X-PDF

Статья по теме Инновационные процессы в образовании

Поделиться статьей

Инновационныепроцессы в образовании

Модернизацияобразования сегодня невозможна без активной инновационной деятельности, ведьсоответствие требованиям нового времени обязательно предполагает введениечего-либо нового в модернизируемый объект.

 Инновация вобразовании – это введение нового в цели, содержание и организациюобразовательного процесса для развития образования, и оптимизацииобразовательной системы. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования посвященаотдельная статья (ст. 20). В качестве цели экспериментальной и инновационнойдеятельности определяется обеспечение «модернизации и развития системыобразования с учетом основных направлений социально-экономического развитияРоссийской Федерации, реализации приоритетных направлений государственнойполитики Российской Федерации в сфере образования».

Инновационнаядеятельность, согласно данному ФЗ, должна быть «ориентирована насовершенствование научно-педагогического, учебнометодического,организационного, правового, финансово-экономического, кадрового,материально-технического обеспечения системы образования». В законе такжеуказывается, что в ходе инновационной деятельности «должны быть обеспеченысоблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений,предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могутбыть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательнымстандартом, федеральными государственными требованиями, образовательнымстандартом».

Инновационныйпроцесс в образовании – процесс совершенствования образовательной практики,развития образовательных систем на основе нововведений (В.И. Загвязинский).Инновационный процесс отражает формирование и развитие содержания и организациинового (Т.И. Шамова).

Инновационностьвсегда была свойственна педагогической деятельности как важнейшаяхарактеристика, отражающая процесс развития педагогической науки и практики. Всовременном образовании инновации приобретают всё более широкоераспространение. Именно инновации сегодня призваны гармонизировать отношения вобразовательном процессе, привести его результаты в соответствие с требованиямиобщества и индивидуальными потребностями человека, решить проблемы формированиясоциально полезной и успешной личности.

Образование каксоциально обусловленный процесс основывается на объективно существующихпротиворечиях, которые при определённых условиях становятся его движущимисилами. Именно противоречиями образовательного процесса обусловлены инновации,происходящие в нём. Наиболее общее противоречие

– это противоречиемежду постоянно растущими социальными и личностными потребностями в освоении,воспроизводстве и приумножении духовных богатств и материальных благчеловеческой культуры с одной стороны и возможностями образовательной системы вудовлетворении этих потребностей

– с другой. Кчастным относятся противоречия…

 — между массовымхарактером образования и необходимостью индивидуального развития личности вобразовательном процессе;

— между социальнымзаказом и содержанием школьного образования;

— междуцелостностью личности как продукта образования и множественностью компонентов ифакторов образовательного процесса;

 — междуповышением профессионально обусловленных требований к педагогу и имеющимся унего уровнем профессионально-педагогической компетентности;

— междугуманистической направленностью современного образования и нормативно-команднымхарактером управления учебно-воспитательным процессом и др.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Любое из перечисленныхпротиворечий становится движущей силой инновационного процесса, если…

а) разрешениепротиворечия осознаётся участниками инновационного процесса как необходимое,личностно и социально значимое;

б) разрешениепротиворечия представляется осуществимым;

в) противоречияпреодолеваются последовательно, с опорой на возможности имеющейсяобразовательной системы и предыдущий опыт участников инновационного процесса.

Логикаинновационного процесса подчинена идее модернизации и оптимизацииобразовательной системы и отражает путь обновления образовательной системы,включающий выдвижение идеи, разработку проекта, экспертизу новшества, еговнедрение и корректировку, распространение и рутинизацию нового опыта.

В любой сфередеятельности и сознания человека наука и практика дополняют друг друга,обеспечивая развитие данной отрасли знаний человечества в целом. Следовательно,оба выделенных аспекта логично рассматривать как главные составляющие единогоинновационного процесса, взаимосвязанные и взаимодействующие между собой.Анализ психолого-педагогической и методической литературы выявляет следующиеисточники инновационных идей:

 — социальныйзаказ, выражающий потребности страны, региона, города, района, села;

— директивные инормативные документы федерального, регионального и муниципального уровнейуправления образованием;

 — достиженияразличных наук о человека;

-опытно-экспериментальная работа психолого-педагогической направленности;

 — имеющийсяпередовой педагогический опыт и зарубежный опыт в сфере образования;

 — творчествопедагогов и руководителей образовательных учреждений, обусловленноенеобходимостью преодоления кризисных состояний в педагогической деятельности,поиска нестандартных решений педагогических и управленческих задач, как путьпроб и ошибок. А.М. Соломатин и Л.Г. Сосновская отмечают, что «приоритетнымицелями современной школы становится качественное образование выпускников,расширение возможности выбора обучающимися индивидуального образовательногомаршрута, формирование адаптивных умений. Это, в свою очередь, приводит котказу от ориентации на „равномерность знаний“ в различных образовательныхобластях, допускается возможность того, что в разных образовательных областяхучащиеся могут иметь различный уровень образованности». Современная школастановится адаптивной, стремящейся подготовить выпускников к жизни в новыхсоциально-экономических условиях, в то же время сама, адаптируясь к ихличностным особенностям. Социальный заказ, выраженный в целях образования,делает приоритетным не просто формирование высокого уровня знаний увыпускников, но развитие их исследовательских умений, творческих способностей.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет