X-PDF

Статья Применение дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ТНР.

Поделиться статьей

Применение  дидактическихигр в коррекционной

работе с детьми с ТНР.

Сидельникова Елена Валерьевна

учитель – дефектолог ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными возможностями»

 

   За последнее время очень сильно возросло количество детей̆ с речевыми нарушениями. И так же увеличивается число практически не говорящих детей̆.Причины появления таких детей  разнообразны и многочисленны.

   К большому  сожалению, такие дети к учителю – логопедуприходят в основном перед тем как надо идти в школу, реже всего лет в 5, но исамое малое количество детей приходит в возрасте от 3 до 4 лет когда идет самыйпроцесс развития речи – этот момент уже упущен.

   Основой работы учителя – логопеда является многократноеповторение изученного материала, конечно это очень скучно для детей дошкольноговозраста, ведь основная деятельность детей в этом возрасте это игра. Как жезаинтересовать ребенка на занятиях и интерес к ним? Для этого учителю – логопедунеобходимо использовать максимальное количество дидактических игр.  

   Игра – один из аспектов работы с детьми дошкольниками. Такимобразом обучение в игровой форме дает ребенку заинтересованность, созданиенепринужденной обстановки. В игре ребенок раскрывает свою индивидуальность,формирует чувства коллективизма и взаимоотношения к друг другу , а так жеразвиваются творческие способности дошкольника.   

    Не мало важно игра должна быть умной и занимательной, так онаактивизирует детей на внимание, снимает физическое и психологическое напряжение,и дает возможность воспринимать новый материал.

    Игровая деятельность – наш первый помощник  в обучении детейдошкольного возраста. И вот, учить с помощью игры. Как же это сделать? Каквыбрать ту игру к определенному занятию, и для конкретного этапа? Конечночего-то прям определенного не может быть, где, когда, сколько времени нужно наигру. Самое главное что бы игра помогла достичь определенной цели. И конечноигр должно быть в разумном количестве. Надо продумать поэтапное распределение:первая игра должна организовать, заинтересовать ребенка, затем игра должнаподвести к запоминанию темы, а в завершении занятия игра может вести поисковыйхарактер. Но конечно на любом этапе игра должна быть интересной, понятной, иразных видов.

И так, можно сформировать две задачи , стоящие перед учителем –логопедом при работе с дошкольниками.

 — Учителю – логопеду следует широко применять игры вкоррекционной работе, но следует помнить о значимости  игр в целом как средстваумственного , нравственного, физического и эстетического воспитания детей.

 — Учителю – логопеду при проведении игр необходимо учитыватьособенности поведения дошкольников с различными нарушениями речи.

   Учитель – логопед ведет свое обучение через способы попроизношению и речевому развитию. Но надо не забывать об одном важном правиле!Хорошо когда ребенок уходи с вашего занятия не успев доиграть, чем переиграть.Так создается ощущение дефицита игры и ребенок захочет снова к вам прийти назанятие и это доставит ему удовольствие.

Каковоже значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.

   В изданиях  по психологии и в дошкольной педагогике  представлензначительный материал, который говорит о том, что игра – главный виддеятельности для дошкольника, одна значимых закономерностей развития детей.Игра как вид способности ребенка дает гармонично развиваться у детей личностныхчерт, психических процессов и конечно интеллекта.

Как же учителю- логопеду использовать игры в работе?

    Из этого следует, чтопроведение коррекционной работы учителя – логопеда в форме игры очевидна. Приработа учителя – логопеда  имеет место использование игровых приемов в большеймере, чем при обычных воспитательных процессах. Наличие речевого недоразвитияречи приводит к видоизменениям в сфере психики, таких черт какраздражительность, возбудимость, замкнутость, стеснение и тд.

   В современной методической изданиях для логопедов в работе с дошкольникаминеобходимо  проводить разные игры. Авторы литературы для логопедии особенно даютпредпочтение применять игры в коррекционных целях недоразвития речи у детей. В такихслучаях дают примеры игр, которые являются  модифицированными вариантамиизвестных игр в педагогике для дошкольников, а зачастую эти игры  придуманыавторами.

   Основная масса игр для дошкольников с недоразвитием речипредставлена для автоматизации звуков и развитие связной речи. Но я работаю сдетьми с ТНР, и мне необходимо охватить и лексику и грамматический строй речи.Поэтому хочу представить в своей разработке игры которые охватывают все сферыразвития и обучают дошкольников с ТНР,  а также игры уже представленные всовременной методической литературе.

   Сейчас очень часто в старшей и подготовительной группевстречаются деть с диагнозом ТНР(тяжелое недоразвитие речи) – это сильныенарушения , при которых нарушено звукопроизношение, слоговая структура,фонематическое восприятие, звукопроизношение слов, и у таких детей речьнасыщена аграмматизмами. Еще у детей с ТНР бедный словарный запас и при этомстрадает связная речь. Имеются отклонения в развитии мелкой моторики, общей иартикуляционной.  Поэтому такие дети сталкиваются с проблемой в обучении, слабоусваивают программу и данный материал. В таких случаях возникает необходимостьиспользовать эффективные методы обучения в коррекционной работе, которыеобеспечат успешное усвоение детьми знаний, умений, навыков, которыепредусмотрены программой. И вот на помощь приходят игры которые позволяют оченьактивно давать воздействие на ребенка. Таким образом с помощью игрыподдерживается стойкий интерес к новым знаниям, стремление узнать новое и впитыватьзнания и умения.

Игры для улучшениямелкой моторики.

1.Наши ладошки. На  бумаге изображеныконтуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней(,врозь, пальцы вместе, согнуты ). Дети прикладывая свои ладони, должны оченьточно повторить изображение.

2 . Прокати шарик.   Ребенок катает маленький или средний шарик по столу ( или налисте бумаги изображены дорожки ровные, извилистые, спиралью).  Ребенок катаяшарик не должен его упустить из под ладошки и катать по необходимо по заданнымлиниям.  В начале шарики можно катать ладошками, а затем и пальцами.

 3. Разделение мелких предметов. Можно предложить ребенку перебрать крупу. Например смешатьгречневую и рисовую крупу(обыграть этот момент как помощь в перебирании).

4. Лепка пластилином. Лепкапластилином очень хорошее упражнение для развития моторики.
5. Шнуровка. Игры шнуровки разнообразны. Сначала можно предложитьпростые шнуровки (например шнуровать ботинки), затем сложнее и сложнее(например предложить одеть куклу и зашнуровать ей ботинки и одежду).

Представленная информация была полезной?
ДА
60.72%
НЕТ
39.28%
Проголосовало: 1329

6. Собирание мозаики или пазлов. Эти игры тоже развивают мелкую моторику.

7. Нанизывание предметов на нитку.  Можно нанизывать бусины, колечки и другие различные предметы.
8. Пальчиковые игры.
Развиваем артикуляционную моторику

  Такие игры могут показаться ребенку скучными, поэтому необходимоподобрать изображения со стихами.

Игры для развития и активации словаря.

1.Игра в домино устно.  Могутиграют 2 и более человек. Каждый ребенок по очереди говорит любые фразы, но сусловием: каждый следующий ребенок начинает свою фразу с последнего словапредложения предыдущего ребенка.

2. Признаки слов.  Ребенкунадо сказать

 «Сейчас я буду говорить слова, а ты должен рассказать мне, чтоэтот предмет делает. Например, вьюга метет, а гроза — ?; гром — …, а снег -…; дождь -…, а радуга — … При каждом ответе необходимо спросить ребенка: «Ачто еще делает радуга, ведь оно не только сияет?» Ребенок должен подобрать какможно больше слов, обозначающих действие.

3. Синонимы.  Как можносказать по другому о грустном человеке? (Печальный, расстроенный.)

Замени слово «врач» другим словом? (вава, лошадь, вагон, пища ит.д.)

4. Игра «Четвертый лишний». Ребенку необходимо сказать слова, а он должен определить какоеслово лишнее и почему:

Пожарный, строитель, повар, царь.

Ворона, воробей, сорока, страус.

Рысь, козел, свинья, корова.

Трамвай, пароход, троллейбус, светофор.

Роза, ромашка, крапива, нарцисс.

5. Слова – друзья.  В этой игренеобходимо подобрать антонимы.  Ребенку говорят «Скажи наоборот» — большой,высокий, огромный, тонкий, добрый, глупый, легкий, грязный, красивый, больной,веселый, гибкий, молодой, сильный.

6. Назови ласково.  Необходимоназвать слова ласково, например – стул – стульчик, шар – шарик и т.д.

Литература

1.     Мойбукварь Н.В.Нищева

2.     Развитиефонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старшихдошкольников.  Нищева Н.В.

3.     Играйка3 Игры для развития речи дошкольников. Н.В. Нищева

4.     Картотекапредметных картинок. Выпуск 29. Образный строй речи дошкольника/ Нищева Н.В.(ДЕТСТВО-ПРЕСС)

5.     Еслиребенок плохо говорит/ Нищева Н.В. (ДЕТСТВО-ПРЕСС)

6.     Н.В.Нищева.Веселая артикуляционная гимнастика

7.     Современнаясистема коррекционной работы  в логопедической группе для детей с ОНР НищеваН.В. (ДЕТСТВО-ПРЕСС)

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.72%
НЕТ
39.28%
Проголосовало: 1329

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет