Статья
«Развитиепознавательно-исследовательской деятельности через организацию детскогоэкспериментирования»
Формирование познавательных интересов и познавательных действийдетей в различных видах деятельности является одной из важнейших задачсовременной образовательной практики в рамках федеральных государственныхобразовательных стандартов дошкольного образования.
Цель познавательно-исследовательской деятельности – удовлетворитьестественное детское любопытство и любознательность, стремление познавать окружающиймир, свойства предметов, сформировать у дошкольников основные ключевыекомпетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Эта цель необходима для решения задач ФГОС дошкольного образованияв области познавательного развития, предполагающего развитие любознательности ипознавательной мотивации; формирование познавательных действий, становлениесознания, развитие воображения и творческой активности.
Познавательно-исследовательская деятельность — важное средствоинтеллектуального развития дошкольников.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности
в младшем дошкольном возрасте:
— развитие интереса к окружающему миру;
— формирование первичных представлений о свойствах предметов ивеществ (форме, цвете, величине, структуре, звучности и т. д.);
— развитие речевых навыков (построение устной речи — ответов навопросы, рассказ об увиденном), словарного запаса;
— создание положительной мотивации к самостоятельному поискунужной информации;
— стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
— формирование навыка работы с различными инструментами, развитиемелкой моторики.
Формы развития познавательно-исследовательской деятельности:
— экспериментирование;
— исследование;
— коллекционирование;
— проектирование.
Особого внимания заслуживает детское экспериментирование, какособый способ практического освоения действительности и средство развитияпознавательной активности дошкольников.
Младший дошкольный возраст – период активногоэкспериментирования детей с предметным миром. Это объясняется тем, что имприсуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, иэкспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастнымособенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года –практически единственным способом познания мира. Все, что окружает малыша –вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многоедругое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы,экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком,снегом, глиной, красками.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найтиответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет моделировать в своём сознаниикартину мира, через разные формы восприятия, позволяет почувствовать себяучёным, исследователем, первооткрывателем.
Современному педагогу надо в первую очередь не столько учитьсярассказывать, сколько учиться слушать и видеть. В познании окружающего мираменее всего ценны правильные ответы сами по себе. Важно как раз терпеливоевыслушивание объяснений ребёнка, доверие к нему, поддержка его мысли, ещё неокрепшей и робеющей в окружении многих людей.
Эксперимент нельзя превращать в подобие хорового пения. «Возьмитев правую руку то, в левую то, соедините, потрясите…» Это вызовет лишь тоску.Можно сказать: «Вам лучше получить смесь из этих материалов – как её получить,решайте сами». Пусть ребёнок ошибётся, но он сам сможет поискать свои варианты.«Не делай с нами, делай как мы» — а делай не спеша. И нельзя упрекать занеудачи. Нужно выяснить причину, почему у одних опыт получается, а у другихнет, и суметь с интересом для всех в этом разобраться.
Малыши очень устают от однообразия деятельности или предметаобсуждения – но готовы сколь угодно долго заниматься, если удаётся увлекательнодля всех то и дело переключаться с одного на другое.
Дети разные по характеру, типу мышления, работоспособности,подвижности. Но у каждого ребёнка (при определённой работе) будут происходитьопределённые эволюционные изменения по отношению к естествознанию.
Любое экспериментирование начинается с наблюдения – это перваяступенька в процессе естествознания. Вначале — по просьбе. Потом – наблюдениекак потребность. У одних детей этот период потребности к наблюдению проходит, ау других остаётся на всю жизнь.
2 ступенька. Размышление об увиденном, осмысление его,обсуждение., выдвигаются гипотезы, но детьми они оцениваются скорее с точкизрения оригинальности и интересности, а не врасчёте на опытную проверку.
3 ступенька. Измерение, замер. Очень труден этап лабораторныхзаписей. Здесь нужен маленький шаг к воспитанию научности познания – шаг отбытового уровня рассуждений к профессиональному.
4 ступенька. Выдвижение таких гипотез, которые проверяются напрочность. Идейный штурм: что бы это могло быть? Порой взрослый может кинутькакие-то свои гипотезы на затравку: так, так или так? А на самом деле не так,не так и не так – а что-то другое.
5 ступенька Предсказание. Ребёнок может пересказать, что увидел.Он может и предсказать, что мы должны увидеть, и объяснить, почему этопроизойдёт.
Конечно, в детском саду обживать первые ступеньки куда болееестественно, чем настраивать себя и детей на достижения верхних ступеней. Вэтом задача школы. Но иногда дошколята очень интересно выдвигают, обсуждают и доказываютразные гипотезы – иногда сказочные, а иногда и вполне научные. И конечно, однивзбираются по ступенькам быстро, другие вдумчиво и обстоятельно задерживаютсяна каждой. Странно требовать, чтобы все занимали одинаковую позицию.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
Таблица1. Классификация экспериментов
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте |
опыты с растениями; |
2. По месту проведения опытов |
в групповой комнате; |
3. По количеству детей |
индивидуальные (1—4 ребенка); |
4. По причине их проведения |
случайные; |
5.По характеру включения в педагогический процесс |
эпизодические (проводимые от случая к случаю); |
6. По продолжительности |
кратковременные (от 5 до 15 минут); |
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом |
однократные; |
8. По месту в цикле |
первичные; |
9. По характеру мыслительных операций |
констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); |
10. По характеру познавательной деятельности детей |
иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); |
11. По способу применения в аудитории |
демонстрационные; |
Для курса «Научных забав» вряд ли нужна программа, перечисляющаяучебный материал, который необходимо пройти. Скорее пригодится склад опытов,сведений, задач, загадок, откуда педагог мог бы подбирать что-то подходящее ктой или иной ситуации.
В нашем детском саду вся работа по детскому экспериментированию вмладшей группе нашего детского сада систематизирована и распределена поразделам:
1раздел «Мир природы».
2 раздел «Волшебница вода».
3 раздел «Воздух-невидимка».
4 раздел «Песок, глина, камни, почва».
5 раздел «Маленькие исследователи».
1 раздел Мир природы
Темы НОД: «Посадка лука», «Как снеговики правду о весне искали»,«Умники и умницы»…
Экскурсии по территории детского сада: знакомство с растениями,деревьями, насекомыми, птицами и т.д.
Наблюдения: за объектами природы, «Где ночует солнышко?», «Веточкав вазе».
Экспериментирование: «Растение живое или нет?» , «Солнечныйзайчик», и т.д.
2 раздел «Волшебница вода»
Темы НОД: «Кому нужна вода?», «Послушная водичка», «Как помочьослику», «Прятки».
Наблюдения: за снегом, льдом, поливом растений.
Экспериментирование: изучение физических свойств воды (цвет, вкус,запах, текучесть…) «Можно ли окрасить воду?», «Какая лужа высохнет быстрее?»,«Куда делась вода?», «Всё ли растворяет вода?» и т.д.
Игры с водой: «Наливаем-выливаем», «Водичка, водичка, умой нашеличико…», «Какого цвета водичка?» и др.
3 раздел «Воздух-невидимка»
Темы НОД: «Дует, дует ветерок», «Как услышать воздух?», «Невидимка– сказка или быль?»
Наблюдения за движением воздуха
Экспериментирование: изучение физических свойств воздуха (цвет,запах, форма), «Что в пакете?», «Пузырьки в стакане?», Где тыветерок?
Игры с воздухом: «Плывёт, плывёт кораблик», «Поддувалочки», «Мойвесёлый звонкий мяч», «Мыльные пузыри».
4 раздел «Песок, глина, камни, почва»
Темы НОД: «Изучаем песок, глину, почву, камни»
Наблюдения за почвой на огороде, клумбах, тропинках и т.д.
Экспериментирование: изучение физических свойств объектов (цвет,запах, форма и т.д.)
Игры с песком на прогулке: «Чудесные фигурки» Песочные узоры
5 раздел «Маленькие исследователи»
Темы НОД: «Соль или сахар?», «Чудесная мука», «Пароходик избумаги», «В королевстве красок»
Экспериментирование: «Смешиваем краски», «Какой пароходик доплывётдо берега?»
Проводя несложные эксперименты педагогу особое внимание нужнообратить на безопасность работы детей. Но не следует ругать их за небрежность,испорченные материалы, неудачно проведённый опыт. Даже настоящие учёные невсегда получают искомый результат. Важно, чтобы возникла атмосфера домашнейлаборатории. Пусть не сразу всё станет абсолютно понятным. Перед нами нетзадачи дать чёткие определения и выводить формулы. Лишь бы возникли первыерадостные впечатления, появилось желание самостоятельных исследований. А вотнезаметные подсказки, ненавязчивые советы взрослых могут быть очень важны длядостижения этих первых успехов и радостных чувств.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в центреэкспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательнойдеятельности, способам действий, обследованию объектов, расширениюпознавательного опыта.
Требования при оборудовании центра экспериментирования вгруппе
— безопасность для жизни и здоровья детей;
— достаточность;
— доступность расположения.
В центре экспериментальной деятельности должны бытьвыделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различныеколлекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов. Место для хранения материалов (природного,бросового)
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки,стружка, пенопласт и др.)
Таблица 2.Оснащение центра экспериментирования
Младший дошкольный возраст
Компонент дидактический |
Компонент оборудования |
Компонент стимулирующий |
— книги познавательного характера для младшего возраста; |
— Песок, глина; |
— на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста. |
Таким образом, развитие исследовательских способностей ребёнка –одна из важнейших задач современного образования и основа развития личностидошкольника. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей ,поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью иэкспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Список использованных источников
1. Бостельман А.,Финк М. Посмотрите, что я умею! Эвристическое обучение детей раннего возраста:учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ Под. ред.С.Н. Бондаревой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 120 с.
2. Иванова А.И.Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера,2014. – 224 с.
3. Организацияэкспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Подобщ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2013. – 64 с.
4. Познавательно-исследовательскаядеятельность в ДОУ. Тематические дни/ Авт. – сост. Л.А. Королева. – Спб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 64 с.
5. Проектнаядеятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов/Авт. – сост. Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 135 с.
6. Слепцова И.Ф.Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие. – М.:Обруч, 2015. – 224 с.
7. Тугушева Г.И.,Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшеговозраста: Методическое пособие. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 128 с.
8. Шапиро А.И.Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы сдошкольниками. – М.: ТЦ Сфера; Спб.: Образовательные проекты, 2016. – 128 с.
