Применение дидактическихигр в коррекционной
работе с детьми с ТНР.
Сидельникова Елена Валерьевна
учитель – дефектолог ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»
За последнее время очень сильно возросло количество детей̆ с речевыми нарушениями. И так же увеличивается число практически не говорящих детей̆.Причины появления таких детей разнообразны и многочисленны.
К большому сожалению, такие дети к учителю – логопедуприходят в основном перед тем как надо идти в школу, реже всего лет в 5, но исамое малое количество детей приходит в возрасте от 3 до 4 лет когда идет самыйпроцесс развития речи – этот момент уже упущен.
Основой работы учителя – логопеда является многократноеповторение изученного материала, конечно это очень скучно для детей дошкольноговозраста, ведь основная деятельность детей в этом возрасте это игра. Как жезаинтересовать ребенка на занятиях и интерес к ним? Для этого учителю – логопедунеобходимо использовать максимальное количество дидактических игр.
Игра – один из аспектов работы с детьми дошкольниками. Такимобразом обучение в игровой форме дает ребенку заинтересованность, созданиенепринужденной обстановки. В игре ребенок раскрывает свою индивидуальность,формирует чувства коллективизма и взаимоотношения к друг другу , а так жеразвиваются творческие способности дошкольника.
Не мало важно игра должна быть умной и занимательной, так онаактивизирует детей на внимание, снимает физическое и психологическое напряжение,и дает возможность воспринимать новый материал.
Игровая деятельность – наш первый помощник в обучении детейдошкольного возраста. И вот, учить с помощью игры. Как же это сделать? Каквыбрать ту игру к определенному занятию, и для конкретного этапа? Конечночего-то прям определенного не может быть, где, когда, сколько времени нужно наигру. Самое главное что бы игра помогла достичь определенной цели. И конечноигр должно быть в разумном количестве. Надо продумать поэтапное распределение:первая игра должна организовать, заинтересовать ребенка, затем игра должнаподвести к запоминанию темы, а в завершении занятия игра может вести поисковыйхарактер. Но конечно на любом этапе игра должна быть интересной, понятной, иразных видов.
И так, можно сформировать две задачи , стоящие перед учителем –логопедом при работе с дошкольниками.
— Учителю – логопеду следует широко применять игры вкоррекционной работе, но следует помнить о значимости игр в целом как средстваумственного , нравственного, физического и эстетического воспитания детей.
— Учителю – логопеду при проведении игр необходимо учитыватьособенности поведения дошкольников с различными нарушениями речи.
Учитель – логопед ведет свое обучение через способы попроизношению и речевому развитию. Но надо не забывать об одном важном правиле!Хорошо когда ребенок уходи с вашего занятия не успев доиграть, чем переиграть.Так создается ощущение дефицита игры и ребенок захочет снова к вам прийти назанятие и это доставит ему удовольствие.
Каковоже значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.
В изданиях по психологии и в дошкольной педагогике представлензначительный материал, который говорит о том, что игра – главный виддеятельности для дошкольника, одна значимых закономерностей развития детей.Игра как вид способности ребенка дает гармонично развиваться у детей личностныхчерт, психических процессов и конечно интеллекта.
Как же учителю- логопеду использовать игры в работе?
Из этого следует, чтопроведение коррекционной работы учителя – логопеда в форме игры очевидна. Приработа учителя – логопеда имеет место использование игровых приемов в большеймере, чем при обычных воспитательных процессах. Наличие речевого недоразвитияречи приводит к видоизменениям в сфере психики, таких черт какраздражительность, возбудимость, замкнутость, стеснение и тд.
В современной методической изданиях для логопедов в работе с дошкольникаминеобходимо проводить разные игры. Авторы литературы для логопедии особенно даютпредпочтение применять игры в коррекционных целях недоразвития речи у детей. В такихслучаях дают примеры игр, которые являются модифицированными вариантамиизвестных игр в педагогике для дошкольников, а зачастую эти игры придуманыавторами.
Основная масса игр для дошкольников с недоразвитием речипредставлена для автоматизации звуков и развитие связной речи. Но я работаю сдетьми с ТНР, и мне необходимо охватить и лексику и грамматический строй речи.Поэтому хочу представить в своей разработке игры которые охватывают все сферыразвития и обучают дошкольников с ТНР, а также игры уже представленные всовременной методической литературе.
