Публичноепредставление собственного инновационного педагогического опыта
ЛепчиковаМарианна Николаевна,
учительначальных классов
МОБУСОШ №35 г.Якутска
Темаинновационного педагогического опыта: «Проектная деятельность младшихшкольников как фактор развития их творческих способностей»
Актуальность и перспективность опыта
Федеральныйгосударственный образовательный стандарт ставит перед начальным образованиемновые цели. Главной целью новых стандартов стало раскрытие личности ребенка, еготалантов, способности к самообучению, коллективной работе, формированиеответственности за свои поступки, создание комфортной среды. В настоящее времявсе более актуальным в образовательном процессе становится использование вобучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добыватьновые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезу, делатьвыводы и умозаключения.
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросшихтребований к универсальности знаний учащихся, можно сказать, что этимтребованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.
Поитогам многолетней работы в школе хочется сказать, что организация проектнойдеятельности создает условия для самостоятельного усвоения обучающимисяучебного материала.
Проектнаядеятельность — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельностьучащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способыдеятельности, направленная на достижение общего результата. Метод проектовэффективно реализуется на уроках технологии, окружающего мира и во внеурочнойдеятельности.
Концептуальность
Опираясьна знание психологии любого человека, можно отметить, что лучше всего человеквыполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие.
Сутьпроектной деятельности состоит в организацииучебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней,в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Какпоказывает опыт, проектная деятельность способствует более успешнойсоциализации школьника.
Исходяиз собственного опыта, хочу отметить, что роль учителя, несомненно, велика напервом и последнем этапах. Учащимся начальных классов трудноопределить цели и задачи исследования, выдвинуть гипотезу. Помочь им в этом –задача педагога. Главное при этом – увлечь и «заразить» детей, показать имзначимость их деятельности, вселить уверенность в своих силах, а также привлечьродителей к участию в школьных делах своего ребенка. Родители вместе с детьмиделают фотографии, выполняют несложные исследования, помогают подбиратьинформацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовитьзащиту своей работы.
Анализируяэти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоковуниверсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. Учитывая, чтоформами организации проектной деятельности являются не только индивидуальное,но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представитьвозможности формирования коммуникативных УУД. А, принимая во внимание, что врезультате проведённых исследований ребёнок получает не только определённыйпродукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить ивозможности формирования личностных УУД. Таким образом, организуя проектнуюдеятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальныхучебных действий.
Наличие теоретической базы опыта
Метод проектов возник во второй половинедевятнадцатого века в сельскохозяйственных школах США, и назывался «Методпроблем». Исходя из концепции американского педагога и психолога Джона Дьюи,деятельность обучающихся должна была быть направлена на формирование егомышления, в основе которого лежал личный опыт. В России педагогические идеи,связываемые с именем Дж. Дьюи, первым реализовал в практике С.Т. Шацкий сосвоими товарищами, начав эту длительную работу в 1905 году. Сейчас в связи среформой российского школьного образования метод проектов возрождается.Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук,профессор Брянского ГПИ В.Д. Симоненко, предлагает обобщив опыт и достижениязарубежных и отечественных учёных, связать основные положения метода проектов сдеятельностным подходом. Ребёнок делает с удовольствием то, что сам выбрал.Деятельность строится не только в русле учебного предмета. Но суть ее остается прежней -стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владениеопределенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающуюрешение одной или целого ряда проблем, показать практическое применениеполученных знаний. В своей работе по методу проектовв урочной и внеурочной деятельности я опираюсьна научно-теоретические материалы, созданные авторами : Матяш Н.В.,Симоненко В.Д. , Пахомова Н.Ю., Полат Е.С., Сергеев И.С., Гузеев В.В.,Землянская Е.Н., Конышева Н.М., Иванова Н.В. и др. В наличии учебно-методическиепособия к комплексу учебников «ШколаРоссии», которые входят в Федеральный переченьучебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Теоретическую основу опыта составляют:
•теории содержания общего образования и концепцииобразовательных стандартов (B.C. Леднев, A.A. Кузнецов, A.M. Кондаков, М.В.Рыжаков и др.);
•концепции универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов,Г.В. Бурменская, O.A. Карабанова, И.А. Володарская, Н.Г. Салмина);
•система оценки достижений требований ФГОС (Г.С.Ковалёва,О.Б. Логинова, Болотов В.А., И.А. Вальдман, М.А. Пинская
Ведущая педагогическая идея
Проектная деятельность расширяет знания детей обокружающем мире;
· развивает психические процессы:внимание, память, восприятие, воображение, стимулирует мыслительные операции;
· развивает различныеанализаторы: зрительные, слуховые, речедвигательные, кинестетические,двигательные;
· активизирует и пополняетсловарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связнойречи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи;
· развивает чувство коллективизма, ответственностьдруг за друга;
· стимулирует развитие творческой поисковойактивности, самостоятельность;
Требования к учебному проекту:
1. Наличие проблемы– исследовательской, информационной,практической.
2. Планированиедействий по разрешению проблемы. Важная частьплана- разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий суказанием выходов, сроков и ответственных.
3. Проект требуетисследовательской работы учащихся. Отличительнаячерта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будетобработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4. Результатомработы над проектом, является продукт.
5. Презентация
Структурадеятельности учителя и ученика при использовании метода проектов:
Ученик |
Учитель |
Определяет цель деятельности |
Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания |
Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424 |
Раскрывает возможные формы работы |
Выбирает пути решения |
Содействует прогнозированию результатов |
Активен |
Создаёт условия для активности школьника |
Субъект обучения |
Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность |
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Оптимальность иэффективность проектной деятельности
Наблюдения за учащимися показали,что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведенииисследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Крометого, вовлечение детей в проектную деятельность способствует формированию у учащихсяобщеучебных умений и навыков. Если некоторое время назад считалось, что главноев проектной деятельности — это результат, то в настоящее время важен сампроцесс работы над проектом, совместная деятельность учителя и обучающихся, прикоторой формируются УУД.
Во время работы над проектом былопроведено анкетирование.
Учащимсяпредлагалось ответить на вопрос: «Нравится ли тебе участвовать в реализациипроекта?» Были предложены варианты ответа на него: «нравится», «не оченьнравится», «мне всё равно», — из которых ученик должен был выбрать только один.Отрицательных ответов не последовало.
Также учащиеся оценили своё отношение ктворческому проекту. Ответы были следующие:
· «проект интересный» — 70%;
· «нужный» — 15%;
· «полезный» — 15%;
Было определено, какой этап работы надпроектом ученикам понравился больше всего. 40% участников проекта на первоеместо поставили работать в группе; 10%-искать ответы на свои вопросы; 25% — презентоватьсвою работу и 25%- проводить эксперименты. В своих отзывах опроделанной работе ученики отметили не только своё эмоциональное отношение кпроделанной работе, но и дали её содержательный анализ, отметив, чему она ихнаучила, какие были трудности и достижения. Ученики при работе над проектамииспытывают трудности: выступать на публике, при работе с большими объемамиинформации. Ребятам очень нравится: работать в группе, искать ответы на своивопросы, презентовать свою работу, проводить эксперименты, наблюдения. Данные свидетельствуют о том, что использованиепроектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проектау учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектнойдеятельности.
Результативностьопыта
Практика показывает, что при использовании проектнойдеятельности, у детей снижается личностная тревожность, развивается логическоемышление, умение ориентироваться в разных ситуациях, появляется интерес кпроцессу познания. Работа в группахразвивает коммуникативные способности, дает возможность расширить своюсамооценку, обеспечивает разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения.
Детииспытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности всвоих силах и возможностях. Ведь каждый ученик проявляет интерес кпроисходящему на уроке.
Проекты,над которыми мы работали с учащимися:
1класс
Проект «Тайна имени». Каждый ребёнок рассказал, что означают их имена, их происхождение. Всемьях вспомнили о том дне, когда ребёнок появился на свет, ктовыбирал ему имя. Прекрасные воспоминания! Были выполнены великолепныеработы!
Проект «Моя семья». Ребята составили и записали небольшой рассказ о своей семье, отобралииз семейного архива фотографии для проекта,
взяли интервью у взрослых членов семьи.
Проект «Транспорт».(во время дистанционногообучения) К этому проекту дети подошли творчески.Были выполнены книжки про виды транспорта, сделали лэпбуки, игру мемори намарки машин и т.д. Презентовали свои работы на страничке своего класса в соцсетях.Работы наглядно, доходчиво, интересно показывают и рассказывают о видахтранспорта. Тема была усвоена детьми на «отлично».
Проект «Цветы для школьногоучастка». Продукт своего проектадети презентовали на страничке своего класса в соцсетях и украсили им клумбышкольного двора.
2 класс
Очень интересным был групповой проект «Помнюи горжусь!», выпущенный к 75-летиюПобеды в ВеликойОтечественной войне. Ребятам было предложенонайти самим материал о своих прадедушках, прабабушках — ветеранах и на классномчасе рассказать о них. Итогом данного мероприятия получилась большая информационнаястенгазета. Работа над проектом позволит укрепить связь поколений,по-особому раскрыть значимость Победы нашего народа в Великой Отечественнойвойне, пропустив ее уроки через сердце каждого участника проекта. Наш проекткроме познавательного, имеет важное воспитательное значение, способствуетформированию осознанного патриотического чувства.
Во 2 классе оченьинтересно и творчески прошли проекты по окружающему миру «Мой режим дня»,«Возьмем под защиту», «Профессии»,
«Подробнее о лесных опасностях». Продукт своего проекта дети презентовали в классе и на страничкекласса и школы в соцсетях.
Всё это доказывает, что второклассники приобретают навыкиработы в группе, свободно высказывают свое мнение, с интересом слушают другдруга.
3 класс
В групповом исследовательском проекте по русскомуродному языку «Почему это так называется?» выполняли поиск материалов, собирали информацию об устаревшихсловах, учились работать с толковым словарём, грамотно записывать на листочке.Итогом работы стала выставка кроссвордов на тему «Устаревшие слова».
Проект «Родословная». Ученики рассказали ородословной и о традициях своей семьи. Огромную помощьсвоим детям оказали и родители – создали электронные презентации.
Проект«Книжки-малышки» был посвящен книжной неделе вначальной школе.
В третьем классе мыподошли к индивидуальным проектам. Индивидуальныйпроект- это контролируемый учителем и выполняемый учащимся с помощью родителейкомплекс личностно значимых действий, завершающийся созданием творческогопродукта. Всё то, что делали ученики в процессе работы над проектомбыло им интересно, увлекательно, имело личную значимость и способствовало развитиюличности. Поэтому выбирали несложные и не слишком трудные темы: «Пчела-уникальное насекомое», «Моя малая Родина», «Разнообразие природы родного края»,«ВОВ в истории моей семьи».
Ещё один проект «Мамин день» вызвал интерес у многих учащихся, учителей, родителей нашей школы;в этом году на школьномпраздничном концерте. Результатом проекта являлсяготовый праздничный номер для своих мамочек. Здесь мы увидели личныепродвижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главнымв котором является способность создавать, представлять и защищать собственныйрезультат и продукт.
Проектнаядеятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности исамостоятельности детей, а детям дают возможность попробовать себя в самыхразнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской,режиссерской, организационной и другой деятельности.
Такимобразом, благодаря использованию проектной деятельности, повышается уровеньтворческого развития учащихся; естественным образом происходит соединениетеории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной;развивается активность учащихся, которая приводит их к большейсамостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кромевсего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Если с раннего возрастадетей включать в проектную деятельность, то у них развиваются пытливость ума,гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способностьпредвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятсянеотъемлемыми чертами личности человека.
