X-PDF

Статья Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Поделиться статьей

О.С.Козлова

РАЗВИТИЕМУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействияна эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроениелюдей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка. Музыкаположительно влияет на малышей еще в утробе матери: они замирают, с интересомвслушиваясь, или, наоборот, начинают активно двигаться, когда им всегонесколько месяцев, а затем с удовольствием поют и танцуют, как только обучаютсяговорить и ходить.

    Неудивительно, что неравнодушных активных родителейинтересует вопрос о том, как правильно развивать музыкальные способностиребенка в дошкольном возрасте и какие способы существуют для того, чтобыпривить любовь малышу ко всему, что имеет отношение к музыке. Послемногочисленных исследований была доказана необходимость в формированиимузыкальных способностей начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенокначинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальныеталанты в будущем.

    Сразу нужно отметить, что любовь к музыке может развиватьсятолько природным путем и никогда не станет искренней и на всю жизнь, если сдетства «вбивать» в голову ребенка ноты, заставлять его упражняться с гаммами итребовать учить этюды и менуэты. Все это можно будет ввести в жизнь ребенка современем, когда он пойдет в школу, но дошкольников такие методы быстро утомляют– закономерным результатом становится полная потеря интереса к музыке.

    В дошкольном возрасте целью взрослых должно стать не раннееобучение малыша игре на каком-либо музыкальном инструменте, а формированиеинтереса к музыке и желания познакомиться с ней ближе. Не редкость, что малышейдошкольного возраста учат музыкальной грамоте, заставляя осваивать сложные инструменты,при этом оставляют без внимания простые детские песенки, которыедошкольнику понравились бы гораздо больше.

Помочь ребенку полюбить музыку и ускорить развитие егоспособностей могут деликатные и разумные педагоги, для которых интересы ребенкане станут пустым звуком. Как это делать правильно, какие есть специальныеметодики для дошкольников?

    Чтобы развитие музыкальных способностей дало своирезультаты, родители должны с раннего возраста ребенка личным примеромпоказывать любовь к музыке. Конечно же, не все детки от природы одаренымузыкально, поэтому, прежде чем активно взяться за развитие способностеймалыша, не помешает его протестировать. Главными составляющими музыкальнойодаренности являются эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальный слух.

    Если у малыша нет ни того, ни другого, то развитие егомузыкальных способностей станет весьма затруднительным. Кроме того, если малышне проявляет интереса и желания познавать музыкальный мир, излишняянастойчивость взрослых может пагубно отразиться на формировании его личности.

Эмоциональная отзывчивость ребенка дошкольного возраста намузыку — это основной показатель наличия у него музыкальных способностей. На ееоснове можно будет планировать работу по развитию слуха и ритма. То, насколькоглубоким является эмоциональное восприятие, можно определить как во времяпрослушивания мелодий, так и в процессе их исполнения.

    Как ребенок реагирует на музыку, которою слышит?Вслушивается и пропускает ее через себя? Значит, с отзывчивостью у него все впорядке. Дошкольник игнорирует любую музыку, категорически отказываетсяслушать, петь или наблюдать за тем, как это делают другие? Скорее всего,эмоциональное восприятие у него пока не развито.

    Какое же влияние оказывает музыка на развитие дошкольников вцелом? В первую очередь, она воздействует на настроение ребенка, помогает емуформировать образы, вызывает поток мыслей и умозаключений.

    Как уже было отмечен выше, первое знакомство с музыкой умалыша происходит в утробе матери. Женщина слушает, напевает, танцует, а в этовремя у малыша уже происходит формирование его первых музыкальных вкусов.

    Дошкольный возраст — самый важный этап для развитиямузыкальных способностей у малыша и подходящий период для приобщения ребенка ккультуре музыки. Уделяя время расширению музыкально-эстетическогосоздания ребенка дошкольного возраста, родители закладывают фундамент длягармоничного развития его личности в будущем.

    Именно музыка способствует умственному развитию детей,позволяет проникнуть в мир талантливейших композиторов, что расширяет кругозормалыша, улучшает словарный запас, учит выражать эмоции. Ребенок, воспитанный намузыке, раньше и глубже начинает чувствовать мир, учится сравнивать ианализировать музыкальные произведения, запоминает и даже пытается их воспроизводить.

    На формирование музыкального вкуса дошкольников влияетмузыкальное воспитание, которое, в свою очередь, состоит из четырех основныхвидов деятельности:

·        восприятии музыки;

·        исполнении;

·        образовательнойдеятельности;

·        проявлении творчества.

    Все эти виды деятельности могут работать в совокупности другс другом или по отдельности. Каждый из них имеет огромное значение для развитиямузыкальной личности ребенка.

    Эмоциональное восприятие музыки станет у ребенка болееосознанным в 6-7 лет. Прослушивая композиции, он сможет выделять не толькоосновные образы, но и средства, которые были использованы композитором для ихформирования.

    Исполнение имеет некоторые особенности в зависимости отвозраста ребенка. Так, дети 3-4 лет могут двигаться под музыку, не вслушиваясьв ритм, таким образом пытаясь выразить эмоции, тогда как дошкольники старшеговозраста уже способны формировать движения с учетом ритма и даже придумыватьинтересные движения под собственное пение.

    Творческие проявления также более активны у детейстаршего дошкольного возраста. В 6-7 лет малыши уже не просто с готовностьювыполняют задания, но и способны додумывать собственные элементы.

    И, конечно, образовательная деятельность является одной изважнейших составляющих в процессе формирования музыкальных способностей удошкольников.

    Приобщать малышей в возрасте от 3 до 7 лет к музыке можно спомощью арт-терапии, в основе которой лежит взаимосвязь музыки сдвижениями и речью.

    Дело в том, что зоны мозга и движения в мозге расположены пососедству, и их влияние друг на друга неизбежно. Мы всегда активно помогаемсебе руками, что-то рассказывая, и, наоборот, сопровождаем речью жестикуляцию.Если ввести в этот вид деятельности музыку, то воздействие на ребенка окажетсяполным и целостным.

    Тандем музыки и движения наиболее благоприятен для поддержкиздоровья дошкольника и его развития как в общем, так и в музыкальном отношении. 

    Именно музыкальное движение считается ведущим видомдеятельности от 3 до 7 лет. Выполняя его, ребенок всесторонне развивается,учится работать в коллективе, повышает самооценку.

    Процесс музыкального воспитания дошкольников складывается издвух видов задач.

Коррекционно-профилактические задачи включают в себя:

1.    Работу над созданиемдоверительной атмосферы вокруг ребенка для более устойчивого восприятия.

2.    Уменьшение напряжения.

3.    Создание положительногонастроя для поддержки желания реализовать себя в творчестве.

4.    Формирование способностейприслушиваться к себе и другим для лучшего понимания. (Речь идет о сочувствии,отзывчивости к другим детям и себе).

5.    Улучшение основныхпсихических процессов с совершенствованием внимания, памяти, концентрации.

Специальные задачи для восприятия музыки:

1.    Обучение формированиюобраза тела с навыками управлять им.

2.    Улучшение координации имоторики конечностей.

3.    Обучение способностипонимания пространственной организации движения.

4.    Работа надсовершенствованием речи, слуха, мимики, артикуляции.

5.    Совершенствованиерече-двигательной координации.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.39%
НЕТ
40.61%
Проголосовало: 1140

6.    Улучшение чувства такта иритма.

7.    Становление исовершенствование певческих навыков.

8.    Формирование музыкальныхспособностей в комплексе.

    Чтобы добиться результата, педагогу очень важно укрепитьвзаимосвязи движения, речи и музыки у дошкольников, а также наладить прочнуюсвязь с учеником, пользуясь у него безоговорочным авторитетом.

    Педагоги, которые работают с дошкольниками, пользуютсяследующими видами воспитания музыкального вкуса:

·        наглядным;

·        словесным;

·        практическим.

    Наглядный метод разделяют на слуховой и зрительный. Слуховойсчитается основным методом музыкального воспитания дошкольника, тогда какзрительный играет роль дополнительного.

    Словесный метод строится на подробных разъяснениях ирассказах, которые сопровождаются ритмичными движениями.

    Третий и самый важный – практический метод, суть которогосводится к демонстрации педагогом ритмичных движений, исполнения песен, игры намузыкальных инструментах.

    В ходе таких занятий у дошкольников происходит развитиеспособностей к музыке, они учатся выражать ее содержание в движении, практикуютее точное и глубокое восприятие.

    Логоритмика – один из основных способов музыкальноговоспитания, который осуществляется с помощью:

·        пальчиковой гимнастики;

·        стихов с жестикуляцией дляразвития моторики;

·        музыкально-ритмических игр;

·        песен;

·        постановки сценок.

    Средства логопедической ритмики — это постоянноусложняющиеся задания, которые касаются основной деятельности дошкольников.Главная задача логоритмики — развитие у ребенка чувства ритма посредствомразвития слухового внимания.

    Во время занятий важно уделять особое вниманиесовершенствованию чувства ритма у детей, которые пока не понимают, как«подвести» движения под музыку, из-за неумения ее воспринимать так, каквзрослые. Дети обычно делают резкие, слишком порывистые движения, имеют проблемыс координацией. Задача педагога — научить ребенка работать под музыку иполучать от этого удовольствие.

    Чтобы добиться результата, на занятиях с дошкольниками нужностараться максимально логично подавать материал, разбивая его на части. Новуютему нужно разбить на несколько занятий для лучшего закрепления.

    Так, на первом уроке детей можно познакомить с песней,танцем или музыкальной игрой. На втором занятии они могут поучаствовать впроцессе исполнения, принимая за образец действия педагога или более старших иопытных детей. Третий урок станет подходящим временем для самостоятельногоисполнения закрепленных движений, песен.

    Каждое музыкальное занятие необходимо начинать со спокойнойходьбы, чтобы помочь детям настроиться на урок, проникнуться ритмом. Маршировкапод музыку — оптимальный способ подготовки к занятию из-за максимальнопонятного для малыша счета и четко прослушиваемого ритма. Маршируя, деткиучатся контролировать движения в такт музыке, улучшают координацию, прощеориентируются в пространстве.

    В ходе музыкального воспитания дошкольников крайне важныдыхательные упражнения, которые учат деток контролировать силу,продолжительность и постепенность выдоха, что важно в процессеисполнительской деятельности.

Не менее важную роль играют упражнения, развивающие память ивнимание у дошкольников. Они необходимы для обучения детей быстромупереключению внимания с одного задания на другое, гармоничного распределениявнимания между несколькими вариантами деятельности.

    Упражнения для развития чувства ритма у детей также являютсяважной составляющей их музыкального воспитания. Начинать лучше с самыхпримитивных заданий, которые ребенок должен будет повторить за педагогом. Чтобыупростить задание, необходимо привлечь внимание детей к эмоциональнойсоставляющей мелодии, после чего продемонстрировать ритмичное исполнение,используя подручные предметы, начиная от мячей и заканчивая бубном.

    Задания на устное восприятие могут быть построены наиспользовании как инструментальной, так и вокальной музыки. У дошкольниковинтерес будет вызывать «инструментал», связанный с известным им сюжетом изсказки или рассказа, а также так называемая изобразительная музыка свключением природных звуков: щебета птиц, шума прибоя или ветра.

    После прослушивания музыки нужно обсудить ее с детьми,продемонстрировать им картинки, соответствующие эмоциональной составляющейпроигранной мелодии.

    Игра в дошкольном возрасте — это основное занятие детей, иее можно эффективно использовать для привлечения малыша к разным видаммузыкальной детальности. На развитие музыкальных способностей ребенка особоевлияние могут оказать музыкальные подвижные игры. Именно они будутспособствовать развитию соревновательного духа, умению действовать вколлективе, развитию образного мышления, становлению творческой фантазии.

    Но самое главное – слушая музыку в процессе игры, ребенокнаучится на нее реагировать. Если подвижные игры помогут улучшить реакцию,координацию и чувство ритма у дошкольника, то игры с пением помогутформированию интереса к музыке, развитию слуха.

    Положительным образом на развитие детей влияют танцы спеснями и хороводами. Включение танцев и хороводов в занятия с детьмидошкольного возраста позволит улучшить их координацию, чувство ритма,музыкальное исполнение.

    Важную роль в формировании музыкальных вкусов детей младшегодошкольного возраста играет слуховое восприятие. Дети по-разному реагируют натихую и нежную мелодию, четко отличая ее от веселой песенки или громкого итожественного марша.

    Развитиемузыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста строится на:

·        прослушивании произведений;

·        музыкально-ритмичныхдвижениях;

·        пении;

·        играх;

·        элементарном освоении игрына музыкальных инструментах.

    В возрасте 6-7 лет у дошкольников уже, как правило,сформирован собственный музыкальный вкус: они способны выбирать и оцениватьпредлагаемые им для ознакомления музыкальные произведения. Дошкольники к этомувремени уже с удовольствием поют, получая радость от того, как звонко и четкозвучат их голоса.   Диапазон голоса у детей становится на порядок шире,появляются навыки владения ритмом и интонацией.

    В заключение хотелось бы отметить, что цель развитиямузыкальных способностей дошкольников —  формирование целостнойгармоничной личности с развитым чувством вкуса, такта, пониманием прекрасного иумением слушать, анализировать, эмоционально реагировать. Задача взрослых наэтом этапе — деликатно ввести его в мир музыки и поддержать в любых начинаниях.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.39%
НЕТ
40.61%
Проголосовало: 1140

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет