X-PDF

Статья Развитие коммуникативных умений младших школьников в процессе обучения

Поделиться статьей

Развитиекоммуникативных умений младших школьников в процессе обучения

 

 Современный этап развития нашего общества характеризуетсяглубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому возникланеобходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовностиличности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другимилюдьми, к общению с окружающими. Одним из важнейших умений современной личностиявляются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяетэффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.

 Теоретические основы формирования коммуникативных умений личностив философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного,Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А.Яноушека и др. Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьниковпосвящен ряд исследований последних десятилетий (1980-2007), среди которыхследует отметить работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В.Касаткиной, Р.В. Овчаровой и др. Проблему эффективной организации процессаформирования коммуникативных умений в ходе обучения, взаимодействия школьникови способах воспитательного влияния на них рассматривает в своих работах В.В.Чечета.

 Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен втрудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главногоусловия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л.С.Выготского, можно утверждать, что формирование и развитие коммуникативныхумений детей является одной из приоритетных задач школы, так какрезультативность и качество процесса общения в большей степени зависит отуровня развития коммуникативных умений субъектов общения.

 Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность влюдях коммуникабельных, современная школа с существующим в ней набором форм иметодов обучения не в должной степени способствует развитию коммуникативныхумений. Поэтому возникла необходимость позаботиться о своевременном иполноценном развитии коммуникативных умений. Это связано с общими задачами, стребованиями современного этапа модернизации российской системы образования.

 Развитие коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайноактуальная проблема, так как уровень развития данных умений, влияет не толькона результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развитияличности в целом. Поэтому целью нашего исследования было выявление условийразвития коммуникативных умений у младших школьников в процессе обучения.

 После анализа взглядов различных исследователей на определениепонятия «коммуникативные умения» было решено употреблять этот термин в значенииосвоенных детьми способов выполнения действий в процессе общения, зависящих отсформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностныхориентации и обеспечивающих им условия для личностного развития, социальнойадаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основесубъект-субъектных взаимоотношений.

 Младший школьный возраст – это оптимальный период активногообучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола,усвоение коммуникативных и речевых навыков, способов различения социальныхситуаций. В этот период на качественно новом уровне реализуется потенциалразвития ребенка как активного субъекта, познающего мир и самого себя,приобретающего собственный опыт действий в этом мире. Его собственное поведениехарактеризуется наличием сформированной сферы познавательных мотивов и интересов,внутреннего плана действий, умением согласовывать свои действия сосверстниками, регулируя свои действия с общественными нормами поведения,умением адекватно оценивать результаты собственной деятельности и своихвозможностей.

 После изучения теоретических основ развития коммуникативныхумений школьников, было решено применить полученные знания на практике, путёмпроведения эксперимента. Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ –Гимназии № 45 г. Екатеринбурга  во 2 «Б» классе. В исследовании принималиучастие 28 учеников: 16 девочек и 12 мальчиков.

 В ходе проведения эксперимента в сентябре было организованоопытно-экспериментальное исследование по выявлению коммуникативных умениймладших школьников, в котором основным методом стал эксперимент. Его целью быловыявление уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников.Для диагностики уровня сформированности коммуникативных умений было решеноиспользовать методику В.В. Синявского и В.А. Федорина по определению уровнясформированности коммуникативных способностей у детей, а также методику Р.В.Овчаровой по выявлению коммуникативных склонностей учащихся, которыемодифицированы и адаптированы для детей младшего школьного возраста.

 По моему мнению, определение уровня сформированности коммуникативныхспособностей и склонностей возможность определить и уровень сформированностикоммуникативных умений, поскольку коммуникативные способности и склонностивходят в структуру понятия «коммуникативные умения».

 После проведения диагностик и анализа полученных результатов быловыявлено, что около 28,5 % детей имеют трудности в общении со сверстниками,учителями. Эти дети реже высказывают своё мнение, участвуют в групповыхобсуждениях. Также для этой группы обучающихся характерны такие черты, каквспыльчивость, драчливость и капризность. Некоторые из них неаккуратны инебрежны.

 В ходе проведения исследования с сентября по январь вэкспериментальном классе были проведены уроки, внеклассные мероприятия итренинги, направленные на развитие коммуникативных умений.

 После всех запланированных экспериментальных работ в январе былапроведена повторная диагностика учащихся для выявления уровня развитиякоммуникативных навыков. Цель повторной диагностики: выяснить, как изменилсяуровень коммуникативных навыков младших школьников за прошедший период с сентябряпо январь.

 Уровень коммуникативных умений детей снова определялся с помощьюметодики В.В. Синявского и В.А. Федорина по определению коммуникативныхспособностей учащихся. Анализ диагностики показал, что уровень коммуникативныхспособностей младших школьников повысился. После обработки результатов быласоставлена динамика уровня коммуникативных способностей учащихся.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.01%
НЕТ
38.99%
Проголосовало: 1531

 Следующая диагностика, которую мы провели повторно, была методикаР.В. Овчаровой по выявлению коммуникативных склонностей учащихся. По результатамповторной диагностики данного теста также можно говорить, что коммуникативныесклонности младших школьников повысились. Динамика результатов данного тестатакже представлена в диаграмме.

 Исходя из выявленных нами критериев и результатов диагностическихметодик, можно сделать вывод, что большинство учащихся в классе умеют слышать,слушать и понимать друг друга, планировать и координировать совместнуюдеятельность, распределять роли, вести переговоры и дискуссию, правильновыражать свои мысли, поддерживать друг друга.

 После повторной диагностики оказалось, что количество учащихся снизким уровнем коммуникативных навыков значительно снизилось. Ученики сталиболее уверенно выражать свои мысли, спокойно общаться со сверстниками,доказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение. Дети, которые чувствовалиэмоциональную неприязнь друг к другу, начали общаться и взаимодействовать чаще,стали более дружелюбны друг к другу.

 Таким образом, использование форм и методов развитиякоммуникативных умений существенно повышает их уровень у детей младшегошкольного возраста. Коллективные формы обучения интересны детям, увлекают их.Дети становятся свободнее в своих высказываниях, не боятся отстаивать своюточку зрения. По отношению друг к другу становятся более открытыми, вежливыми,тактичными.

Обработка результатов исследования дала возможность определитьобщие  критерии уровня сформированности коммуникативных умений:

·     способность и готовность к общению;

·     возможность выбора языковых средствв конкретной ситуации;

·     возможность создавать собственныесвязные высказывания;

·     готовность к ролевомувзаимодействию и взаимопониманию.

 Достижению положительных результатов в области коммуникативныхумений младших школьников способствуют составление конспектов уроков сподобранными задачами, способствующими их развитию. Развитие коммуникативныхнавыков эффективно в процессе групповой работы при следующих условиях: отборкоммуникативных УУД; учет межличностных отношений учащихся, разработка правилработы в группе и организация сотрудничества учащихся; отбор содержания дляизучения.

Список литературы:

1. Бодалев, А. А. Психология общения/ А.А. Бодалев. – М.:Изд. центр «Академия» – 1996. – С.95-97.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский.– М.: Педагогика – Пресс – 2002.– С. 263–269.

3. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении/ В.В. Давыдов. –М.: Педагогика – 1972. – 424 с.

4. Рубцов, В. В. Организация и развитие совместных действий удетей в процессе обучения / В.В. Рубцов. – М.: Просвещение – 1987. – С.78-89.

5. Сытенко, Т.В. Роль коммуникативной компетенции дляформирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочнойдеятельности/ Т.В. Сытенко //Школьные технологии. – 2006. – №7.– С.32.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.01%
НЕТ
38.99%
Проголосовало: 1531

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет