Игрыпо истории Древнего мира
Каждый учитель-предметник, наверняка, задумывался надвопросом: чем занять детей на переменах, чтобы они не бегали, не сидели втелефонах, а еще лучше, чтобы проводили данное время с пользой.
Не нова мысль: учиться, играя! Ведь именно игра, какпишут педагоги, «обладает мощными развивающими характеристиками, влияет наразвитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечноже, воображения. Кроме того, игра организует чувства ребенка и влияет на егопоступки. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожана другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие,разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизнив обществе модели нравственного поведения…»[1]
А что, если придумать такие игры, которые бы не толькопозволили весело проводить перемены, но еще помогли бы детям в учебе!
Предлагаю некоторые варианты подобных игр: какие-то изданных игр – трансформация игр нашего детства, какие-то – преобразования игр изистории Древнего мира.
Например:
Игра«Я знаю 5..»
Эта играсоставлена на основе известной игры, в которую вы, наверное, играли в детстве:«Я знаю пять…» Немного поменяем тему игры! Получается: дети договариваютсяоб очередности перехода мяча и последовательности тем. Темы должныбыть связаны с историей Древнего мира: например, фараоныДревнего Египта; историческое наследие Древнего Китая; боги Древней Греции; товары,которыми торговали финикийцы и т.д.
Например, ребенок, чеканя мяч одной рукойоб пол, приговаривает: «Я знаю пять боговДревней Греции: «Зевс – верховный бог – раз, Посейдон – бог морей – два, Афина – богиня мудрости – три, Арес – бог войны – четыре, Деметра – богиня плодородия – пять».
Правила игры остаются прежними: игрокдолжен соблюдать ритм, при каждом ударе по мячу произнося одно слово(словосочетание). Если игрок справился с задачей, то он можетпереходить к следующей теме. Если игрок сбился, потерял мяч, задумалсянадолго, то ход переходит к следующему игроку.
Игра «Китай– не Китай, Индия – не Индия…»
Игра составлена наоснове игры «Съедобное – несъедобное». Слегка преобразуем ее, вкачестве темы выбирая любое государство Древнего мира. Ведущий называетразличные понятия, как относящиеся к истории выбранной страны, так и неотносящиеся. При игре можно использовать мяч. При его отсутствии можноиспользовать другой предмет, например, пенал. Игрок, которому кинули мяч,ловит его, если это понятие относится к выбранной стране, либо не ловит, еслине относится.
Например, выбираемтему «Древний Египет». Ведущий называет слово «фараон» и кидает игроку мяч. Фараон– правитель Древнего Египта – относится к заданной теме, значит, игрок долженпоймать мяч. Ведущий кидает мяч следующему игроку и называет, предположим,слово «полис». Полисы – это небольшие самостоятельные города-государстваДревней Греции, а значит, игрок не должен ловить этот мяч.
Кстати, в эту игруможно играть и без мяча, и без заменяющего его предмета. Мяч можно заменитьдвижениями. Например, если понятие относится к истории данной страны, то игрокихлопают в ладоши, если не относится, то делают любое другое движение попредварительной договоренности.
«Головаили корабль»
Детям интереснобудет узнать, что в игру «Голова или корабль» играли дети в Древнем Риме. Это «римская игра, состоявшая в том, что бросаласьвверх монета и упавшими сторонами, из которых на одной было изображениеголовы Венеры, а на другой — носа корабля, показывали выигрыш илипроигрыш»[2].
Вместо римскогодинария для нашей игры можно использовать самодельные картонные фишки,двусторонние, с изображением, с одной стороны, географической карты, например, Финикии,с другой стороны, например, Римской империи.
Дети по очередиподкидывают фишку. Если фишка падает вверх с изображением карты Римской империи,то игрок должен назвать, например, любое событие из истории этой страны.