X-PDF

Статья по методике Кейс-метод на уроках истории и обществознания как способ реализации деятельностного подхода в обучении школьников

Поделиться статьей

Кейс-метод на уроках истории и обществознания какспособ реализации деятельностного подхода в обучении школьников

КрысенкоАндрей Сергеевич- учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа   56

         ФГОС предусматривают широкое использование активных,в том числе ситуативных методовобучения. Именно к таким относится кейс-технология. Кейс-технология-это метод изучения конкретных ситуаций, изучает общие закономерности на примере анализаконкретных ситуаций. Названиетехнологии произошло от английского «casе» -казус, запутанный или необычный случай. В последние годы в наших школахнаметилась тенденция к активному использованию кейс-метода в предметном обучении,в том числе по гуманитарным дисциплинам.                                Актуальность технологии заключается в том, что содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ сформировано так, что обучающимся необходимо показать в первую очередьумения работы с текстом,знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Именно кейс-метод можетпомочь эти навыки сформировать и закрепить.                                                                   Наиболееуспешно кейс технологии можно использовать на уроках по темам, требующиманализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначеныдля получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа напоставленный вопрос, а есть несколько ответов.                                                                                   Кейс-метод– это метод анализа ситуации, предполагающий осмысление реальной ситуации,описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но иактивизирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить дляусвоения данной проблемы.. Впервые метод был применен в Гарвардской бизнесшколе в 20-е гг. XX века. В 1920 году был издан сборник кейсов, после чего всясистема обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study– обучение на основе реальных ситуаций. Методические основы кейс-технологийосвещаются в работах Л. Барнса, Э. Хансена, А.В. Хуторского, Л.В. Рейнгольд,М.В. Рыжакова, В.В. Гузеева, О.Г. Смоляниновой.                        Существует большое количество подходов к классификации кейсов. Основные источникикейса: общественная жизнь, образование,наука. Обучающие кейсы: отражают типовые ситуации, на первом месте учебные и воспитательные задачи, чтопредопределяет значительный элемент условностипри отражении в них жизни.

         Целикейс-метода:

1.     отработка уменийработы с информацией

2.     активизацияпознавательной деятельности

3.     повышение мотивациик учебному процессу

4.     умение делать правильный вывод на основе группового анализаситуации

5.     приобретениенавыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения

6.     выработка навыков критического оценивания различных точекзрения,

         Посвоей форме кейс – это единый информационный комплекс и обычно он состоит изтрех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса;описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Источниками кейса могут бытьразличные сферы жизни общества: образования, экономика, политика. Они могутбыть представлены как: печатный кейс (тексты, документы, графики, таблицы,диаграммы, иллюстрации), мультимедиа — кейс (презентации, слайд-шоу), видеокейс (фильмы, аудио и видео материалы).

         Кейс-методимеет следующие особенности:

1.    метод предназначен не дляполучения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, в которых может бытьпредставлен несколько вариантов решения представленных проблем, например, вистории и обществознании

2.    основной акцентпереносится не на овладение готовым знанием, а на сам процесс его выработки ина сотворчество учителя и ученика;

3.    результатом примененияметода являются не только знания, но и навыки учебной деятельности необходимыедля успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ;

4.    технология методазаключается в том, что по определенным правилам разрабатывается модельконкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплексзнаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить

5.    достоинством методаявляется не только получение знаний и формирование практических навыком, но иразвитие системы ценностей, жизненных установок.

         Работас кейсами может различаться в зависимости от предмета и от класса. Передначалом кейс-урока необходимо ознакомить учащихся с алгоритмом работы ипредоставить определённые шаги работы в группах, где у каждого будет своя рольи каждая группа будет следовать своим шагам для достижения результата. Алгоритмработы с кейсами будет выглядеть так:

1.    записать цель, над которойпредстоит работать группе

2.    выписать вопросы,сформулированные для данной темы;

3.    по каждому вопросу кратковысказать мнения, а кому-либо из участников их записывать

4.    сформулировать обобщенноегрупповое мнение, которое будет являться вариантом решения поставленной цели

5.    представить результатыработы.

Длядостижения результата каждая группа будет следовать следующим шагам:

1.    шаг. Распределениеролей в группе («координатор» организует работу в группе. Роль координатора состоитв том, что на нем лежит ответственность за организацию работы группы,распределение вопросов между участниками и за принимаемые решения, «секретарь»,фиксирующий результаты работы группы, «спикер», представляющий итог работы всейгруппы

2.    Обсуждение вводной информации,содержащейся в кейсе

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

3.    Обмен мнениями и составлениеплана работы над проблемой

4.    Работа над проблемой(дискуссия)

5.    Выработка решений проблемы

6.    Дискуссия для принятияокончательных решений

7.    Подготовка сообщения овыработанных гипотезах

8.    Краткий доклад о результатахработы.

 

         Еслиговорить о плюсах работы с кейсами на уроках, то работа с данной технологией науроках истории и обществознания вызывает у школьников большой интерес,позволяет  формировать у обучающихся навыки работы с кейсами, что формируетуниверсальные учебные действия через познавательную деятельность. Несмотря навсе преимущества данной технологии работа с кейсами на уроках имеет минусы которыемогут не позволить достичь поставленных целей. Минусы кейсов в применении науроках в практической деятельности:

1.    недостаточнаяподготовленность учащихся к новым формам работы и новым требованиям.

2.    учитель не всегда сам даетвариант решения проблемы

3.    обучающиеся еще не всостоянии самостоятельно сформулировать проблему, заложенную в материалахкейса.

4.    уровень подготовкиматериалов для кейсов к урокам учителем не всегда соответствует уровню

 

Такимобразом, кейс-метод действительно может рассматриваться как один из способовдостижения новых образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС иявляется ярким примером реализации деятельностного метода при изучении историии обществознания. Достоинством технологии заключается не только получение знаний иформирование практических навыком, но и развитие системы ценностей, жизненныхустановок, позволяет  формировать у обучающихся навыки работы с кейсами,способствует формированию  универсальных учебныедействия через познавательную деятельность. Применение данной современнойпедагогической технологии имеет минусы такие как большое время для подготовкиматериалов для кейсов учителем, недостаточный уровень обучающихся для работы скейсами, некомпетентность применения на практике данной технологии учителем.

 

Список использованной литературы

 

1. Беспалько В.П. Современные технологии обучения:компетентностный подход. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-kro-2008/tehn.html]. (дата обращения: 16.02.2023 г.)  

2. Долгоруков А. Метод case-study как современнаятехнология профессионально ориентированного обучения. [Электронный ресурс].    Режим доступа:  http://www.evolkov.net/case/case.study.html].(дата обращения: 15.02.2023 г.)  

3. Загородняя А.В., Ямпольская Д.О. Методконкретных ситуаций в обучении взрослых. //Новые знания. 2021.– 2. С. 34-35

4. Кейс-стади в учебномпроцессе: преимущества, методические рекомендации, конкретныепримеры /Волгин Н.А., Кушмин В.Н.,Олегов Ю.Г., Фоламьев А.Н. М: Изд-во РАГС, 1997.245 с.

5. Кейс-технологии: теория и практика. [Электронный ресурс]. Режим доступаhttps://www.sites.google.com/a/mgpt.gomel.by/case/ (дата обращения: 14.02.2023 г.).

6. Мухина С.А. Соловьева А.А.Современные инновационные технологии обучения. – М.:ГЭОТАР Медиа, 2008.  360 с.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет