«Повышениеуровня профессиональной компетенции в обучении географии »
СоболеваА.В.
Всовременном международном обществе Россия является равноправным участникомглобального диалога цивилизаций, носителем высокой и самобытной духовнойкультуры. Во всем мире образование рассматривается как процесс, которыйсопровождает человека на протяжении всей его жизни, предоставляя каждомучеловеку возможности для самореализации на профессиональном, личностном исоциокультурном уровнях. Новая концепция российского высшего образованиясместила акцент с узкого подхода к профессиональной подготовке на развитиеспособностей студентов.
Внастоящее время проблема преподавателя как субъекта педагогическойдеятельности, компетентной и саморазвивающейся личности достаточно широкообсуждается в работах отечественных исследователей.
Вто же время вопрос профессиональной компетентности учителя географиинедостаточно разработан в психолого-педагогической литературе: нет четкогоопределения этого феномена, его структура считается расплывчатой, чтозатрудняет поиск подходящей системы методов формирования и развития компетенцийстудента-географа и изучение эффективности различных программ реструктуризацииуниверситетского образования.
Следуетотметить, что педагогическая практика студентов, изучающихГеографию в контексте формирования профессиональных компетенцийбудущих учителей, всесторонне не изучена. Таким образом, можно выделитьнесколько противоречий.
-Между опытом организации педагогической практики в отечественных вузах инеобходимостью ее изучения с точки зрения формирования профессиональныхкомпетенций будущих учителей.
-Между актуальностью проблемы формирования профессиональных компетенций будущихучителей географии и недостаточной разработанностью теорий в психологии ипедагогике о природе и особенностях таких интегральных качествучителя-географа.
-Необходимость целенаправленного развития профессиональных компетенцийстудентов-географов в процессе педагогической практики, но не хватает научнообоснованных моделей реформирования и реализации.
Особенностьюразрабатываемых в настоящее время образовательных стандартов является новыйподход к разработке и оценке содержания результатов обучения, основанный напринципе знать и делать, а не знать, делать и применять напрактике.
Черезнесколько лет ученики начальной школы перейдут в среднюю школу, где, согласно новымфедеральным образовательным стандартам, они должны получить навыки, необходимыедля жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе, благодаряизучению всех без исключения предметов на уровне общего образования. Учащиесядолжны получить опыт работы с гипермедийными информационными объектами,сочетающими в себе текст, визуальную графику, цифровые данные, неподвижные идвижущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных, которые могут передаватьсяустно или по телекоммуникациям или размещаться в Интернете.
Усвоениебольших объемов цифровой и другой конкретной информации через активный диалог сперсональным компьютером более эффективно и увлекательно для учащихся, чемизучение скучных страниц учебника. Образовательные программы позволяют учащимсямоделировать реальные процессы, а значит, они могут увидеть причины и следствияи понять последствия.
