Статья:
«Проблемы экологического воспитания удошкольников»
В нашем современном мире существуетпроблема недостаточного общения детей с природой. А у детей, лишённых общения сприродой, прослеживается недостаток умственного и эмоционального развития, хужеразвиваются творческие и исследовательские способности, они не подготовлены кжизни и решению важных проблем, испытывают стресс и не чувствуют уверенности всвоих силах, чаще скучают и не знают, чем заняться. Нынешние дети подверженызависимости от гаджетов. Мы живем в век технического прогресса. Насокружает то, что изобрел человек сотовые телефоны, телевизоры, компьютеры,мультиварки и т.д. мы так быстро привыкли ко всему новому, что не замечаемтого, что сделано природой. Если лишь на миг приостановится и оглядеть всевокруг себя, то можно увидеть столько прекрасного и интересногосозданного самой матушкой природой. Родители сталкиваются с тем, чтоочень сложно переключить внимание ребёнка с телефона, планшета, ноутбука. Всёбольше времени дети проводят в виртуальном мире, и всё меньше времени и желанияу них остаётся на реальный мир. В результате уже с раннего возраста они ведут«старческий» образ жизни, редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк,чтобы просто порезвиться со своими ровесниками. Результаты исследованийпоказывают, что дети, проводящие большую часть своего свободного времени насвежем воздухе в окружении природы, реже болеют, более дисциплинированны ивнимательны, обладают лучшей координацией, большей ловкостью, более развитымвоображением, большей наблюдательностью, умеют лучше находить общий язык сосверстниками, а также более уравновешенны. Поэтому очень важно нам, взрослым,организовать детское общение с окружающим миром, с природой. Необходимо уделятьвнимание экологическому воспитанию не только в детском саду, но и дома. Чащезаострять внимание на рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов,видеофильмов, презентаций, посвящённых окружающей природе. Это позволитсформировать у детей яркие, конкретные представления о природе. Кроме наглядныхметодов необходимо использовать практические методы — это игра, элементарныеопыты и моделирование. Использование этих методов позволяет уточнятьпредставления детей, углублять их путем установления связей и отношений междуотдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученныезнания, упражнять дошкольников в применении знаний. Существуют ещё и словесныеметоды — это рассказы, чтение художественных произведений о природе, беседы.Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе,систематизации и обобщения их, помогают формировать эмоционально-положительноеотношение к природе. Знакомить детей с природой надо начинать с самых простыхвещей, окружающих ребенка. Родители могут даже по дороге в детский сад обращатьвнимание детей на изменения в природе, приучать не мусорить и сортироватьмусор, рассказывать в чём нуждаются птицы зимой и т.д. Наблюдение — самыйуниверсальный метод, его можно проводить в любое время, в любом месте, для негоне нужно иметь специальных материалов и приспособлений.
Очень хочется, чтобы взрослые помоглидетям в формировании экологической культуры!