моего дома», « 9 мая – день Великой Победы», «Моя Россия»,«Защитник мой горжусь тобой». В межклубных конкурсах «Этот День Победы», вВоенно-патриотической игре «Патриот». В городских конкурсах «Крепка броня» и вОкружном фестивале «Слава России» в период дистанционного обучения воспитанникиклуба «Юность» принимали участие в онлайн конкурсах и онлайн концертах с военнымипеснями.
Также мы посещаем музеи,проводим тематические беседы, посвященные памятным датам, выдающимся личностямРоссии. Организуем встречи с членами клуба «Боевое братство» и ГОУ СО Центр социального обслуживания ветеранам боевых действий и членам их семей
Приобретенные знания,навыки и навыки в различных сферах деятельности позволяют детям адаптироватьсяв современном мире, выбирать жизненный путь, самореализоваться.
Такая работаспособствует созданию условий для конкретных патриотических проявленийшкольников.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающегопоколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надобороться, не жалея средств и сил. В этом заключается государственный подходкаждого педагога к делу воспитания молодежи.
Список использованной литературы
1.Агапова И., Давыдова М.Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002-224 с.
2.Государственная программа«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»:Утверждена Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2020 года N 369http://docs.cntd.ru/document/564566338
3.Закон «Об образовании» (в редакции Федеральногозакона от 13.01.1996 года N 12-ФЗ) (с изм.на 3 декабря 2011 года) (редакция,действующая с 1 января 2012 года).
4. Михайлова Л.В.Воспитываемпатриотов // Воспитание школьнтков-2006-№4-С 65
5.Ушинский К.Д. О народности в общественномвоспитании // Собр. соч.: В 11 т. — М.-Л., 1948. — Т.2. — С. 69-166.
