О.С.Хохлова
Поликультурное воспитание на урокахматематики в среднем звене
Республику Мордовия, как и всюРоссию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый изэтносов обладает собственным языком, уникальной культурой, собственнымиценностями, включёнными в систему общечеловеческих ценностей, традициями,историей, особенностями жизнедеятельности. Это многообразие составляетполикультурное общество, в котором мы живём и в котором предстоит житьподрастающему поколению. Система образования должна принимать активное участиев подготовке личности к жизнедеятельности в поликультурном обществе.
Знанияоб обычаях и культурных ценностях других народов, естественно, должныусваиваться после полноценного овладения этническими особенностями своейкультуры. Ведь понять и принять других может лишь тот человек, который уважаети понимает этническую самобытность собственного народа. С этой точки зренияполикультурное воспитание учеников должно проходить три стадии:
1)национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своемународу, гордости за его культурно-исторические достижения;
2)ознакомление школьников с культурой и традициями народов ближайшегонационального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстниками взрослым представителям соседних национальностей на основе приобщения кобычаям и традициям их народов;
3)сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формированиеэмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты.
Дляреализации этих трех направлений важно использовать организованные формыобучения школьников, позволяющие обеспечить полноценное усвоение ими сообщаемыхзнаний в определенной системе и с учетом доступности предлагаемой информации.Закрепление и уточнение представлений учеников о культурных ценностяхполиэтнической среды должно происходить как на уроках, так и во внеурочнойдеятельности.
Сущeствующиe разныe стилижизни одинаково значимы и имeют право на существование. Изучениекаждого из них способствует формированию основных ценностей общества. Очевидно,что в условиях полиэтнического российского общества поликультурное образованиестановится неотъемлемой частью педагогической культуры преподавателя. Оно включаетв себя культурологические, этноисторичeскиe знания, пониманиеважности культурного плюрализма, умение выделять и вносить в содержание общего образованияидеи, отражающие культурное многообразие мира, а также умение организоватьпедагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени ипространстве. Эти положения относятся практически ко всем школьным предметам.Не является исключением и математика.
Обучаяматематике, преподаватель должен помочь учащимся осознать, что в мире существуетмножество ценностей, некоторые из которых отличаются от их собственных. Любыеценности коренятся в традициях того или иного народа, являясь закономернымплодом его опыта и исторического развития.
Учителя-математики,как и учителядругих предметов, должны максимально использовать возможности для воспитания ушкольников патриотических и интернациональных чувств, а также формирования уних поликультурного мировоззрения. Причем такая установка должна входить в систему глубокогои многопланового изучения предмета, требуя лишь определенного внимания кэлементам, важным и для поликультурного воспитания.
Элeментыполикультурного образования на уроках матeматики можно рассмотрeтьиспользуя примeры,задачи, чeрeззанимательный материал: кроссворды, ребусы, шарады и многое другое.
Задача1. Используямикрокалькулятор, найдите значение многочлена, округлите и ответы расположите впорядке убывания. Вы узнаете имя известного выдающегося скульптора РеспубликиМордовия.
3,5х³-2,1х²+1,9х-16,7 при: а) х=- 2,4; б) х=3,7
0,82х³-3,4х²+7,4х при: а) х= -0,53; б) х=0,62;в) х=1,7
3,5 |
7 |
5,1 |
139 |
20 |
Я |
Ь |
З |
Э |
Р |
Справка: СтепанДмитриевич Нефёдов (Эрьзя — псевдоним, идущий от самоназвания одной изнародностей, живущих в Мордовии) родился в селе Баеве Алатырского уездаСимбирской губернии (ныне Ардатовский район Республики Мордовия). В юностизанимался иконописью, образование получил в 1902–1907 в Московском училищеживописи, ваяния и зодчества (мастерская С. М. Волнухина). В 1907–1914 жил иработал в Италии, Франции, принимал участие в 10 крупнейших международныхвыставках в Милане, Риме, Венеции и Париже. Его именем названмузей изобразительных искусств.
Задача 2. Выполните действия, используя свойства вычитания.Расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете, какая республика находитсяв составе РФ, которая граничит на западе и севере с Киевской областью, навостоке — с Пермским краем, на юге — с Башкортостаном и Татарстаном. Данная республикаобразована 4 ноября 1920года. Что это за республика?.
(357+289)-157 У
(863+471)-371 М
643-(243+398) Т
876-(398-476) И
(2 593+1 389)-1 593 Д
(4 597+3 899)-3 899 У
3 697-(2 697+899) Р
Задача 3. Выразите в граммах и ответы расположите в порядке убывания. Вы узнаетестолицу Республики Татарстан.
5 кг 750г З
2 кг60г Н
3 т 180кг К
4 ц 3 кг А
5 кг 200г А
1 кг 5 г Ь
Справка: Казань (тат. Казан) — городв России, столица Республики Татарстан, крупный порт на левом берегу реки Волгипри впадении в неё реки Казанки. Крупнейший по численности населения город вПриволжском федеральном округе и на реке Волге. Один из крупнейшихэкономических, научных, образовательных, религиозных, культурных и спортивныхцентров России.
Таким образом, использование элементов поликультуризма науроках математики позволяет делать уроки более интересными, познавательными испособствует расширению кругозора учащихся. Также формирует у них позитивныйинтерес к обычаям, традициям разных национальностей; помогает преодолеватьустановки этноцентризма и воспитывает в духе доброжелательности, открытости впроцессе повседневного общения.
Литература
1. АксеноваА. Ю. Роль этнокультурных традиций в нраственном воспитании современныхшкольников. Спб., 2004.
2. АракелянО.В. Поликультурная школа – новая модель с системе образования ( журнал«Воспитание школьников», №, 2010, с.11-17. 5.
3. ГруденовЯ.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. Для учителя. –М.:Просвещение, 1990. – 224с.
4. Давыдов,Ю.С. Поликультурное образование / Ю. С. Давыдов, Л.Л.Супрунова // Студенчество.Диалоги о воспитании. 2005. — №41.C.5.
5. ЕникееваА. Формирование этнокультурной компетенции учащихся ( журнал «Воспитаниешкольников», №8, 2007, с.26-31)
6. http://www.edu.ruРоссийское образование. Федеральный образовательный портал: нормативныедокументы.