«Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает»
Теодор Рузвельт |
Будущая профессия. Проблема выбора профессии
Определитьсяс будущей профессией – одно из самых главных моментов в жизни человека.Осложняет процесс принятия решения большое разнообразие профессиональныхобластей. И часто на такой выбор влияют общественное мнение, желания членовсемьи, поверхностное восприятие.
АнриСен-Симон, французский философ, социолог, считал, что основанием практическилюбой неурядицы является «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями,навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти».И действительно, следствие этого мы наблюдаем каждый день: учителя, которых неинтересует уровень освоения темы учащимися; врачи, равнодушные к пациентам;юристы, интересующиеся лишь большими гонорарами. Неспособный управляющий,психолог, военачальник – катастрофа. Сколько их? По статистике 20-30% такназываемых специалистов разных областей занимаются не своим делом, чтопоказывает невыполнение плана работы, нарушение должностных инструкций,переутомление и т.д. Помимо этого 70–80 % работающего населения не удовлетворяетих. И тенденция такова, что чем более ответственная работа, тем выше большеуказанных ситуаций. Однако рассматриваемую проблему можно обойти, относясь квыбору будущей профессии с полным осознанием и пониманием всех последствий.Ведь только поняв и приняв весь перечень обязательств, повлекший за собойсоответствующий выбор той или иной профессии, человек может уверенно говорить отом, что его решение осознанно.
Рассматриваемаяпроблема всегда была и остается актуальной. На одном из выступлений В.В. Путин,Президент Российской Федерации, указал на то, что оказание помощи в осознанномвыборе будущей профессии, востребованной на данный период является одной изфункций школы. При этом очень важно учесть предпочтения и способности человека.Принять верное решение при выборе специальности означает выбрать для себяпрофессию, необходимую как лично тебе, так обществу, то есть она должна бытьвостребованной. И одним из важных критериев является то, что в процессеисполнения своих рабочих обязательств человек мог показать все свои навыки иумения, оказаться полезным для окружающих. Именно поэтому одной из важнейшихзадач школы ставится помощь учащимся в профессиональном самоопределении.
Профессиональнойориентацией называют целенаправленно организуемое взаимодействие взрослых идетей, позволяющее ещё полностью несформированной личности лучше разобраться внепростом и разнообразном мире профессий и потребностях общества.Профориентация преследует определенную цель: обеспечение учащихсясоответствующей информацией о мире профессий и помощь в осознанном выборебудущей специальности, а также создание условий для исполнения жизненных целей,формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности. Обычно впрофессиональной ориентации выделяются следующие направления:профинформирование, профконсультирование, профагитация, проф-адаптация,профдиагностика. Наша общеобразовательная школа предлагает широкий комплексмер по оказанию помощи в выборе профессии:
–размещение информации по профориентации на сайте школы;
–проведение классных часов, игровых профориентационных упражнений, индивидуальныхбесед;
–для старшеклассников организуются экскурсии на предприятия города.
Приизучении раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение»приглашаются на уроки технологии специалисты, которые помогают пройтиспециальные тесты: уровень своей самооценки и определение своих склонностей. Вконце изучения раздела старшеклассники выполняют проект по теме: «Мойпрофессиональный выбор». Многие старшеклассники узнают информацию о профессиииз сети Интернет.
Проводитсяфестиваль профессиональной ориентации, организованный окружными департаментамизанятости населения и образования совместно с ГАУ ЯНАО «Молодежным центромтехнологий занятости». Фестиваль проходит в ГБПОУ ЯНАО «Ямальскоммногопрофильном колледже». Традиционно в рамках фестиваля работаютдискуссионные и тематические площадки, которые знакомят подростков с будущейпрофессией.
Внастоящий момент на основе обзора научных статей имеются трудности в системепрофессиональной ориентации:
–устарелые формы;
–нет полного погружения подростков в профессию;
–подростки делают выбор под давлением своих родителей;
–старшеклассники не разбираются в мире профессий;
–подростки загружены не интересующими их знаниями;
–нет взаимодействия школы и вуза.
–работают не подготовленные сотрудники в области профориентации или не прошедшиеспециальные курсы переподготовки;
–работа по профессиональной ориентации не имеет комплексного и системногоподхода;
–беседы о профессиях и учебных заведениях носят эпизодический характер.
Исходяиз вышеизложенного можно сделать вывод о том, что профориентация должнарассматриваться в контексте взаимодействия личности и рынка труда с точкизрения стратегических ориентиров. Очень не просто сделать выбор сразу и на всюжизнь. Нужно следовать в том направлении, что интересно, постоянносовершенствоваться, становиться с каждым разом всё опытнее и профессиональнее.Существует большое количество спецкурсов, которые могут как пополнить объемзнаний и навыков в соответствующей области, так и открыть для человека новуюсферу деятельности. Учиться никогда не поздно, очень важно прислушиваться ксебе, анализировать окружающую социальную обстановку и не бояться брать новыевершины.
Литература.
1. НазимовИ. Профессиональная ориентация между прошлым и будущим // школа и производство– 1997. – №1С.89 – 96.
2. Технология:8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [В.Д.Симоненко, А.А. Электов. Б.А. Гончаров и др.]. –4-е изд., стереотип. – М.: Вента-Граф,2019. –160с.
3. https://cyberleninka.ru/article/n/dovuzovskaya-proforientatsiya-na-pedagogicheskie-professii
4. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-osmyslenie-problem-proforientatsii-obuchayuschihsya
6. https://www.syl.ru/article/194939/new_buduschaya-professiya-problema-vyibora-professii