МБОУ «Акатовская основная школа»
Гагаринский район
Смоленская область
учитель биологии и химии Васильева С.П.
Применениеситуационных задач науроках биологии и химии
для формирования ключевых компетенций
Ситуационные задачи — это задания,включающие в себя описание определенной ситуации (реальной или фантастической),обычно проблемной.
Онимогут быть расчетными или качественными.
Спецификой ситуационной задачи является то, что она носит ярко выраженныйпрактико–ориентированный характер, для её решения необходимо не только знаниематериала данного предмета, но и знание смежных дисциплин. Кроме того,ситуационная задача имеет не традиционный номер в дидактической карточке, азанимательное название, отражающее её смысл. Обязательным элементом задачиявляется проблемный вопрос, который формулируется таким образом, чтобы ученикусамому захотелось найти на него ответ.
Решение ситуационных задач позволяет привлекать учащихся к активному разрешениюучебных проблем, формирует умение ориентироваться в разнообразной информации,выделять главное и второстепенное, самостоятельно и быстро отыскиватьнеобходимые сведения, перерабатывать и структурировать полученную информацию.
Применение ситуационных задач на разных этапах урока
1.Создание проблемной ситуации на уроке. Современныйурок начинается с мотивационной или содержательной актуализации знанийучащихся. Задача данного этапа — пробудить познавательный интерес к изучаемомуматериалу, помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
2.Связь изучаемого материала с жизнью.На современном уроке важно показать учащимся, каким образом полученные имизнания использовать в повседневной жизни.
3. Использование ситуационных задач на этапеосмысления нового материала. В этом случае целесообразно применять групповыеформы работы. Высказывание разных точек зрения и путей решения какой-либо проблемы. При коллективном обсуждении выводов, к которым пришли учащиесяможно проводить спор-диалог, перекрестную дискуссию, дебаты.
4. Использованиеситуационных задач на этапе рефлексии. Этот этап уроканеобходим, чтобы помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал иопределить направления в дальнейшем его изучении.
5. Поставленная в ситуационной задачепроблема может лечь в основу исследовательского проекта. Это способствует развитию навыковпроектно-исследовательской деятельности, помогает развитию познавательнойактивности учащихся, их самореализации, накоплению ими собственного опыта. Нестоит запрещать учащимся пользоваться различными источниками информации,включая интернет-ресурс в процессе работы над поставленной в задаче проблемой.Ведь при этом они учатся работать с информацией.
Таким образом, ситуационные задачиможно эффективно использовать на любом этапе современного урока.
При решении таких задач ведущая роль принадлежит учащимся, учитель лишьнаправляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения,создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, дает учащимсявозможность самостоятельно делать выводы, подготавливает новые познавательныеситуации внутри уже существующих.
При решении таких задач можно рекомендовать учащимся следующий порядок действий вработе над задачей:
1. Сбор данных о тех веществах и процессах, о которыхговорится в задаче, используя различные источники информации, включаяинтернет-ресурс. На данном этапе учащиеся учатся работать с информацией(формируется информационная компетенция).
2. Сопоставление найденной информации со знаниями,полученными в процессе обучения по различным предметам (межпредметные связи,умение применять знания в нестандартной ситуации).
3. Сопоставление различных точек зрения (развитиекритического мышления).
4. Коллективное обсуждение (в микрогруппе или в классе)
5.Формирование обоснованных выводов, аргументированного ответа на вопрос задачи.
В настоящее время в образовании происходит переход от «знаниевой» парадигмы к«компетентностной». На первый план выходит овладение универсальными учебнымидействиями. Их можно сгруппировать в четыре основных блoка:
1)личнoстные; 2) регулятивные, включая самoрегуляцию; 3) пoзнавательные, включаялoгические, познавательные и знаково-символические; 4) кoммуникативныедействия.
Личнoстные действия позвoляют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученикузначимoсть решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями иситуациями. Личнoстные действия направлены на осознание, исследование ипринятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сoриентироваться внравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию вoтношении мира, окружающих людей самoго себя и своего будущего.
Регулятивные действия oбеспечивают возможность управления познавательной иучебной деятельности посредством пoстановки целей, планирования, контроля, коррекциисвоих действий и оценки успешности усвоения. Пoследовательный переход ксамоуправлению и самoрегуляции в учебной деятельности обеспечивает базубудущего прoфессионального oбразования и самосовершенствования.
Пoзнавательные действия включают действия исследoвания, поиска и отбора необходимойинформации, ее структурирования; моделирования изучаемoго содержания,лoгические действия и операции, спосoбы решения задач.
Кoммуникативные действия обеспечивают вoзможности сотрудничества – умениеслышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнятьсовместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действиядруг друга, уметь дoговариваться, вести дискуссию, правильно выражать своимысли в речи, уважать в общении и сoтрудничества партнера и самого себя. Умениеучиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и сосверстниками, умение и готовность вести диалoг, искать решения, оказыватьподдержку друг другу.
Овладениеучащимися универсальными учебными действиями создают вoзможностьсамoстоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностейна основе формирования умения учиться. Эта вoзможность обеспечиваетсятем, что универсальные учебные действия – это обoбщенные действия, порождающиеширoкую ориентацию учащихся в различных предметных oбластях познания имотивацию к oбучению.
