Веселова М.Н., Довгань Д.Р.
СПб ГБ ПОУ «КолледжПетербургской моды»
Проблема духовностисовременного человека: одиночество вдвоём
Есть лишь одна проблема —
одна-единственная в мире— вернуть людям духовное содержание, духовные заботы…
Антуан де Сент-Экзюпери
В современном мире постоянно нарастают темпы развитияматериальной культуры, науки и техники. Человек все больше делает окружающиймир удобным для своего проживания. Но вместе с тем, он теряет самое важное –духовные ценности. На смену ним приходит «потребление» и «использование».
Что же такое духовность? Как к ней относятся всовременном мире?
Сегодня понятие «духовность» стало достаточно размытыми часто употребляемым. Оно используется в разнообразных сферах жизни: политикес ее духовным возрождением нации, в бизнесе, рекламе, торговле с обращением кчеловеческой морали, в религии с многочисленными сектами. А между тем, бытьдуховным – вовсе не значит придерживаться той или иной идеологии, бытьобразованным или религиозным. Как отмечает современный французский писатель ифилософ Бернар Вебер: «Духовность противоположна религии, поскольку онаприсуща каждому человеку, в то время как религия является лишь готовой мыслью,предназначенной для тех, кто не в состоянии найти собственный путь развития»[1].
Духовность – это глубинная сущность человека, высшийуровень самосознания, ориентированный на ценности доброты, истины, красоты.
В словаре русского языка С. И. Ожегова: «духовность – этосвойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальныхинтересов над материальными» [2].
Духовность – это отрешенностьот низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннемусовершенствованию, высоте духа.
Истоки духовности уходят в древние цивилизации, гдеона связывалась с понятием духа, души, дыханием или человеческой жизнью. Древнегреческийфилософ Сократ призывал к самопознанию своей души: «не о теле вашем должнывы заботиться, не о богатстве, не о какой другой вещи, прежде чем о душе,которая должна стать лучшей и благороднейшей…» [1]
С появлением христианства духовность стали искать врелигиозных заповедях и искоренении греха. В эпоху Возрождения – в ценностисамой личности, ее гуманности. Франческо Петрарка писал: «если мы хотимоставаться людьми, нужно общаться с людьми, помогая их душам нашими словами» [1].Идеал такого человека – универсальность и разносторонность, вера в своивозможности и их реализация. А вот Новое время породило множество интерпретацийдуховности – от образованности и просвещенности человека до изучения егопсихики.
Сегодня духовность – это, пожалуй, вопросэкзистенциального (смысложизненного) познания. Это высший уровень самосознания человека, умение выйти за пределыэгоистичного стремления выжить.
Ведь человек – личность,пытающаяся понять свое предназначение в этом мире, стремящаяся наполнить жизньсмыслом и реализовать свой потенциал. Русский философ Иван Александрович Ильин,пришёл к выводу о том, что наличие духовного начала в человеке является смысломсуществования любой личности: «… Дух есть воздух и хлебчеловеческой жизни, ибо человек задыхается и изнемогает без него. Дух есть…сокровенный, внутренний свет во всех сущих вещах; начало, во всём животворящее,осмысленное и очистительное… дух есть сила самоопределения к лучшему…» [3].
Тем не менее, людипостепенно теряют взаимосвязь со своей духовностью под натиском чувств, желаний,впечатлений, проблем. Очевидно, что сегодня темп жизни резко увеличивается.Человека быстро захватывает новое увлечение, идея, информация. Но они довольнобыстро уступают место следующим занятиям, людям и т.д. Американский философЭлвин Тоффлер писал: «Мы ощущаем, что нам надоело шелковое платье, илигалстук, или старый светильник Тиффани, ужасный викторианский столик наножках-лапах – все эти символы наших связей с субкультурой прошлого. Мыначинаем шаг за шагом заменять их новыми вещами, символическими для нашей новойсамоидентификации. Тот же самый процесс происходит и в нашей социальной жизни –“пропускная способность” людей увеличивается. Мы начинаем отступаться от идей,которых придерживались (или объяснять, или осмыслять их по-новому)» [4]. В такихусловиях люди просто не могут приспособиться к быстрым изменениям, а потому становятсябеспокойным, раздражительным. Человек теряет связь с духовностью и гуманностью.Нормальным становятся быстрые и поверхностные контакты. Формируется такназываемое «общество одноразовых стаканов»[4], в котором люди испытываютощущение затерянности и дискомфорта, напряженность, беспокойство,раздражительность и агрессивность. Мир превращается в безличное пространство,где реальные контакты утрачивают свою значимость. Как отмечает британский социолог Зигмунт Бауман(Zigmunt Baumun),экономические и социальные условия в глобальном мире ведут к «исчезновению иослаблению… человеческих связей, сообществ и партнерских отношений»; «связи ипартнерство имеют тенденцию рассматриваться как вещи, которые нужноиспользовать, а не создавать» [5]. Чувства взаимоуважения, симпатиисменяются на «что я могу поиметь от своего партнера». Как отмечал психоаналитик Э. Фромм, для человека главноеиметь, а не быть. «Обладание представляется нормальной функцией нашей жизни: чтобы жить,нам нужно иметь какие-то вещи; чтобы ими пользоваться, надо сначала ихприобрести… Создается впечатление, что сама суть и смысл бытия состоит в том,чтобы обладать чем-либо. То есть кто ничего не имеет, тот ничего собой не представляет (тот и не существует)»[6].