Сейчас очень часто в старшей и подготовительной группевстречаются деть с диагнозом ТНР(тяжелое недоразвитие речи) – это сильныенарушения , при которых нарушено звукопроизношение, слоговая структура,фонематическое восприятие, звукопроизношение слов, и у таких детей речьнасыщена аграмматизмами. Еще у детей с ТНР бедный словарный запас и при этомстрадает связная речь. Имеются отклонения в развитии мелкой моторики, общей иартикуляционной. Поэтому такие дети сталкиваются с проблемой в обучении, слабоусваивают программу и данный материал. В таких случаях возникает необходимостьиспользовать эффективные методы обучения в коррекционной работе, которыеобеспечат успешное усвоение детьми знаний, умений, навыков, которыепредусмотрены программой. И вот на помощь приходят игры которые позволяют оченьактивно давать воздействие на ребенка. Таким образом с помощью игрыподдерживается стойкий интерес к новым знаниям, стремление узнать новое и впитыватьзнания и умения.
Игры для улучшениямелкой моторики.
1.Наши ладошки. На бумаге изображеныконтуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней(,врозь, пальцы вместе, согнуты ). Дети прикладывая свои ладони, должны оченьточно повторить изображение.
2 . Прокати шарик. Ребенок катает маленький или средний шарик по столу ( или налисте бумаги изображены дорожки ровные, извилистые, спиралью). Ребенок катаяшарик не должен его упустить из под ладошки и катать по необходимо по заданнымлиниям. В начале шарики можно катать ладошками, а затем и пальцами.
3. Разделение мелких предметов. Можно предложить ребенку перебрать крупу. Например смешатьгречневую и рисовую крупу(обыграть этот момент как помощь в перебирании).
4. Лепка пластилином. Лепкапластилином очень хорошее упражнение для развития моторики.
5. Шнуровка. Игры шнуровки разнообразны. Сначала можно предложитьпростые шнуровки (например шнуровать ботинки), затем сложнее и сложнее(например предложить одеть куклу и зашнуровать ей ботинки и одежду).
6. Собирание мозаики или пазлов. Эти игры тоже развивают мелкую моторику.
7. Нанизывание предметов на нитку. Можно нанизывать бусины, колечки и другие различные предметы.
8. Пальчиковые игры.
Развиваем артикуляционную моторику
Такие игры могут показаться ребенку скучными, поэтому необходимоподобрать изображения со стихами.
Игры для развития и активации словаря.
1.Игра в домино устно. Могутиграют 2 и более человек. Каждый ребенок по очереди говорит любые фразы, но сусловием: каждый следующий ребенок начинает свою фразу с последнего словапредложения предыдущего ребенка.
2. Признаки слов. Ребенкунадо сказать
«Сейчас я буду говорить слова, а ты должен рассказать мне, чтоэтот предмет делает. Например, вьюга метет, а гроза — ?; гром — …, а снег -…; дождь -…, а радуга — … При каждом ответе необходимо спросить ребенка: «Ачто еще делает радуга, ведь оно не только сияет?» Ребенок должен подобрать какможно больше слов, обозначающих действие.
3. Синонимы. Как можносказать по другому о грустном человеке? (Печальный, расстроенный.)
Замени слово «врач» другим словом? (вава, лошадь, вагон, пища ит.д.)
4. Игра «Четвертый лишний». Ребенку необходимо сказать слова, а он должен определить какоеслово лишнее и почему:
Пожарный, строитель, повар, царь.
Ворона, воробей, сорока, страус.
Рысь, козел, свинья, корова.
Трамвай, пароход, троллейбус, светофор.
Роза, ромашка, крапива, нарцисс.
5. Слова – друзья. В этой игренеобходимо подобрать антонимы. Ребенку говорят «Скажи наоборот» — большой,высокий, огромный, тонкий, добрый, глупый, легкий, грязный, красивый, больной,веселый, гибкий, молодой, сильный.
6. Назови ласково. Необходимоназвать слова ласково, например – стул – стульчик, шар – шарик и т.д.
Литература
1. Мойбукварь Н.В.Нищева
2. Развитиефонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старшихдошкольников. Нищева Н.В.
3. Играйка3 Игры для развития речи дошкольников. Н.В. Нищева
4. Картотекапредметных картинок. Выпуск 29. Образный строй речи дошкольника/ Нищева Н.В.(ДЕТСТВО-ПРЕСС)
5. Еслиребенок плохо говорит/ Нищева Н.В. (ДЕТСТВО-ПРЕСС)
6. Н.В.Нищева.Веселая артикуляционная гимнастика
7. Современнаясистема коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР НищеваН.В. (ДЕТСТВО-ПРЕСС)