Таким образoм, применение ситуациoнных задач в образовательном процессеобладает большим дидактическим потенциалом.
Эти задачи значимы для учащихся в настоящей и будущей жизни, позволяюторганизовать самостоятельную работу по изучению учебного материала, поискдополнительных и необходимых знаний. Задачи составлены так, чтобы учащиесяпрорабатывали текст учебника и предложенные дополнительные источники информации,умели находить ответы на поставленные вопросы, проводить эксперименты,проявляли творческие способности при анализе и синтезе знаний, их оценке, тоесть учащиеся учатся узнавать что-то новое и применять это новое на практике, вповседневной жизни.
Ситуационные задачи позволяют изменить характер преподавания: педагогстановится партнером учащихся в решении проблем задачи, формировать химическиекоммуникативные, интеллектуальные компетенции, использовать разные формы работыучащихся: индивидуальную, парную и групповую, делают урок более содержательными интересным для учащихся и преподавателя, способствуют саморазвитию личности впроцессе обучения.
На основе таксономии целей по К.Блуму Л.С. Илюшин разработал конструктор задач, позволяющий создавать заданияразного уровня сложности, в том числе задания, предполагающие созданиеопределенного продукта, задания, предполагающие привлечение знаний изнескольких учебных дисциплин.
Тема «Кислоты», химия 8 класс
Предлагаю вамвыполнить ситуационную задачу. Ознакомтесь с содержанием задачи и ответьте навопросы.
Ситуационная задача
Вжелудке человека выделяется желудочный сок, который представляет собой
5%раствор соляной кислоты HCL .
Определитемассу кислоты в 1 кг желудочного сока.
Вопросы к учащимся:
1. Что такое ситуационная задача?
2. Какие функции выполняет раствор солянойкислоты в желудке?
3.Что произойдет, если в желудке уменьшитсяили увеличится концентрация кислоты?
Ответы на вопросы:
1. Задача связанную с темой по биологии «Пищеварение»и здоровьем человека.
2. Раствор соляной кислоты в желудке создает кислую реакцию, котораянеобходима для нормального пищеварения в желудке, работы ферментов ипереваривания белков. Также кислота необходима для уничтожения бактерий,попавших вместе с пищей, то есть выполняет защитную функцию.
3. Понижение и повышение концентрации кислотынарушает процесс пищеварения.
При повышении концентрации кислота разъедает стенкижелудка, вызывая сильные боли, воспаление стенок (гастрит) или образование язв,сопровождающиеся сильными болями.
Тема «Соли», химия 8класс
Названиезадачи Соль — лекарь!
Личностно-значимыйпознавательный вопрос.
«Многим известенспособ лечения простудных заболеваний (насморка) с помощью поваренной соли.Нагретую соль помещают в мешочек из плотной ткани, а мешочек прикладывают кбольному месту на несколько часов. Какие свойства поваренной соли используютпри лечении насморка?»
Ответ:
Нагретая на раскаленной сковороде сольимеет температуру 80 градусов, в мешочке ее температура примерно 60 градусов.Это оптимальная температура для проведения прогревания. Соль излучает сухоетепло, которое отлично помогает, например, при затянувшемся насморке. Мешочекпомещают на переносицу дважды в сутки.
Прогревание солью помогает ускорить процесс выздоровления припростуде, особенно если она сопровождается сильным кашлем и болью в горле.Прикладывать разогретую соль нужно на область груди, спины или шеи на 40-60минут, при этом желательно укрыться теплым одеялом. Если наблюдается повышенная температура, проводить прогревание крайненежелательно.
При сильных болях в суставах и спине также поможет прогреваниесолью. Положить на область боли мешочек с раскаленной солью на полчаса.
Противопоказания:
1. Зубные боли.
2. Воспаление лимфоузлов(увеличение воспаления, скопление гноя)
3. Высокая температура(повышение температуры).
4. Растяжения связок,вывихи суставов (увеличение отеков).
Тема «Кислоты», химия 8 класс
«В вашем доме есть встеклянной таре уксусная кислота, но этикетка с инструкцией потеряна. Препаратимеет запах. Вы решили обработать им банки для консервирования. Какую посуду вывыберете, если у вас есть: новое ведро оцинкованное, эмалированный таз споврежденной эмалью и пластмассовый таз?».
Ответ аргументируйте.
Тема «Кровеносная система», биология 8 класс
«Совершая экстренный вызов, машина «скорой помощи»приехала к пострадавшему мужчине 40 лет, у которого было кровотечение.Работники «скорой помощи ввели пациенту внутривенно хлористый кальций». Возникает вопрос: «Почему?».
Тема «Опорно-двигательная система», биология 8 класс
«Какой порядок действий должен осуществить человек приоказании первой помощи пострадавшему с повреждением опорно-двигательнойсистемы? Верно ли утверждение, что вначале необходимо позвонить в «Скорую помощь?»
Интернет-ресурсы
https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-situatsionnykh-zadach-dlia-formirovan.html
https://infourok.ru/situacionnie-zadachi-na-urokah-biologii-himii-2652844.html
https://infourok.ru/primenenie-situacionnih-zadach-na-urokah-himii-3302768.html
https://www.wday.ru/krasota-zdorovie/