Инновационныепроцессы в образовании
Модернизацияобразования сегодня невозможна без активной инновационной деятельности, ведьсоответствие требованиям нового времени обязательно предполагает введениечего-либо нового в модернизируемый объект.
Инновация вобразовании – это введение нового в цели, содержание и организациюобразовательного процесса для развития образования, и оптимизацииобразовательной системы. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования посвященаотдельная статья (ст. 20). В качестве цели экспериментальной и инновационнойдеятельности определяется обеспечение «модернизации и развития системыобразования с учетом основных направлений социально-экономического развитияРоссийской Федерации, реализации приоритетных направлений государственнойполитики Российской Федерации в сфере образования».
Инновационнаядеятельность, согласно данному ФЗ, должна быть «ориентирована насовершенствование научно-педагогического, учебнометодического,организационного, правового, финансово-экономического, кадрового,материально-технического обеспечения системы образования». В законе такжеуказывается, что в ходе инновационной деятельности «должны быть обеспеченысоблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений,предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могутбыть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательнымстандартом, федеральными государственными требованиями, образовательнымстандартом».
Инновационныйпроцесс в образовании – процесс совершенствования образовательной практики,развития образовательных систем на основе нововведений (В.И. Загвязинский).Инновационный процесс отражает формирование и развитие содержания и организациинового (Т.И. Шамова).
Инновационностьвсегда была свойственна педагогической деятельности как важнейшаяхарактеристика, отражающая процесс развития педагогической науки и практики. Всовременном образовании инновации приобретают всё более широкоераспространение. Именно инновации сегодня призваны гармонизировать отношения вобразовательном процессе, привести его результаты в соответствие с требованиямиобщества и индивидуальными потребностями человека, решить проблемы формированиясоциально полезной и успешной личности.
Образование каксоциально обусловленный процесс основывается на объективно существующихпротиворечиях, которые при определённых условиях становятся его движущимисилами. Именно противоречиями образовательного процесса обусловлены инновации,происходящие в нём. Наиболее общее противоречие
– это противоречиемежду постоянно растущими социальными и личностными потребностями в освоении,воспроизводстве и приумножении духовных богатств и материальных благчеловеческой культуры с одной стороны и возможностями образовательной системы вудовлетворении этих потребностей
– с другой. Кчастным относятся противоречия…
— между массовымхарактером образования и необходимостью индивидуального развития личности вобразовательном процессе;
— между социальнымзаказом и содержанием школьного образования;
— междуцелостностью личности как продукта образования и множественностью компонентов ифакторов образовательного процесса;
— междуповышением профессионально обусловленных требований к педагогу и имеющимся унего уровнем профессионально-педагогической компетентности;
— междугуманистической направленностью современного образования и нормативно-команднымхарактером управления учебно-воспитательным процессом и др.
Любое из перечисленныхпротиворечий становится движущей силой инновационного процесса, если…
а) разрешениепротиворечия осознаётся участниками инновационного процесса как необходимое,личностно и социально значимое;
б) разрешениепротиворечия представляется осуществимым;
в) противоречияпреодолеваются последовательно, с опорой на возможности имеющейсяобразовательной системы и предыдущий опыт участников инновационного процесса.
Логикаинновационного процесса подчинена идее модернизации и оптимизацииобразовательной системы и отражает путь обновления образовательной системы,включающий выдвижение идеи, разработку проекта, экспертизу новшества, еговнедрение и корректировку, распространение и рутинизацию нового опыта.
В любой сфередеятельности и сознания человека наука и практика дополняют друг друга,обеспечивая развитие данной отрасли знаний человечества в целом. Следовательно,оба выделенных аспекта логично рассматривать как главные составляющие единогоинновационного процесса, взаимосвязанные и взаимодействующие между собой.Анализ психолого-педагогической и методической литературы выявляет следующиеисточники инновационных идей:
— социальныйзаказ, выражающий потребности страны, региона, города, района, села;
— директивные инормативные документы федерального, регионального и муниципального уровнейуправления образованием;
— достиженияразличных наук о человека;
-опытно-экспериментальная работа психолого-педагогической направленности;
— имеющийсяпередовой педагогический опыт и зарубежный опыт в сфере образования;
— творчествопедагогов и руководителей образовательных учреждений, обусловленноенеобходимостью преодоления кризисных состояний в педагогической деятельности,поиска нестандартных решений педагогических и управленческих задач, как путьпроб и ошибок. А.М. Соломатин и Л.Г. Сосновская отмечают, что «приоритетнымицелями современной школы становится качественное образование выпускников,расширение возможности выбора обучающимися индивидуального образовательногомаршрута, формирование адаптивных умений. Это, в свою очередь, приводит котказу от ориентации на „равномерность знаний“ в различных образовательныхобластях, допускается возможность того, что в разных образовательных областяхучащиеся могут иметь различный уровень образованности». Современная школастановится адаптивной, стремящейся подготовить выпускников к жизни в новыхсоциально-экономических условиях, в то же время сама, адаптируясь к ихличностным особенностям. Социальный заказ, выраженный в целях образования,делает приоритетным не просто формирование высокого уровня знаний увыпускников, но развитие их исследовательских умений, творческих способностей.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)