X-PDF

Статья «Работа с одарёнными детьми»,

Поделиться статьей

Работа с одарёнными детьми в современнойшколе

Одаренность- конечно дар,

Богомданный, данный свыше.

Одаренность- это огонь,

Негаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность- пытливый ум,

Почемучкаеще с пеленок.

Одаренный- философ и шут,

Вобщем, трудный еще ребенок.

 

Аннотация

 

Изучение темы «Работа с одарённымидетьми в современной школе» актуально в наше время, поскольку она раскрываетусловия для выявления, развития социальной поддержки одаренных детей, реализацииих потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития иобразования.

Одаренные детивстречаются не часто, что делает их отдельной ячейкой общества. Казалось бы,они  должны быть радостью для всех окружающих из-за своих выдающихся способностей.Однако развитие одаренных детей в школе иногда связаны с различнымитрудностями, касающимися их психики.

Одаренные дети вшколе – это отдельный пласт общества. Обычно их не так много (один или дваребенка на класс) из-за этого они могут стать изгоями. Секрет этогоскладывается в отношении всех людей к индивидуальностям.

Школа – одно изпервых общественных учреждений, появляющееся на жизненном пути ребенка. В немон должен познать все тонкости общения с окружающими людьми. Однако одаренныедети обычно быстро понимают собственное превосходство. Из-за этого онистановятся лидерами или отталкивают от себя всех окружающих.

Став явнымлидером, ребенок быстро становится социальным. Он ощущает свою ответственностьперед остальными и старается больше играть с другими детьми. Иногда по этойпричине группа детей превращается в отдельное сообщество.

Также встречаютсяслучаи, когда родители, отлично понимая уникальные способности своего ребенка,воспитывают его в неправильном направлении. Они постоянно говорят ему обисключительности его знаний и умений, ставя его выше всех остальных детей.Любой психолог назовет такое воспитание неправильным. Ребенок должен в первуюочередь стать частью общества, а уже после этого сможет раскрыть себя. Если небыло освоено общение, то одаренный ребенок превращается в изгоя. Остальные детиперестают интересоваться им, ведь он ставит себя выше всех остальных. Такиеслучаи превращаются в психологическую травму, способную преобразить всюпоследующую жизнь ребенка. Он может просто отказаться от общества

С чего начинать?

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальныхклассов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задаткамии способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенноугасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зренияпсихологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Работа с одаренными и способнымиучащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейшихаспектов деятельности любой школы. Поэтому учителя начальных классов должнысоздавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующуюраскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшегозвена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностейучащихся.

Также учителю при работе с одарёнными детьми необходимо:

     изучать индивидуальные особенности, особенностиповедения одарённого ребёнка;

     преодолевать сложившееся бытовое представление озавышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаяхотчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей;

    совершенствовать систему развития способностей,а не запаса знаний;

     должное внимание уделять индивидуальностии дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время,уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часовна кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми.При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочныхзанятий;

    на уроках и вне активно использоватьпроблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческиеспособности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мыслиначинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должноносить не репродуктивный, а творческий характер;

    создавать приложения к своим программамв виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности,воображение, фантазию учащихся;

    преподавать на высоком уровне сложности, чтобыученики все время поднимались до своего «потолка», тем самымподнимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережениеуже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

       Для развития способностей нужна высокая познавательнаяактивность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности,а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходитьв доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуацияуспеха.

       Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этомуребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

       Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните онеобходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка.   Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе -обязательные составные части успешности уроков.

       Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуютпринципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление кперепроверке, к уяснению для себя, экспериментированию.

       Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнкомявляется привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

       Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, чтоодарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью — и неочень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

       Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми.Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

       Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку набалл выше, но не наоборот.

       Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в тоже время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

       Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Еслиребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит,учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь,или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанностивыполнил.

Что необходимо для работы содарёнными детьми?

Чтобы развить человека, необходиморационально выбрать цели, содержание, методы, формы обучения.

Формы работы с одаренными учащимися

·               лаборатории и мастерские;

·               групповые и индивидуальные занятия;

·               элективные курсы и курсы по выбору

·               кружки по интересам;

·               занятия проектной деятельностью;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.05%
НЕТ
41.95%
Проголосовало: 894

·               конкурсы;

·               интеллектуальный марафон;

·               научно-практические конференции;

·               участие в олимпиадах;

·               работа по индивидуальным планам;

·               сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Учитывая особенности одаренных детей иподростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотретьвозможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственностисамого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какиепредметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно иуглубленно, планировать процесс своего обучения. В этой связи необходиморазрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимсясамостоятельно искать и находить ответы на интересующие вопросы. Для этих целеймогут использоваться новые информационные технологии: Интернет, дистанционное иинтерактивное обучение.

Что характеризует одаренных детей?

Увидеть одаренного ребенка далеко не такпросто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция (родительский илиучительский талант) либо серьезная психологическая подготовка. Особенно трудноувидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать.

Далеко не всякий вид одаренности имеетотношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемаясоциальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряетсяпедагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в областиискусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже,пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школене слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается содноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами илисоревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-завысокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».

Для успеха в общеобразовательной школе важныдругие типы одаренности.

Есть дети с ярко выраженной способностьюучиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способностьнезависимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемаяакадемическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизньзначительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получитьхорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, чтокаких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальнаяодаренность, умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делатьсамостоятельные выводы, прогнозировать и т. д. Но, к сожалению, успехи такихдетей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и егопреподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще поодному предмету и так себе по- другому.

Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеютсяв виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературнойдеятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартноевосприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как же поступать одаренным детям в школе?

Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академическиодаренные». Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особыхпроблем в общении со сверстниками — всегда готовы что-то разъяснить, помочь,даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются отинтересов одноклассников.

К «интеллектуалам» в школах относятся снисходительно.Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике)и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность вписьме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадахразного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальнымиувлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников неиспытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности(например, среди поклонников своего «таланта»).
Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Еслитакие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычноймассовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости.Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека.Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокойконкуренции в своей «профессиональной» среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренныедети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых исверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход втом, чтобы помещать их в особые школы для одаренных.

Не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Еслиребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен вобщении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению кокружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему онименя могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но этоскорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности.Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностямипользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школеи всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Одарённые дети и учебнаядеятельность.

В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем,что:

·               Хотят добиваться успехов в учёбе и приобретатьзнания, не воспринимая это как насилие над собой.

·               Способны к самостоятельным действиям благодаряприобретённым ранее умственным навыкам.

·               Умеют критически оценивать окружающуюдействительность и проникать в суть вещей и явлений.

·               Погружены в философские проблемы, касающиесявопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.

·               Не довольствуются поверхностными объяснениями, дажеесли они кажутся достаточными для их сверстников.

·               Постоянно стремятся к самосовершенствованию истараются всё делать хорошо (перфекционизм). Отсюда — постановка завышенныхцелей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.

·               Могут полностью концентрировать внимание ипогружаться в проблему, подавляя любые «помехи».

·               Способны фиксировать свой опыт и оперативноприменять его в экстремальной ситуации.

·               Урок для них особенно интересен, когда имеет местопоисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

·               Умеют выделять главное в проблеме и в жизни,необходимое в данный момент для самореализации.

·               Лучше других своих сверстников способны раскрыватьотношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции,систематизировать и классифицировать материал.

·               Остро переживают несправедливость в случаенарушения морально-нравственных норм и отношений.

Рядомс ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник,который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто,если не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.

Чтобы работа с одареннымидетьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов,порождающих эти проблемы, и понимание, что одаренность – это не просторезультат высоких способностей ребенка, но в первую очередь это проблемастановления его личности.

Учитывая все особенности одаренных детей, необходимо правильноорганизовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршруткомплексного сопровождения такого ребенка.

 

 

Литература

Башева Е.И. и др. Образовательные модели и технологииработы с одаренными детьми. — Красноярск: ККИПКППРО, 2011.

Лейтес Н.С. Психология одаренности детейи подростков /М.: Издательский центр «Академия», 1996.

Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе:Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.:Издательский центр «Академия», 2000.

Савенков, А. И. Концепция одаренности / А. И. Савенков.— М. : Аспект-пресс, 1997.

Юркевич В.С., Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. Изд-во:Просвещение, Учебная литература. 1996.

Интернет-ресурсы:http://1september.ru

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.05%
НЕТ
41.95%
Проголосовало: 894

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет