Приобщение детейдошкольного возраста к удмуртскому языку, как один из аспектов реализациирегионального компонента образовательной программы ДОУ.
Воспитатель Петрова СИ
Высшей квалификационнойкатегории.
МБДОУ — детский сад №5 г. Агрыз.
В условияхмодернизации отечественного образования, дошкольные образовательныеучреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новымрегламентирующим документом – Федеральным государственным образовательнымстандартом дошкольного образования. Выделение в основнойобщеобразовательной программе дошкольного образования обязательной части ичасти, формируемой участниками образовательного процесса, нацеливает наотражение национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательныйпроцесс.
Национально-региональныйкомпонент предусматривает возможность введения содержания, связанного систорией, культурой, традициями полиэтнического и поликультурного населениярегиона. Необходимо признать, что в последние десятилетия представителикоренной национальности стали отходить от своего родного языка ивыраженных в нем этнокультурных ценностей; вырастают поколения, не знающиеобычаев, истории, культуры удмуртского народа. Главный элемент национальнойкультуры – язык. Язык – душа нации. Исследованиями педагогов и психологовдоказано, что внимание к национальному языку органично и целесообразновоспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык,связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, а также языкустного народного творчества, таким образом, для сохранения удмуртского языкаи поднятия его престижа, нами разработана и апробирована Программа попознавательному развитию с элементами изучения удмуртского языка для детей 4-7лет«Зарни бугор», система мероприятий, ориентированная на приобщение детей кудмуртскому языку, за счет включения удмуртской речи в разные виды детскойдеятельности: краеведческая, речевая, продуктивная, музыкальная,театрализованная, игровая, нами были разработаны такиедетские образовательные проекты, как «Генеалогическоедрево моей семьи», «Национальная кухня», «Мифы и легенды удмуртского народа»,«Удмуртские национальные орнаменты», «Удмуртские национальные костюмы»,«Удмуртская изба»- «Удмурт корка», «Государственная символика Удмуртии», «Достопримечательности города Ижевска», «Растительныймир Удмуртии» (создание гербария) идр. Тематика проектов составляется таким образом, чтобы побуждать родителейизучать удмуртский язык вместе с детьми. Также были сделаны дидактические игры:«Моя семья» -«Мынам семьяе», «Что лишнее?» — «Маиз мултэс?», «Найди по цвету»-«Шедьты буёлъя», «Соедени по цвету»- « Герза одиг буелэн», «Кто что ест?»- «Кинмае сие?» и др. Были разработаны авторские рабочие тетради- это важный и очень необходимый элемент дошкольного образования иявляется уникальной формы развивающего обучения « Зечбур, удмурт кыл!»,и «Ужан тетрадь удмурт кылын» ( 5-6 аресъем нылпиослы) для детей дошкольноговозраста.
Кружковая работа является наиболее эффективной формой работы сдетьми по приобщению к языку и культуре другого народа, т.к. в небольшой группедети слышат каждого из сверстников и могут общаться с каждым из них. Создание вгруппе благоприятной среды приобщения к языку удмуртского народа пробуждаетинтерес к удмуртскому языку и желание его узнать у всех детей независимо от их национальности. У детей формируются умения выделять и пониматьразговорную удмуртскую речь, произносить отдельные слова на удмуртском языке.
Но главное, мы воспитываем у детей любовь к родному краю,толерантное отношение к представителям разных национальностей, уважительноеотношение к коренному населению республики. Подводя итоги нашей работы, можно с уверенностью сказать, что мы смоглипривить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностямродного края, а также гордость, что они живут в таком прекрасном уголке нашейнеобъятной Родины, как наша Республика Татарстан!
«Генеалогическоедрево моей семьи»
«Растительный мир Удмуртии»(создание гербария)
«Мифы илегенды удмуртского народа»
«Удмуртские национальные орнаменты», «Удмуртские национальныекостюмы»
«Удмуртская изба»- «Удмурт корка»
Дидактические игры: «Что лишнее?» — «Маиз мултэс?», «Найди поцвету»- «Шедьты буёлъя», «Соедени по цвету»- « Герза одиг буелэн», «Кто чтоест?»- «Кин мае сие?
Рабочие тетради — « Зечбур, удмурт кыл!», и «Ужан тетрадьудмурт кылын» ( 5-6 аресъем нылпиослы) для детей дошкольного возраста.
