X-PDF

Статья по теме: Значение проектной деятельности в эстетическом воспитании школьников на уроках технологии

Поделиться статьей

 Все те приемы, при помощи которых человек может делать все вокруг себяизящным, красивым, содержащим радость, – все это должно быть предметомэстетического образования.

АнатолийВасильевич Луначарский

Подэстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке егоэстетического отношения к действительности.

Цельюэстетического воспитания на уроках технологии является формирование всестороннеразвитой личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное впроцессе трудовой деятельности.

Подосновной идеей эстетического воспитания понимается — воспитание основэстетической культуры и развитие художественных способностей; предоставлениевозможностей каждому ребенку выразить себя в художественной деятельности,трудовой , обогащение эстетическими знаниями, совершенствование умений инавыков.

Однимиз основных средств эстетического воспитания у школьников являются урокитехнологии.

Эстетическоеосвоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностьюв области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческойдеятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда,когда он непосредственно создаёт произведения искусства, посвящает себя поэзии,живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, вего деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни и самогосебя. 

Эстетическоевоспитание на уроках технологии основополагается на формировании интереса итворческих возможностей школьников. Уроки технологии отличаются от других. Всё,что изучается теоретически, можно применить в жизни, но любое дело требует отучащихся знаний эстетических законов. Все учебные изделия выбираютсядифференцированно, поскольку только в этом случае возникает интерес ипоявляется мотивация к дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Всезадания подбираются таким образом, чтобы они были максимально познавательными,имели эстетическую красоту и давали представление о традиционных художественныхвидах обработки материала.

Сегодняя хочу поделится с вами личным опытом использования  метода проектов дляформирования эстетических качеств школьников. Я работаю учителем технологии имузыки. На уроках технологии часто применяю метод проектов.Внастоящее время проектная деятельность является самостоятельным видомдеятельности, овладевать которым возможно не стихийно на бытовом уровне, ацеленаправленно, в процессе организованного обучения. Нужно научить ученикачувствовать красоту на всех этапах проектной деятельности. Объектытруда, выполняемые на уроках технологии, я рассматриваю как средствохудожественно — эстетического воспитания школьников. В большинстве случаев этиизделия имеют практическое применение. Знание «законов красоты» позволяетсоздавать вещи, имеющие свой стиль и художественный образ. Изготовление своимируками полезных и красивых предметов быта и одежды делает уроки технологии вглазах учащихся интересными и полезными.

  Моиученики создают самые разные проекты, которые так или иначе напрямую связаны сэстетическим воспитанием. Хочу привести вам примеры  проектных работ,выполненных моими ребятами.  Это работы разной направленности. Однажды япредложила ребятам  поучаствовать в проекте по созданию текстильных куколби-ба-бо для школьного кукольного театра. Ребята с радостью включились в даннуюработу. Все вместе мы решили изготовить кукол  для спектаклей по мотивамрусских народных сказок. Они разбились на несколько групп. Каждая группавыбрала себе одну из русских народных сказок и приступила к работе: изучениюперсонажей, технике изготовления куклы перчатки, подыскивали материалы , всекуклы получились абсолютно разными, ведь у нас были и животные и люди, ноповерьте, каждая кукла получилась особенной, неповторимой, ведь каждый ребеноквнес в нее частичку своей души и своей фантазии.

Былу нас и краткосрочный проект:  игольница своими руками: ребятами былапредложена идея изготовить необычные игольницы: они решили сделать игольницы изфетра  в тематике монстров из мультфильма. Сначала нами была изучена технологияизготовления игольниц, а затем ребята самостоятельно придумывали образ будущейигольницы-монстра. И в конце проекта каждый был доволен своей работой, ведь уребят получились авторские, не похожие на другие игольницы.

Былпроект к новому году: изготовление елочки из разных видов материалов. Ребятатак же работали в группах, делали различные елочки: из гофрированной бумаги,сизаля, ватных дисков и т.д. Кроме того, каждая группа должна была презентоватьсвое творение. И ребята делали это по разному: некоторые придумывали короткоестихотворение, некоторые напевали песенку… вообщем, получилось шедеврально.Эстетическое удовольствие получили все: и я, и ребята, и остальные школьники,которые любовались нашими елочками на школьной выставке.

