Все те приемы, при помощи которых человек может делать все вокруг себяизящным, красивым, содержащим радость, – все это должно быть предметомэстетического образования.
АнатолийВасильевич Луначарский
Подэстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке егоэстетического отношения к действительности.
Цельюэстетического воспитания на уроках технологии является формирование всестороннеразвитой личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное впроцессе трудовой деятельности.
Подосновной идеей эстетического воспитания понимается — воспитание основэстетической культуры и развитие художественных способностей; предоставлениевозможностей каждому ребенку выразить себя в художественной деятельности,трудовой , обогащение эстетическими знаниями, совершенствование умений инавыков.
Однимиз основных средств эстетического воспитания у школьников являются урокитехнологии.
Эстетическоеосвоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностьюв области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческойдеятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда,когда он непосредственно создаёт произведения искусства, посвящает себя поэзии,живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, вего деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни и самогосебя.
Эстетическоевоспитание на уроках технологии основополагается на формировании интереса итворческих возможностей школьников. Уроки технологии отличаются от других. Всё,что изучается теоретически, можно применить в жизни, но любое дело требует отучащихся знаний эстетических законов. Все учебные изделия выбираютсядифференцированно, поскольку только в этом случае возникает интерес ипоявляется мотивация к дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Всезадания подбираются таким образом, чтобы они были максимально познавательными,имели эстетическую красоту и давали представление о традиционных художественныхвидах обработки материала.
Сегодняя хочу поделится с вами личным опытом использования метода проектов дляформирования эстетических качеств школьников. Я работаю учителем технологии имузыки. На уроках технологии часто применяю метод проектов.Внастоящее время проектная деятельность является самостоятельным видомдеятельности, овладевать которым возможно не стихийно на бытовом уровне, ацеленаправленно, в процессе организованного обучения. Нужно научить ученикачувствовать красоту на всех этапах проектной деятельности. Объектытруда, выполняемые на уроках технологии, я рассматриваю как средствохудожественно — эстетического воспитания школьников. В большинстве случаев этиизделия имеют практическое применение. Знание «законов красоты» позволяетсоздавать вещи, имеющие свой стиль и художественный образ. Изготовление своимируками полезных и красивых предметов быта и одежды делает уроки технологии вглазах учащихся интересными и полезными.
Моиученики создают самые разные проекты, которые так или иначе напрямую связаны сэстетическим воспитанием. Хочу привести вам примеры проектных работ,выполненных моими ребятами. Это работы разной направленности. Однажды япредложила ребятам поучаствовать в проекте по созданию текстильных куколби-ба-бо для школьного кукольного театра. Ребята с радостью включились в даннуюработу. Все вместе мы решили изготовить кукол для спектаклей по мотивамрусских народных сказок. Они разбились на несколько групп. Каждая группавыбрала себе одну из русских народных сказок и приступила к работе: изучениюперсонажей, технике изготовления куклы перчатки, подыскивали материалы , всекуклы получились абсолютно разными, ведь у нас были и животные и люди, ноповерьте, каждая кукла получилась особенной, неповторимой, ведь каждый ребеноквнес в нее частичку своей души и своей фантазии.
Былу нас и краткосрочный проект: игольница своими руками: ребятами былапредложена идея изготовить необычные игольницы: они решили сделать игольницы изфетра в тематике монстров из мультфильма. Сначала нами была изучена технологияизготовления игольниц, а затем ребята самостоятельно придумывали образ будущейигольницы-монстра. И в конце проекта каждый был доволен своей работой, ведь уребят получились авторские, не похожие на другие игольницы.
Былпроект к новому году: изготовление елочки из разных видов материалов. Ребятатак же работали в группах, делали различные елочки: из гофрированной бумаги,сизаля, ватных дисков и т.д. Кроме того, каждая группа должна была презентоватьсвое творение. И ребята делали это по разному: некоторые придумывали короткоестихотворение, некоторые напевали песенку… вообщем, получилось шедеврально.Эстетическое удовольствие получили все: и я, и ребята, и остальные школьники,которые любовались нашими елочками на школьной выставке.
Также недавно, изучая тему бумага и ее свойства ребята 5 класса готовили проектпродуктом которого стали работы из бумаги: а именно панно на стену для декоракомнаты. Работы получились абсолютно разными: у каждого ребенка была своя идея:кто- то мастерил цветочное панно, кто-то делал панно в стиле животных инасекомых, кто- то просто брал какой то объект.
Вконце каждого учебного года учащиеся 9 класса готовят итоговый проект. И какправило 3- 4 человека выбирают учебный предмет- технология. Темы проектовребята выбирают самые разные. И так как проект долгосрочный. Т.е рассчитываетсяна несколько месяцев то ребята погружаются в проект и тему выбирают серьёзную,но конечно же с учетом своих интересов. Мы создавали метапредметный исследовательскийпроект по изучению влияния пластика на окружающую среду и продуктом проектастала коллекция изделий, выполненная из пластиковых пакетов. Шили текстильнуюинтерьерную куклу. Делали интерьерный фруктовый топиарий , одна моя ученицаизучала роль кокошника в русском народном костюме и продуктом проекта былосоздание авторской коллекции кокошников для выступлений на общешкольныхпраздниках, делали ключницу в технике папьема-ше, изучали свойства полимернойглины как инструмента для декора посуды и результатом такого проекта былакружка, с декором. Изучали историю появления искусства пирографии и выжигаликартину, изучали бисероплетение и продуктом стала коллекция женских украшенийиз бисера. Недавно делали социальный проект «Подари радость, фабрика сувениров» В рамках киноуроков мы делали новогоднюю открытку и имбирный пряник дляодиноких людей, проживающих в психоневролгическом интернате. Вообщем, тематикаитоговых проектов всегда разнообразна.
Подводя итоги всему вышесказанному хотелось бы еще раз отметить, что работа поэстетическому воспитанию школьников методом творческих проектов превращается вовсе более важное и необходимое звено учебно-воспитательной икультурно-досуговой деятельности. Специфика этой работы состоит в органическомсоединении деятельности учителей и учащихся, превращая эстетическое воспитаниешкольников в динамическую систему, требующую четкой организации.
Оценказнаний и умений, оценка изделия, изготовленного учеником — не самоцель, этопоказатель эстетического развития учащегося. Закрепив ряд трудовых навыков иосвоив процесс подготовки и выполнения изделия, учащиеся и в дальнейшем смогутс удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности.
Знания,умения и навыки прикладного творчества во многом меняют жизнь человека.Приобщая детей к сотворению прекрасного, педагог передает им не только свойопыт и мастерство, но и помогает в формировании их духовного и эмоциональногомира, закладывая тем самым фундамент их будущей судьбы.
