Профориентационная работа на уроках СБО как один изпутей формирования жизненной компетенции обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
Современная государственнаяполитика в сфере образования в качестве одной из стратегических задачрассматривает создание среды, обеспечивающей доступность качественногообразования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и ихсоциализацию.
Учитывая содержаниедействующих документов, отражающих государственную политику в сфереобразования, пути модернизации системы специальной помощи ребенку с нарушениямив развитии, мы можем заключить, что формирование жизненных компетенций у детейс ограниченными возможностями здоровья – это не только приоритетное, но и обязательноенаправление работы любого образовательного учреждения.
Одной из главных задач организации для детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностямиздоровья является их социализация. Если для ребёнка из семьи социализацияпредставляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнкупогружение в общество — это кропотливая работа, процесс и результат которогополностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые. Передвзрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны — создать условиядля безопасного и комфортного выхода детей с ограниченными возможностямиздоровья в большой социум; а с другой — стимулировать желание детей-сирот с ОВЗнаходится в этом социуме и сформировать доверие к нему. С каждым годом всеболее актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающегопоколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети сограниченными возможностями здоровья. Необходимость в оказании помощи впроцессе личностного становления, профессионального выбора и самоопределениядетям, является чрезвычайно важной. Практика работы с воспитанниками из числадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, чтосуществует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, ихсоциальная и профессиональная адаптация еще на этапе подготовки ксамостоятельной жизни в условиях учреждения.
Основной проблемой профориентации умственно отсталыхдетей является разрыв между представлениями о жизни и существующей реальностью.Это затрудняет усвоение ими принятой системы ценностей, норм, знаний ипредставлений. Для умственно отсталого ребенка характерна завышеннаясамооценка, не всегда соответствующая уровню его возможностей. Необоснованнозавышенные требования к уровню заработной платы при отсутствии необходимыхзнаний и навыков не связанные с рынком труда карьерные притязания ставятподростка вне рынка труда, делают его не конкурентно способным притрудоустройстве.
Профессиональное самоопределение наших детейзатруднено не только из-за бедности их жизненного опыта, незрелости интересов инеадекватности самооценки, но и в связи с ограниченностью их знаний опрофессиях, о тех отраслях народного хозяйства, в которых они могли бытрудиться, о собственной профессиональной пригодности к определенному видутруда. Поэтому на уроках СБО больше внимания уделяется доступным видам труда,подходящим ихвозможностям.
В среднем школьном возрасте одним из основныхпредметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО —социально-бытовая ориентировка. Это специальные коррекционные занятия,направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду,на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, наповышение общего развития. Уроки социально-бытовой ориентировки очень важны, они носят практический характер.
Для обучающихся школы-интернатаособенно важно владение навыками профессионального самоопределения,профессиональной культуры и трудоустройства, так как оно обеспечивает ихсоциальную адаптацию по окончании обучения.
Система профессионального самоопределения разделяетсяна три основных раздела: профессиональное просвещение и знакомство с отдельнымипрофессиями; систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей иусловий труда; формирование профессионально-важных качеств.
Программный материал по социально-бытовой ориентировкев целом и в частности раздел «Трудоустройство» помогает обучающимся 9 классовподготовиться к осознанному выбору профессии с учетом психофизическихвозможностей, склонностей и интересов. Освоенная на уроках выпускниками системазнаний, необходимых для социальной адаптации позволяет им успешно продолжитьобучение, трудоустроится на работу.
Цели этого раздела следующие:
·Формированиеу обучающихся ориентационных схем, позволяющих адаптироваться к социальнойсреде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности.
·Содействиепрофессиональному самоопределению школьников.
·Обучениетехнологиям поиска работы и трудоустройства.
Вработе по профориентации используются:
·Тесты,помогающие определить склонности к той или иной профессии.
·Игровыепрактикумы, деловые игры, которые помогают обучающимся пробовать себя в ролитой или иной профессии.
·Знакомствос профессией с помощью бесед, иллюстраций, кроссвордов, презентаций,видеороликов.
Выполнение такой работыпо профориентации приводит к совершенствованию и развитию системы,обеспечивающей целенаправленное формирование у обучающихся способностей,актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальнойактивности.
Формирование жизненной компетенции у обучающихсякоррекционной школы – длительный процесс. Трудовая деятельность ориентирована,прежде всего, на овладение ими определённой специальностью, на дальнейшееобучение в среднем образовательном учреждении, успешное включение всамостоятельную жизнь и трудовую деятельность.
Вся учебно-воспитательнаядеятельность в Учреждении в первую очередь направлена на формирование жизненнойкомпетенции воспитанников, т. е. готовности выпускников к успешной интеграции вобщество, способности реализоваться в жизни.