Также недавно, изучая тему бумага и ее свойства ребята 5 класса готовили проектпродуктом которого стали работы из бумаги: а именно панно на стену для декоракомнаты. Работы получились абсолютно разными: у каждого ребенка была своя идея:кто- то мастерил цветочное панно, кто-то делал панно в стиле животных инасекомых, кто- то просто брал какой то объект.

Вконце каждого учебного года учащиеся 9 класса готовят итоговый проект. И какправило  3- 4 человека выбирают учебный предмет- технология.  Темы проектовребята выбирают самые разные. И так как проект долгосрочный. Т.е рассчитываетсяна несколько месяцев то ребята погружаются в проект и тему выбирают серьёзную,но конечно же с учетом своих интересов. Мы создавали метапредметный исследовательскийпроект по изучению влияния пластика на окружающую среду и продуктом проектастала коллекция изделий, выполненная из пластиковых пакетов. Шили текстильнуюинтерьерную куклу. Делали интерьерный  фруктовый топиарий , одна моя ученицаизучала роль кокошника в русском народном костюме и продуктом проекта былосоздание авторской коллекции кокошников для выступлений на общешкольныхпраздниках, делали ключницу в технике папьема-ше,  изучали  свойства полимернойглины как инструмента для декора посуды и результатом такого проекта  былакружка, с декором.  Изучали  историю появления искусства пирографии и выжигаликартину,  изучали бисероплетение и продуктом стала коллекция женских украшенийиз бисера.  Недавно делали социальный проект «Подари  радость, фабрика сувениров» В рамках  киноуроков мы делали новогоднюю открытку и  имбирный пряник дляодиноких  людей, проживающих в психоневролгическом интернате. Вообщем, тематикаитоговых проектов всегда разнообразна.
 Подводя итоги всему вышесказанному хотелось бы еще раз отметить, что работа поэстетическому воспитанию школьников методом творческих проектов превращается вовсе более важное и необходимое звено учебно-воспитательной икультурно-досуговой деятельности. Специфика этой работы состоит в органическомсоединении деятельности учителей  и учащихся, превращая эстетическое воспитаниешкольников в динамическую систему, требующую четкой организации.

Оценказнаний и умений, оценка изделия, изготовленного учеником — не самоцель, этопоказатель эстетического развития учащегося. Закрепив ряд трудовых навыков иосвоив процесс подготовки и выполнения  изделия, учащиеся и в дальнейшем смогутс удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности.

Знания,умения и навыки прикладного творчества во многом меняют жизнь человека.Приобщая детей к сотворению прекрасного, педагог передает им не только свойопыт и мастерство, но и помогает в формировании их духовного и эмоциональногомира, закладывая тем самым фундамент их будущей судьбы.

 

 

 


Поделиться статьей

Перспективное планирование Познавательное развитие

Поделиться статьей

Поделиться статьей Дата Совместная деятельность ребёнка и взрослого     месяц неделя Непосредственно образовательная деятельность Программное содержание Методическое обеспечение Реализация


Поделиться статьей

Сценарий развлечения для группы раннего возраста Осень золотая.

Поделиться статьей

Поделиться статьей Сценарийразвлечения для группы раннего возраста Осень золотая.   Цель:Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость,способствовать развитию интереса


Поделиться статьей

План – конспект прогулки. Наблюдение за берёзой зимой»

Поделиться статьей

Поделиться статьей План – конспект прогулки.Наблюдение за берёзой зимой» Наблюдение за березойзимой Цели:  формировать знания обособенностях жизни деревьев зимой;  воспитывать


Поделиться статьей

Проектная работаМастера — умельцы нашего села по Индивидуальному проектуВыполнил ученик 10 класса Рахимов Артур.Руководитель проекта Галеева Р. А.с. Казанское 2022 год

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАФИЛИАЛ КАЗАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ


Поделиться статьей