Профориентация. Рекомендуемыемероприятия для ее осуществления.
Нуртдинова А.Р.
педагог-психолог
филиал ГБУ РБ РЦППМСПНефтекамская ЗПМПК
Профориентация –комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределениешкольника.
Сейчас, когда окружающий мир неизбежно меняется,актуальность профессий некогда бывших престижными, сегодня становятся неактуальными и устаревшими. Подросткам в такую изменчивую и быстро меняющуюсяреальность требуется ускоренная ориентация и выбор в пользу престижной профессиии той, которая будет приносить удовольствие и самореализацию. В идеальнойситуации подросток должен быть деятельным и заинтересованным в поискепрофессии, уметь примерно определять насколько его личностные качества подходятпод выбранную им специальность. На помощь в выборе профессии, по факту,старшеклассники могут рассчитывать только на своих родителей и друзей, но этапомощь является непрофессиональной, а значит менее результативной. Порезультатам многочисленных опросов и исследований большая часть выпускников, аэто около 70% из 9-11 классов не обладают реальными знаниями о спросе на рынкетруда и своих реальных потребностях, а это значит, что очень частостаршеклассники делают случайный выбор профессии, что в дальнейшем ведет кпотере времени, ухудшении самооценки и отсутствии самореализации подростка[1].
Длятого, чтобы подростку было легче сделать свой выбор в пользу той или инойпрофессии есть рекомендуемые профориентационные мероприятия, которые должныбыть использованы комплексно и на протяжении длительного времени:
1. Профессиональноепросвещение школьников с целью расширения общего кругозора.
2. Профессиография,т.е. область научно-практического знания, котораяизучает профессиональную деятельность человека, психологические описания разныхвидов труда и их классификацию[2].
3. Воспитаниев семье тому, что называется желанием учиться и пониманием того, что ребенку подойдетбольше исходя из личных интересов.
4. Развитиеи совершенствование индивидуальных качеств школьника (трудолюбивость,ответственность, гордость за выбранную профессию)
5. Профориентационнаядиагностика ученика для изучения и понимания личностных характеристик, имеющихзначение для будущей профессиональной деятельности выпускника и мониторингапрофилизации.
Результатом рекомендуемых комплексныхдлительных мер профессинальной ориентации, приведенных выше является большойпроцент подростков, которые сделали правильный желаемый выбор в пользу той илииной профессии.
Списоклитературы
1. Михайлов Ф. Б. Профессиография: учеб. пособие / Ф.Б. Михайлов,Е.В. Смольникова, Д.А. Мясников. – Казань: Изд-во Казан. ун-та,2018. – С-5.
2. Куптель Е.В. , Пазюк К.Т. Профориентация как важныйэлемент на пути к выбору будущей професии / Куптель Е.В. , Пазюк К.Т.
[Электронный ресурс] // cyberleninka : [сайт]. – URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsiya-kak-vazhnyy-element-na-puti-k-vyboru-buduschey-professii (дата обращения: 25.11.2022).