Потребительское отношение проявляется не только квещам, людям, но и окружающей среде. Отсюда и экологические проблемы, нарушениегармонии человека и природы. Отсюда межэтнические и межнациональные конфликты.Отсюда проблемы здравоохранения и социального обеспечения. Отсюда снижениеинтереса к эстетическому, творческому развитию, потеря нравственности. Отсюдамировоззренческие проблемы, связанные с потерей интереса и смысла жизни. Отсюдапроблемы с вредными привычками, где человек снова пытается потреблятьматериальные ценности, а не духовные.
Так получается, что человек живет среди огромногоколичества людей. Как и все, он каждый день ходит на учебу или работу,выполняет привычные действия как все, но при этом оказывается одиноким. Онсливается с толпой для своей же безопасности, чтобы не чувствовать себя чужим.Он теряетсвою индивидуальность и духовность, перестает понимать свое смысложизненноепредназначение.
Элвин Тоффлер пишет: «От Лос-Анжелесадо Ленинграда подростки, несчастливые супружеские пары, родители-одиночки,простые рабочие и пожилые люди – все жалуются на социальную изоляцию. Родителипризнаются, что их дети слишком заняты, чтобы навестить их или даже позвонить.Одинокие незнакомые люди в барах или прачечных изливают друг другу душу,рассказывая, по выражению одного социолога, “эти бесконечнопечальные истории”. В клубах и на дискотеках для разведенных встречаютсяотчаявшиеся одинокие люди» [7].
Итак, духовность – нравственное начало в человеке,являющееся воплощением всей совокупности ценностей личности для общества, длялюдей, для самого себя. Это способность руководствоваться в своем поведении высшимиценностями социальной общественной жизни. Духовность открывает человеку путь клюбви, совести и чувству долга; к праву, правосознанию; к искусству ихудожественной красоте. Духовный человек не относится потребительски к миру идругим людям, а, значит, другой человек нужен ему для близости и любви!
На данном этапе развития общества требуетсяпереосмыслить психологические, политико-экономические, гуманитарные ифилософские взгляды на личность, духовная личность должна охарактеризовать себябескорыстностью, свободой и эмоциональностью. Необходимо развивать потребностьв культурных и духовных ценностях, формировать эстетические вкусы и ощущениепрекрасного. Очень важно чтобы человек осознавал всю серьезность и значимостьсвоих поступков, умел отличить добро и зло, также одним из главных пунктовявляется обретение совести. Человек должен жить в гармонии с собой, обществом иприродой, такой баланс поможет каждому построить личное и социальноеблагополучие и избежать одиночества вдвоем!
Список литературы:
1. ЛосскийН.О. ББог и мировое зло. – М., 1994. С. 20-21
2. ОжеговС.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
3. Понятие «духовность», «нравственность» и иххарактеристика — URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3409(дата обращения: 22.02.2020)
4. ТоффлерЭ. Шок будущего / Пер. с англ. – М.: Изд-во ACT, 2002. – 557 c.
5. ЗигумнтБауман. Текучая современность / Пер. с англ. С.А. Комарова – СПб.: Питер-Пресс,2008. – 240 с.
6. ФроммЭ. Иметь или быть / Пер. с англ. Н. Войскунской, И. Каменкович, Е. Комарова идр. – М.: АСТ, 2000. С. 7.
7. Тоффлер Э. Третья волна. – М.: Изд-во ACT, 1999. C. 582.