X-PDF

Статья Развитие познавательного интереса на уроках физики

Поделиться статьей

                 Как привить ребенку интерес к изучаемому предмету?

Вот этот мир сосвоей информацией

В котором ребенкулегко растеряться

Как же помочь емуразобраться,

Не заблудиться, непотеряться.

Как объяснить, чтомир наш един,

Разные грани, но кубикодин.

Педагоги придумалиразные формы,

Чтоб выполнялисьстандарты и нормы.

Методов много икаждый хорош

Надо искать длясебя и найдешь!

 

          В последние годы особо остро стал вопрос оформировании общих приемов познавательной деятельности, а также мотивации кучению. Давно работаю над этой проблемой и считаю её одной из важнейших.

          Познавательный интерес — один из самых значимых мотивов учения.Этот мотив раньше других осознается ребенком, который, не задумываясь, можетуказать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересный илинеинтересный урок. На интересные и увлекательные уроки Ученики стремятся, ждут.

          Познавательный интерес выступает перед нами и каксильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала –«Смертельный грех учителя — быть скучным». Когда ребенок занимается из-подпалки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаютсяс охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельностиученика без развития его познавательного интереса не только трудна, нопрактически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимосистематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интересучащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощноесредство воспитывающего обучения, повышения его качества.

         Спросите у любого первоклассника, собирающегося вшколу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, чтополучать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники,отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок.Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе –важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотивнедолго сохраняет свою силу. Поэтому его необходимо поддерживать постоянно,чтобы ребенок хотел учиться и хотел идти на урок! Если мы не хотим, чтобы спервых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться опробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самомпроцессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, чтоему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Первое, что является предметом познавательного интереса дляучащихся – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отборсодержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях,являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задачи?

   Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебныйматериал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает ихвоображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, егопервичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Оннаходится в состоянии ожидания чего-то нового.

   Но познавательный интерес к учебному материалу не можетподдерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательностьневозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще  К.Д.  Ушинскийписал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишьотчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материалевыступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержанияпознавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Среди научных дисциплин физика занимает особое место. Физика, являясьосновой многих направлений научно-технического прогресса, одновременно даетвозможность показа человеку гуманистической сущности научных знаний.

Насегодняшний день можно выявить наиболее часто применяемые на практике пути исредства, способствующие формированию устойчивого интереса, выделим некоторыеиз них:

 • новизнаучебного материала;

•использование историзма;

• связьзнаний с судьбами людей, их открывших;

• показпрактического применения знаний в связи с жизненными планами школьников;

•использование новых и нетрадиционных форм обучения; • чередование форм иметодов обучения;

•использование интерактивных компьютерных средств; • создание ситуаций успеха;

• созданиеположительного микроклимата в классе;

•отношение педагога к своему предмету, обучаемым.

Так на уроках физики я использую различные фрагменты из литературныхпроизведений, физические сказки, пословицы, поговорки, стихотворения, в томчисле и те, которые написали сами дети.

Удачно подобранный отрывок из художественного произведения повышаетинтерес к изучаемому предмету, позволяет лучше его понять, увидеть красотуфизического явления. Произведения художественной литературы, богатые описаниемтех или иных физических явлений природы, интересными фактами, легкоусваиваются. 

Стихотворения

Поэзия содержит в себе огромное количество описаний физических явленийприроды. Думаю, почти каждый поэт всех времен хотя бы раз описывал небо иземлю, звезды и планеты, огонь и воду. Многие стихотворения содержат в себеосновные элементы системы физических знаний.

 

Например. Стихотворение А. Барто «Гроза»

 

Начинается гроза

Потемнело в полдень,

Полетел песок в глаза

В небе вспышки молний.

Ветер треплет цветники

На зеленом сквере

В дом ворвались сквозняки,

Распахнулись двери…

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как будто ласково играя,

Как бахнет издали ведром!

Но знает вся моя деревня,

И знают все мои друзья,

Что под высокие деревья,

От молний прятаться нельзя.

Люблю грозу в начале мая,

Пусть гром гремит и дождь идет,

И ярко молния сверкает!..

В меня она не попадет!

 

Описанные здесь явления- молния, гром. Ветер, гроза.

 

Очень нравится детям сочинять свои стихотворения о различныхфизических понятиях. Приведу некоторые из них.

 

Стихотворение «Молекула»         Фадеев Александр

Молекула! Не маленькое слово,

Хотя частица очень уж мала.

Размеры твои меньше чуть микрона,

Но атомы все же меньше Вас.

 

И хоть молекула-частица небольшая,

Из них-то состоят все вещества!

И камни, и вода, и все металлы,

Растения, деревья, даже Я.

Коль вещества похожи- Вы похожи,

Коль вещества различны- не похожи Вы!

Но в веществе одном, в различных состояньях,

Вы одинаковы – различны расстоянья. 

 

 Стихотворение «Три состояния воды»       Духовская Анастасия

 

Есть у воды ТРИ настроенья,

Три состояния души

Для изменения души

Усилье приложить спеши.

Вот ты тверда и непокорна,

Имеешь свой объем и форму.

Но лишь вокруг теплее станет,

Душа твоя спешит растаять.

Любой сосуд ты занимаешь,

Его ты форму принимаешь.

Но что случилось вдруг с тобой?

Тебя не вижу я порой!

Тебя не в силах удержать,

Ты весь сосуд спешишь занять!

Есть у воды Три настроенья,

Три состояния души,

Их ты  скорей понять спеши,

И  физику для этого учи!

 

Стихотворение «О силе трения»    Олеся Захарова

 

Не было бы силы трения.

Не было б на улицах движения.

Не росли бы вверх лианы,

Не цеплялись обезьяны.

Все бы падало из рук,

И не бегал бы физрук.

Было б очень плохо нам,

Будь такой у нас изъян.

 

Стихотворение «Если б не было силы трения…»  АлександрШарапов

 

Если б не было силы трения…

Даже если и не навсегда,

А хотя бы на мгновение,

Представленная информация была полезной?
ДА
58.95%
НЕТ
41.05%
Проголосовало: 1006

Что случилось бы тогда?

Людей давили бы машины,

И съезжали с рельсов поезда,

Не ходили б в школу Саши, Кати и Марины,

И не знали б физики тогда!

 

Вдруг на Землю падали б кометы,

А за ними падала б звезда,

Не осталось ничего б на этом свете.

В общем, жизнь была б бессмысленна тогда!

 

Ода физике!    Лариса Войциховская

 

Все о явлениях физика знает,

Вещество и материю изучает.

Она помогает нам жить, выживать,

Породы из недр Земли добывать.

 

В космос летать, металл расплавлять,

Новые машины ученым создавать.

Если хочешь этому научиться, Нужно с физикой подружиться!

 

 

 

Сказки

      Известно, что дети с удовольствием читают сказки.Сказки несут в себе заряд мудрости и доброты, столь необходимый людям. С малыхлет знакомо всем крылатое выражение: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрыммолодцам урок!»            Яркость и наглядность образов достигаются путёмточных наблюдений в мире природы, а также лаконичных и ёмких характеристик тогоили иного персонажа.

     Однако, читая сказки, ребята зачастую не обращаютвнимания на встречающиеся там физические явления. В одних сказках физическиеявления изображаются точно и правдиво, в других – имеет место поэтическоепреувеличение, фантазия.

Все сказки наполнены волшебством, магией. Они учат насмудрости, доброте, справедливости. В сказках четко разделено добро и зло.Перечитывая сказки с целью найти в них структурные элементы системы физическихзнаний, они открылись для меня совершенно с другой стороны. В них многофизических явлений и свойств.

 

Например, Физическая сказка «Сыр и физика». Эту сказку детимогут инсценировать, и делают это с огромным удовольствием.

 

Вороне где-то бог послал кусочек сыра.

Кусочек был большой, тащить его невмочь.

Уж сумерки настали, за ними скоро ночь.

На ель ворона взгромоздясь,

Рычаг использовать уж было собралась.

Ворона глупая ее благодарит.

Пока Ворона тот рычаг искала,

Лиса конечно не дремала.

И надо правду Вам сказать:

Лиса по физике имела в школе «5».

Оставшися одна, Лиса

Быстрехонько смекнула,

Что если катишь ты предмет,

То силы трения как будто бы и нет.

Да призадумалась:

«Пока рычаг искать,

Для сыра мне охрану надо взять».

На ту беду Лиса близехонько бежала,

И сыр учуяв, тот кусочек увидала:

«Голубушка, как этот сыр хорош!

Но почему домой его ты не несешь?»

«Ах, кумушка, чтоб этот сыр поднять,

Подъемный аппарат мне нужно разыскать»-

«Ну, ты ищи, а я берусь кусочек охранять»,

Лиса ей говорит.

В один момент Лиса сырок под горочку скатила,

И сила трения ей вовсе не вредила.

Мораль сей басни такова:

Не просто физику отлично нужно знать,

Но и на практике науку применять.

 Как многов этой сказке физических понятий: простой механизм- рычаг, сила трения.

 

Сказкао молекулах.      Надежда Сухотина

 

РасскажуВам сказку, дети!

Естьмолекулы на свете.

Естьмолекулы везде,

Естьмолекулы в воде,

Даже втвердом теле

Есть онина самом деле.

А их вечноедвиженье

Прямо всемна удивленье.

Вотпример: кипит вода,

Тамдвижение всегда!

И  его  остановитьнельзя.

Потому чтонадо физику учить,

И природуобъяснить.

 

Всевещества состоят из мельчайших частичек, которые непрерывно и беспорядочнодвижутся, независимо в каком состоянии находится вещество (твердом, жидком илигазообразном)

 

  Сказка «Три дровосека»

«Жили-были пузырь, соломинка и лапоть.Пошли они в лес дроварубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.Лапоть говоритпузырю:Пузырь, давай на тебе переплывем!Нет, лапоть! Пусть лучше соломинкаперетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.Соломинка перетянулась сберега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал вводу.А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул».

 

          Какая сила помогла соломинке удерживаться на берегахреки?

Сила трения покоя между соломинкой и берегами.Трение покоя (трениесцепления) – сила, возникающая между двумяконтактирующими телами и препятствующаявозникновению относительногодвижения.Эту силу необходимо преодолеть для того, чтобы привести два контактирующих телав движение друг относительно друга.Предположите, что будет с лаптем после падения в воду? Он останется на плаву,так как лапоть сделан из бересты, а мы знаем, что плотность бересты меньшеплотности воды. Плотность – скалярная физическая величина, определяемая как отношение массы тела к занимаемому этимтелом объёму.

 

 

Оразличных явлениях природы (притча)

 

Коля в автобусеехал на урок пения.

Всю дорогу над нимиздевалось неведомое явление.

То оно Колю на полвнезапно бросало,

Так, что шишекнабил он не мало.

То оно Колю ссилой кидало назад,

То вперед, влево,направо,

Так, что поездке был он  не рад.

Что же это заявление всем на удивление?

Скорее дай ответ,«глюки» у Коли или нет? (Инерция)

 

На велосипеде Коляна речку ехал

И случайно накамень наехал.

Тут Коля поинерции полетел вперед

Ох, не везет- такне везет!

Затем Коляначинает снижаться,

Придется ему влуже искупаться.

Ведь неведомаясила манит его к Земле,

Поставьте,пожалуйста, пятерку мне.

И угадайте, чтоэто за сила

К Земле такласково Колю манила? (Сила тяготения Земли)

 

     На первый взгляд физика и литература — предметы несовместимые. Физика — точная наука о природе, изучающая и объясняющая различныесвойства, явления, процессы. Литература — это вид искусства, это фантазии,эмоции. Как можно связать физику и литературу? И актуально ли это? Физику илитературу связывает природа, окружающий нас мир. Пусть они объясняют иописывают многие явления и процессы по-разному, но они обогащают друг друга.Актуальность данного вопроса заключается в том, что физика всегда присутствуетв нашей жизни…где бы мы не находились…

       Мотивировать детей учиться на любом уроке, ставитьпроблемы, решать их через создание нестандартных ситуаций, используя различныеприемы  и способы действий, привлекая детей к совместной работе, к творческойработе,  анализируя, обобщая и делая выводы.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.95%
НЕТ
41.05%
Проголосовало: 1006

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет