X-PDF

Статья «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Поделиться статьей

Статья

«Развитиепознавательно-исследовательской деятельности через организацию детскогоэкспериментирования»

Формирование познавательных интересов и познавательных действийдетей в различных видах деятельности является одной из важнейших задачсовременной образовательной практики в рамках федеральных государственныхобразовательных стандартов дошкольного образования.

Цель познавательно-исследовательской деятельности – удовлетворитьестественное детское любопытство и любознательность, стремление познавать окружающиймир, свойства предметов, сформировать у дошкольников основные ключевыекомпетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Эта цель необходима для решения задач ФГОС дошкольного образованияв области познавательного развития, предполагающего развитие любознательности ипознавательной мотивации; формирование познавательных действий, становлениесознания, развитие воображения и творческой активности.

Познавательно-исследовательская деятельность — важное средствоинтеллектуального развития дошкольников.

Задачи познавательно-исследовательской деятельности

в младшем дошкольном возрасте:

— развитие интереса к окружающему миру;

— формирование первичных представлений о свойствах предметов ивеществ (форме, цвете, величине, структуре, звучности и т. д.);

— развитие речевых навыков (построение устной речи — ответов навопросы, рассказ об увиденном), словарного запаса;

— создание положительной мотивации к самостоятельному поискунужной информации;

— стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

— формирование навыка работы с различными инструментами, развитиемелкой моторики.

Формы развития познавательно-исследовательской деятельности:

— экспериментирование;

— исследование;

— коллекционирование;

— проектирование.

Особого внимания заслуживает детское экспериментирование, какособый способ практического освоения действительности и средство развитияпознавательной активности дошкольников.

Младший дошкольный возраст – период активногоэкспериментирования детей с предметным миром. Это объясняется тем, что имприсуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, иэкспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастнымособенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года –практически единственным способом познания мира. Все, что окружает малыша –вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многоедругое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы,экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком,снегом, глиной, красками.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найтиответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет моделировать в своём сознаниикартину мира, через разные формы восприятия, позволяет почувствовать себяучёным, исследователем, первооткрывателем.

Современному педагогу надо в первую очередь не столько учитьсярассказывать, сколько учиться слушать и видеть. В познании окружающего мираменее всего ценны правильные ответы сами по себе. Важно как раз терпеливоевыслушивание объяснений ребёнка, доверие к нему, поддержка его мысли, ещё неокрепшей и робеющей в окружении многих людей.

Эксперимент нельзя превращать в подобие хорового пения. «Возьмитев правую руку то, в левую то, соедините, потрясите…» Это вызовет лишь тоску.Можно сказать: «Вам лучше получить смесь из этих материалов – как её получить,решайте сами». Пусть ребёнок ошибётся, но он сам сможет поискать свои варианты.«Не делай с нами, делай как мы» — а делай не спеша. И нельзя упрекать занеудачи. Нужно выяснить причину, почему у одних опыт получается, а у другихнет, и суметь с интересом для всех в этом разобраться.

Малыши очень устают от однообразия деятельности или предметаобсуждения – но готовы сколь угодно долго заниматься, если удаётся увлекательнодля всех то и дело переключаться с одного на другое.

Дети разные по характеру, типу мышления, работоспособности,подвижности. Но у каждого ребёнка (при определённой работе) будут происходитьопределённые эволюционные изменения по отношению к естествознанию.

Любое экспериментирование начинается с наблюдения – это перваяступенька в процессе естествознания. Вначале — по просьбе. Потом – наблюдениекак потребность. У одних детей этот период потребности к наблюдению проходит, ау других остаётся на всю жизнь.

2 ступенька. Размышление об увиденном, осмысление его,обсуждение., выдвигаются гипотезы, но детьми они оцениваются скорее с точкизрения оригинальности и интересности, а не врасчёте на опытную проверку.

3 ступенька. Измерение, замер. Очень труден этап лабораторныхзаписей. Здесь нужен маленький шаг к воспитанию научности познания – шаг отбытового уровня рассуждений к профессиональному.

4 ступенька. Выдвижение таких гипотез, которые проверяются напрочность. Идейный штурм: что бы это могло быть? Порой взрослый может кинутькакие-то свои гипотезы на затравку: так, так или так? А на самом деле не так,не так и не так – а что-то другое.

5 ступенька Предсказание. Ребёнок может пересказать, что увидел.Он может и предсказать, что мы должны увидеть, и объяснить, почему этопроизойдёт.

Конечно, в детском саду обживать первые ступеньки куда болееестественно, чем настраивать себя и детей на достижения верхних ступеней. Вэтом задача школы. Но иногда дошколята очень интересно выдвигают, обсуждают и доказываютразные гипотезы – иногда сказочные, а иногда и вполне научные. И конечно, однивзбираются по ступенькам быстро, другие вдумчиво и обстоятельно задерживаютсяна каждой. Странно требовать, чтобы все занимали одинаковую позицию.

Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

Таблица1. Классификация экспериментов

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте

опыты с растениями;
опыты с животными;
опыты с объектами неживой природы;
опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов

в групповой комнате;
на участке;
в лесу, в поле и т.д.

3. По количеству детей

индивидуальные (1—4 ребенка);
групповые (5—10 детей);
коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения

случайные;
запланированные;
поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5.По характеру включения в педагогический процесс

эпизодические (проводимые от случая к случаю);
систематические.

6. По продолжительности

кратковременные (от 5 до 15 минут);
длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом

однократные;
многократные, или циклические.

8. По месту в цикле

первичные;
повторные;
заключительные и итоговые

9. По характеру мыслительных операций

констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей

иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории

демонстрационные;
фронтальные.

Для курса «Научных забав» вряд ли нужна программа, перечисляющаяучебный материал, который необходимо пройти. Скорее пригодится склад опытов,сведений, задач, загадок, откуда педагог мог бы подбирать что-то подходящее ктой или иной ситуации.

В нашем детском саду вся работа по детскому экспериментированию вмладшей группе нашего детского сада систематизирована и распределена поразделам:

1раздел «Мир природы».

2 раздел «Волшебница вода».

3 раздел «Воздух-невидимка».

Представленная информация была полезной?
ДА
61.26%
НЕТ
38.74%
Проголосовало: 1497

4 раздел «Песок, глина, камни, почва».

5 раздел «Маленькие исследователи».

1 раздел Мир природы

Темы НОД: «Посадка лука», «Как снеговики правду о весне искали»,«Умники и умницы»…

Экскурсии по территории детского сада: знакомство с растениями,деревьями, насекомыми, птицами и т.д.

Наблюдения: за объектами природы, «Где ночует солнышко?», «Веточкав вазе».

Экспериментирование: «Растение живое или нет?» , «Солнечныйзайчик», и т.д.

2 раздел «Волшебница вода»

Темы НОД: «Кому нужна вода?», «Послушная водичка», «Как помочьослику», «Прятки».

Наблюдения: за снегом, льдом, поливом растений.

Экспериментирование: изучение физических свойств воды (цвет, вкус,запах, текучесть…) «Можно ли окрасить воду?», «Какая лужа высохнет быстрее?»,«Куда делась вода?», «Всё ли растворяет вода?» и т.д.

Игры с водой: «Наливаем-выливаем», «Водичка, водичка, умой нашеличико…», «Какого цвета водичка?» и др.

3 раздел «Воздух-невидимка»

Темы НОД: «Дует, дует ветерок», «Как услышать воздух?», «Невидимка– сказка или быль?»

Наблюдения за движением воздуха

Экспериментирование: изучение физических свойств воздуха (цвет,запах, форма), «Что в пакете?», «Пузырьки в стакане?», Где тыветерок?

Игры с воздухом: «Плывёт, плывёт кораблик», «Поддувалочки», «Мойвесёлый звонкий мяч», «Мыльные пузыри».

4 раздел «Песок, глина, камни, почва»

Темы НОД: «Изучаем песок, глину, почву, камни»

Наблюдения за почвой на огороде, клумбах, тропинках и т.д.

Экспериментирование: изучение физических свойств объектов (цвет,запах, форма и т.д.)

Игры с песком на прогулке: «Чудесные фигурки» Песочные узоры

5 раздел «Маленькие исследователи»

Темы НОД: «Соль или сахар?», «Чудесная мука», «Пароходик избумаги», «В королевстве красок»

Экспериментирование: «Смешиваем краски», «Какой пароходик доплывётдо берега?»

Проводя несложные эксперименты педагогу особое внимание нужнообратить на безопасность работы детей. Но не следует ругать их за небрежность,испорченные материалы, неудачно проведённый опыт. Даже настоящие учёные невсегда получают искомый результат. Важно, чтобы возникла атмосфера домашнейлаборатории. Пусть не сразу всё станет абсолютно понятным. Перед нами нетзадачи дать чёткие определения и выводить формулы. Лишь бы возникли первыерадостные впечатления, появилось желание самостоятельных исследований. А вотнезаметные подсказки, ненавязчивые советы взрослых могут быть очень важны длядостижения этих первых успехов и радостных чувств.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в центреэкспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательнойдеятельности, способам действий, обследованию объектов, расширениюпознавательного опыта.

Требования при оборудовании центра экспериментирования вгруппе

— безопасность для жизни и здоровья детей;

— достаточность;

— доступность расположения.

В центре экспериментальной деятельности должны бытьвыделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различныеколлекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов. Место для хранения материалов (природного,бросового)

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки,стружка, пенопласт и др.)

Таблица 2.Оснащение центра экспериментирования

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

— книги познавательного характера для младшего возраста;
— тематические альбомы;
— коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции Подарки : (зимы, весны, осени), Ткани.

— Песок, глина;
— набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; 
— материалы для игр с мыльной пеной, 
красители — непищевые (гуашь, акварельные краски).
Простейшие приборы и приспособления:
— Лупы, сосуды для воды, ящик ощущений (чудесный мешочек), зеркальце для игр с солнечным зайчиком, контейнеры из киндер-сюрпризов с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
— бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
— семена бобов, фасоли, гороха

— на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
— персонажи, наделанные определенными чертами
(почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Таким образом, развитие исследовательских способностей ребёнка –одна из важнейших задач современного образования и основа развития личностидошкольника. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей ,поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью иэкспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

 

 

Список использованных источников

1.                            Бостельман А.,Финк М. Посмотрите, что я умею! Эвристическое обучение детей раннего возраста:учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ Под. ред.С.Н. Бондаревой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 120 с.

2.                            Иванова А.И.Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера,2014. – 224 с.

3.                            Организацияэкспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Подобщ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2013. – 64 с.

4.                            Познавательно-исследовательскаядеятельность в ДОУ. Тематические дни/ Авт. – сост. Л.А. Королева. – Спб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 64 с.

5.                            Проектнаядеятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов/Авт. – сост. Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 135 с.

6.                            Слепцова И.Ф.Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие. – М.:Обруч, 2015. – 224 с.

7.                            Тугушева Г.И.,Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшеговозраста: Методическое пособие. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 128 с.

8.                            Шапиро А.И.Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы сдошкольниками. – М.: ТЦ Сфера; Спб.: Образовательные проекты, 2016. – 128 с.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.26%
НЕТ
38.74%
Проголосовало: 1497

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.26% НЕТ 38.74% Проголосовало: 1497


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.26% НЕТ 38.74% Проголосовало: 1497


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.26% НЕТ 38.74% Проголосовало: 1497


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.26% НЕТ 38.74% Проголосовало: 1497


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.26% НЕТ 38.74% Проголосовало: 1497


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет