X-PDF

Статья Работа дефектолога по формированию культуры речи у учащихся начальных классов

Поделиться статьей

Санкт-ПетербургскоеГосударственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения

«Центрсоциальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга»

Учитель-дефектологвысшей квалификационной категории

Стационарногоотделения

ЧичоринаЕвгения Николаевна

Работа дефектолога по формированиюкультуры речи

у учащихся начальных классов

В последнее время мы можемконстатировать чрезвычайно низкую речевую культуру большинства современныхшкольников, их низкую способность соотносить языковые средства с целями,задачами и условиями общения. На речь молодежи влияет низкий уровеньграмотности и культуры в целом, воздействуют средства массовой информации, втом числе интернет и СМИ, в которых безграмотность выдается за норму, асовременный молодежный сленг за литературный язык.

Сегодня личностное развитие,полноценная социализация школьника невозможны без целенаправленного формированияего культуры речи. Средством формирования речевой культуры должно статьразвитие лингвистической, коммуникативной, социокультурной компетенции.

Решающее значение приобретаетформирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоватьсяизобразительно-выразительными возможностями русского языка, воспитание у нихуважения к слову, развитие творческого потенциалаи коммуникативной компетенции. Школьное, дошкольное и дополнительное  образование,направленное на формирование общей культуры, познавательное развитие,закладывает фундамент для самостоятельной реализации возможностейличности, а также обеспечивает социальную успешность человека вусловиях информационного общества.

Достижением методической наукипоследних десятилетий можно считать усиление коммуникативной направленностишкольного языкового образования. Формированию коммуникативнойкомпетенции учащихся на сегодняшний день посвящено огромное количествоисследований (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Капинос В.И., Соловейчик М.С.,Никитина Е.И., Баринова Е.А., Сабаткоев Р.Б., Еремеева А.П., Демидова Н.И.,Ходякова Л.А., Архипова Е.В., Воителева Т.М. и др.).

Перед теорией и практикойметодики обучения и воспитания стоят вопросы: как усовершенствовать процессразвития речи школьников, создать технологии, направленные на формированиемотивации к обучению, развитие и активизацию творческих способностей учащихся,а также способности к обновлению компетенции. С этой целью разрабатываютсяучебно-методические пособия с привлечениемнового дидактического материала, которые, нарядус овладением правилами нормативной речи иразвитием речевых умений и навыков, ставят задачи развитиятворческого потенциала школьников, способствуют дальнейшему овладению речевымиумениями и формируют умение учиться.

Система работы учителя-дефектологапо формированию языковой и речевой культуры  учащегося начальной школы  состоитиз следующих компонентов:

1.Диагностика степени сформированности речевой культуры школьникадля разработки программы коррекции при планировании дальнейшей работы на основеполученных данных:

· Изучениесловарного запаса:

Методика «Подбор синонимов»; Методика«Подбор определений» и т.д.

· Изучениелексико- грамматического строя:

Методика «Проверкасформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям»;

· Словообразование:

Методика «Проверка языковогочутья, восприятия и понимания словообразовательных форм»;

·        Синтаксис:

Методика «Проверка уменияконструировать предложения» и т.д.

· Диагностированиесвязной речи:

Методика «обследование связнойречи» и т.д.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

2. Перспективноепланирование развития положительной учебной мотивациикаждого ученика.

3.Организация активной речевой деятельности учащихся

Следует отметить, чтоиспользование на занятиях ситуативных упражнений значительно повышаетпрактическую направленность занятий и интерес к ним со стороны учащихся. Прирешении ситуативных задач, анализируя речевую ситуацию, учащиеся могутсамостоятельно овладевать новыми знаниями и навыками по культуре общения иосваивать коммуникативные умения.

В науке о языке в настоящеевремя выделяются два уровня культуры речи:

1. низший, на котором речь рассматриваетсяс точки зрения ее правильности, соответствия нормам русского литературногоязыка;

2. высший, выдвигающийтребование коммуникативной целесообразности.

Совершенствование речиучащихся – кропотливая, каждодневная работа. Именно это заставляет подчинить ееследующим целям: углубить знания о стилях и типах речи; формироватьпредставление об их структуре; развивать умения грамотно обращаться сосредствами языка; совершенствовать умения в раскрытии темы и ее развитии и т.д.

Умение грамотно строитьсочинение, передавать текст изложения с младших классов в старших классах даствозможность уверенно проводить анализ текстов как на уроках русского языка, таки на уроках литературы.

4. Обогащениесловарного запаса учащихся.

Под обогащением словарногозапаса следует понимать не только количественное увеличение, но и качественныеизменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов,в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов, со стилистическимивозможностями слова, которые позволяют соотнести уместность того или иногоязыкового факта с замыслом говорящего.

5.Использование игровой методики.

Именно в игровом процессеребенок усваивает те модели и методы, которые позволяют ему действоватьсамостоятельно. Игровая методика, в отличие от традиционной, позволяет выбратьсвой темп и форму работы для каждого ребенка, «включить» всех и выявитьтворческие способности практически у всех детей.

Использование на занятияхучителя-дефектолога разнообразных форм и методов обучения – одно из необходимыхусловий повышения интереса к культуре речи.

Высокий уровень речевойкультуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь– задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы недопускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построениипредложении. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своегособеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова иконструкции.

Для  развития речи  детей  очень  важно,  чтобы  они постоянно  слышали  образцы правильной красивой речи,  какписьменной (это  могут  быть  художественные тексты),  таки устной (это  могут быть  записи  выступлений  артистов и,конечно же,  речь  самого  учителя-дефектолога). Необходимо  обращать внимание на  удачные  образцы речи  самих  детей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русскийязык и культура речи: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /Антонова Е. С., Воителева Т. М. — М.: Академия,2007. — 320 с.

2.     Дюжева О.А. Развитие речи// Инновационная технология обучения. 5-9класс. Изд. «Учитель», 2013

3.     Захарова Л.А. Проблема устной речевой культуры в средней школе //РЯШ. 2005. №7. С. 45- 49.

4.     ЦейтлинС. Н. Языковые правила и их освоение детьми.// Русский язык в школе. — 2013. — № 2. — С.25–30.

5.     Шевченко Н. Д. Развитие познавательного интереса, мышления и речина уроках русского языка // РЯШ. – 1999. – № 2. – С. 37-41.


 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет