Развитие профессиональной компетентностипедагога
как фактор повышения качества образования
АННОТАЦИЯ.Обновление образования вДонецкойНародной Республике предполагает определенные изменения вдеятельности участников образовательного процесса. Рассмотренывопросы формирования профессиональнойкомпетентности педагога и ее составляющие. Намеченыосновные пути и этапы формирования профессиональной компетентностипедагога-профессионала. На основе самоанализа предложеныприоритеты ее развития.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: качествообразования, образовательный процесс, компетентный, компетенция, профессиональнаякомпетентность, инновация, личностно-индивидуальная компитентность.
Самымважным явлением в школе,
самымпоучительным предметом,
самымживым примером для ученика
являетсясам учитель.
А.Дистервег
В современных условиях построенияобразовательного процесса в школе является ориентация на развитие личностиучащегося, позволяющая реализовать образовательные потребности и интересы,будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школывыдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитиюличностной сущности учащегося.
Качество образования во все временазависело от уровня подготовки педагогов. Великий русский педагог КонстантинДмитриевич Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, во всём школьномделе ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Основной фигурой привнедрении в практику различных инноваций является педагог и для успешнойпедагогической деятельности должен обладать необходимым уровнемпрофессиональной компетентности.
А какие качества учителя могут указывать на то, что педагогявляется профессионально компетентным?
Компетентный – авторитетный в какой-нибудь области человек, осведомлённый, знающий. «Под профессиональной компетентностью учителя понимаетсясовокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешнойпедагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назватьучителя, который на высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность,педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении ивоспитании учащихся». (А.К. Маркова – автор психологической концепции профессионализма).
Вчитываешься в каждое слово изадаешь себе вопрос: а дотягиваем ли мы до идеального образа. А ещё большеосознаёшь: необходимо срочно повысить свою профессиональную и личностную культуру педагога. Педагогу нужно стать конкурентоспособным и современным.Как? Насколько? Почему?
Приоритетной целью современногообразования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков отучителя к учащемуся, а полноценное формирование и развитие способностейучащегося самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм еерешения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Обновление образования, естественно,предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательногопроцесса. И в первую очередь, в деятельности педагога. Возникает закономерныйвопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужныйрезультат? Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационныйпроцесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний. Именнопедагог является основной фигурой при реализации на практике основныхнововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализациив новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладатьнеобходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.Необходимой составляющей профессионализма педагога является профессиональнаякомпетентность.
Что такое компетенция икомпетентность:
-компетенция –это совокупность конкретных профессиональных качеств;
-компетентность –совокупность знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющихрешать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональнойдеятельности.
Профессиональная компетентность — совокупностьпрофессиональных и личностных качеств, необходимых для педагогическойдеятельности.
Формирование профессиональнойкомпетентности — процесс цикличный, т.к. впроцессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышениепрофессионализма, но уже в новом качестве, так как каждый раз перечисленныеэтапы повторяются. Процесс формирования профессиональной компетентности зависит от среды, поэтому именно она должна стимулировать педагога кпрофессиональному саморазвитию.
К основным составляющимпрофессиональной компетентности педагога относятся:
1. Интеллектуально-педагогическаякомпетентность — способность педагога к инновационной деятельности, его умениеприменять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективногообучения и воспитания учащихся;
2. Коммуникативная компетентность – важноепрофессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, эмпатию, экстраверсию.
3. Информационная компетентность – объеминформации педагога о себе, учащихся, родителях, о коллегах.
4. Регулятивная компетентность – умениепедагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, его способностьк рефлексии, стрессоустойчивость.
Профессиональная компетентность складывается из:
-педагогической позиции,
-профессиональных знаний и умений,
-качествличности педагога.
Основные пути формированияпрофессиональной компетентности педагога, исходя из современных требований:
1. инновационная деятельность;
2. исследовательскаядеятельность;
3. освоение новых педагогическихтехнологий;
4. работа в творческих группах, методических объединениях;
5. участие в фестивалях и педагогических конкурсах;
6. трансляция собственногопедагогического опыта;
7. различные формы педагогическойподдержки;
8. использование ИКТ и др.
Этапыформирования профессиональной компетентности:
· самоанализ и осознаниенеобходимости изменений;
· планирование саморазвития(задачи, цели, пути решения);
· анализ, корректировка.
Различают три стороныпрофессионализма педагога:
I — компетентность впедагогической деятельности :
— включает в себя знания о психологических и о возрастных особенностяхучащихся, о содержании школьных учебных программ, о сущности труда учителя идр.;
— педагогические умения:
· умение изучать педагогическуюситуацию и ставить педагогические задачи;
· умение изучать учащихся (их внимание,память, мышление);
· умение отбирать икомбинировать методы, средства и формы обучения и воспитания, инновационныеумения, как поиск новых педагогических задач, технологий;
· умение проводитьисследование, экспериментировать и др.;
— профессиональные педагогические позиции: предметник, методист;
— профессионально важные качества личности:
· педагогическое мышление (какспособность к анализу педагогических ситуаций и принятию педагогомпедагогического решения с учетом особенностей учащихся);
· педагогическая эрудиция иосведомленность;
· педагогическая интуиция(быстрое принятие педагогического решения с учетом предвидения развитияситуации без развернутого осознанного анализа);
· педагогическая импровизация (нахождениенеожиданного педагогического решения и его воплощения);
· педагогическая наблюдательность,зоркость (понимание сущности педагогической ситуации по внешне незначительнымпризнакам);
· педагогический оптимизм (подходк учащимся с оптимистической гипотезой, с верой в их возможности);
· педагогическое прогнозирование( умение предвосхищать поведение учащихся, предусматривать их и своизатруднения).
II — коммуникативнаякомпетентность:
— знания о задачах и средствах общения, о педагогической этике;
— педагогические умения:
· умения ставить широкий спектрзадач общения и гибко их перестраивать в ходе общения;
· умение учитывать позицию всехучастников общения; терпимость к непохожести другого человека;
· использование открытой позициив общение и демократического стиля;
умение изучать и оценивать опыт коллег, участвовать впедагогическом сотрудничестве и др.;
— профессиональные педагогические позиции: гуманист, психотерапевт,актер, участник и субъект педагогического сотрудничества;
— профессионально важные качества личности:
· сопереживание, педагогическаяэмпатия;
· педагогический такт (какразумная мера в выборе воздействий на учащихся с учетом условий и возможностейучастников общения);
· педагогическаячувствительность;
· эмоциональная саморегуляция идр.
III -личностно-индивидуальная компетентность:
— образуют знания о психологии личности;
— педагогические умения:
· умение изучать и развиватьличность учащихся;
· умение изучать и развиватьсвои личностные качества, понимать и сохранять нравственные ценности в трудепедагога;
· умение строить и реализовыватьпланы своего личностного и профессионального саморазвития; умение изучать ихронометрировать процесс своего труда;
· умение видеть сильные и слабыестороны своего труда, особенности своего индивидуального стиля; умениеподдерживать работоспособность и др.
— профессиональные и педагогические позиции:
· самодиагностика, индивидуальность;
— профессионально важные качества:
· целеполагание (способностьпланировать свою деятельность с учетом возможностей учащихся; строить планысобственного профессионального развития);
· педагогическая рефлексия как педагогическоесамосознание;
· педагогические способности(понимать другого человека и воздействовать на него).
Сегодняпедагог-профессионал — это педагог, который осознает необходимость повышениясобственной профессиональной компетентности. Чтобы формировать своюпрофессиональную компетентность, педагог должен продолжать учиться, чтобынаучить других, проводить нетрадиционные уроки, должен быть способен ктворчеству.
Анализсобственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитиепедагога, в результате которого развиваются навыки исследовательскойдеятельности, дальнейшая интеграция в педагогическую деятельность. Педагогдолжен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, жить этим, что и способствуетразвитию его профессионализма. «Учитель живёт пока учится», – так считалвеликий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон «Об образовании»: Республиканский закон от 19.06.2015 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mondnr.ru/dokumenty/zakony/send/6-zakony/20-zakon-ob-obrazovanii:свободный.
2. Адольф В.А. Формирование профессиональнойкомпетентности будущего учителя // Педагогика.– 1998. – № 1. – С. 72-75.
3. Анисимова О.А. Психолого-педагогическаякомпетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровьяучителя: Дисс… канд. психол. наук – М., 2002. – 160 с.
4. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В.Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. –Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. – 132 с.
5. Введенский В.Н. Профессиональнаякомпетентность педагога: Пособие для учителя. – СПб.: филиал издательства«Просвещение», 2004. – 159 с.
6. Воронин А.М. Управление развитиеминновационной образовательной среды / А.М.Воронин. – Брянск, 1995. – 281 с.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма.М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.-308с.