|
|
ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ
ИЛИ
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПЕРВЫМ В ЖИЗНИЭКЗАМЕНАМ ?
Зачем проводят собеседования при поступлениив школу? В одном случае это делается при отборе наиболее подготовленных ребят вспецшколу. В другом — для распределения детей по классам с разной степеньюинтенсивности обучения — от классов выравнивания до классов, вкоторых дети учатся по ускоренной программе. Собеседование даетвозможность определить, насколько ребенок подготовлен к школьной жизни, прогнозироватьего успехи. Если вашему ребенку предстоит собеседование, не надо пускать делона самотек. Воспользовавшись нашими советами, вы сможете устроить репетициюсобеседования дома.
Готов лиребенок к школе?
Вы уже наслышаны, как готовились к этому испытанию ваши знакомые,друзья, но результат экзамена иногда оказывался для них неожиданным и обидным.Одна из причин неудачи скрывается в том, что в обстановке собеседования детитеряются, не успевают уложиться в срок, отвлекаются или не могутсосредоточиться. Причины этого нужно обязательно определить, потому что вобщем-то семилетний ребенок способен поставить цель, принять решение, наметитьплан действия, реализовать его, приложить определенное усилие для преодолении препятствий.
С нашей помощью вы могли бы провести дома своеобразнуюрепетицию экзамена. Однако мы не предлагаем вам универсальнуюшпаргалку, в точности совпадающую с заданиями, которые будут на экзамене. Даэто и невозможно, ведь в каждой школе свои требования.
Методики, используемые для определения готовности к школе довольноразнообразны. Но прежде чем рассказать о некоторых из них, давайте условимся:
— не занимайте позицию проверяющего, не принуждайте ребенка к работе.Воздержитесь от фраз типа: Вот я сейчас проверю, возьмут ли тебя вшколу, гораздо лучше сказать: Давай вместе посмотрим, как ты умеешьзаниматься.
— если ребенок почему-либо отказывается от работы, отложите ее на другоевремя;
— ребенок обязательно должен быть в хорошем настроении. Если он занятинтересной игрой, увлечен, дайте ему возможность ее закончить;
— на успехи и неудачи ребенка реагируйте сдержанно, ровно, доброжелательно. Нефиксируйте его внимание на ошибках. Если ученик не справился сзаданием, поддержите его, в следующий раз у него обязательно все получится;
— не пытайтесь выполнить сразу всю работу целиком, это тяжело. Оптимальнаяпродолжительность работы — 15-20 минут. Однако время занятия может изменятьсяв зависимости от состояния ребенка;
— ребенок не должен все делать только на отлично. Есть показателипервоочередные и второстепенные, те, что восполнятся в процессе обучения.
Поэтому не делайте далеко идущих выводов из результатов и помните:никакой тест не дает стопроцентного прогноза успеха или неудачи, он толькоподсказывает, на что нужно обратить внимание.
Итак, давайте для начала проверим уровень речевого развития ребенка.Попросите его составить рассказ по картинкам. Подберите 3-4 картинки, связанныеединым сюжетом. У меня перепутались картинки, разложи их по порядку ирасскажи мне, что произошло. При выполнении этого задания происходитсложная аналитико-синтетическая работа. Выявляется понимание главного,способность к установлению связей между явлениями, в том числе ипричинно-следственные связи. Рассказ по картинке характеризует речь ребенка(произношение, словарный запас, умение грамотно строить предложение).Учитывается также наблюдательность.
Тест для будущихпервоклассников:
— назови свою фамилию, имя, отчество;
— сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
— как зовут твоих родителей?
— утром ты завтракаешь, а днем…?
— сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
— футбол, гимнастика, теннис, плавание — это…?
— что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
— нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
— сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие ещегеометрические фигуры ты знаешь?
— в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
— береза, дуб, осина — это…?
— каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
— у коровы — теленок, у собаки — …, у лошади — …?
— почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
— огурец, помидор, морковь, свекла — это …?
Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно,и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.
Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестированияготовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека. Он состоитиз трех заданий:
— нарисовать фигуру человека;
— скопировать небольшую фразу;
— скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии повертикали и горизонтали.
Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями.На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразуОн ел суп, вертикальный размер букв — 1 см, а заглавной — 1,5 см.На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками повертикали и горизонтали — 1 см, диаметр точек — 2 мм. При выполнении первогозадания говорите ребенку: Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудьмужчину, дядю как умеешь. Дети часто задают много дополнительныхвопросов, на них лучше ответить: Рисуй как умеешь. Можно подбодритьребенка, если он не уверен.
После того как ребенок закончит рисовать, нужно перевернуть лист идать следующее задание: На этой карточке что-то написано, ты еще неумеешь писать письменными буквами, поэтому постарайся срисовать как можноточнее в верхней части листа (карточку с заданием нужно положить передребенком). Затем предложите в нижней части листа нарисовать точки.
Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 —лучшая оценка, а 5 — худшая.
Критерии оценки изображения человека: 1 балл ставится тогда, когда уфигуры есть голова, шея, туловище, руки и ноги, на голове — волосы, на лице —глаза, нос, рот, имеются признаки одежды, а 5 баллов — когда на рисункенечто головоногое.
При оценке фразы 1 балл ставится, когда фраза скопирована достаточно точно, 2балла — предложение можно прочитать, 3 балла — можно прочитать хотя бы 4буквы, 4 балла — с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимостьписьма, 5 баллов — каракули.
При оценке срисовывания точек: 1 балл — достаточно точное воспроизведениеобразца, но возможно увеличение или уменьшение фигуры при соблюдении симметриипо вертикали и горизонтали; 2 балла — возможно незначительное нарушениесимметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла — группа точекмало соответствует образцу, нарушена симметрия, возможно большее или меньшееколичество точек; 4 балла — точки расположены кучно, но напоминают любуюгеометрическую фигуру; 5 баллов — каракули.
Оценки выполнения каждого задания суммируются. Готовый к школе ребенокполучает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широки поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку.Тест Керна-Йирасека дает представление об уровне общего развития ребенка,пространственном восприятии, способностях к копированию, а также о степениразвития зрительно-моторной координации — все это необходимо при обученииребенка в школе.
Тест, с помощью которого можно определить, хочетли малыш идти в школу и что его там привлекает:
1. Если бы было две школы — одна с уроками русского языка, математики, чтения,пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования ифизкультуры, — в какой из них ты бы хотел учиться?
2. Если бы было две школы — одна с уроками и переменками, а другая только спеременками и никаких уроков, — в какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если бы было две школы — в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки ичетверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, — в какой из них ты быхотел учиться?
4. Если бы было две школы — в одной можно вставать только с разрешенияучительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можноделать на уроке все что хочешь, — в какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы еезаменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
6. Если бы было две школы — в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет,— в какой из них ты бы хотел учиться?
7. Если бы мама сказала: Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудновставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущийгод, — согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: Я договорилась с учительницей, что она будетходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить поутрам в школу, — согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится вшколе, что бы ты ему ответил?
Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, занеправильный — 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смелосказать, что он внутренне готов к школе.
Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет лииграть по правилам не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Если результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью кспециалистам. Может быть, в вашем детском саду есть психолог, который ответитна все ваши вопросы, развеет ваши сомнения. Сейчас в Москве и других городахРоссии разворачивается сеть психолого-медико-социальных центров. Здесьспециалисты бесплатно проконсультируют вас, проведут квалифицированнуюдиагностику, определят уровень подготовки ребенка к школе.
