X-PDF

Статья Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Поделиться статьей

Чернова И. А.

ГБОУРМЭ«Лицей им. М. В. Ломоносова», г. Йошкар-Ола,Республика Марий Эл

Развитиетворческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить.

Сократ

Современное общество отличаетсястремительным развитием науки, техники, информационных технологий, кореннымобразом преобразующих жизнь людей. Нашей стране для уверенного движения впереднужны люди с новым мышлением, новой мотивацией, стилем жизни и активной гражданскойпозицией. Это диктует изменение и совершенствование системыобразования. Школа должна готовить детей к жизни. Развитие творческихспособностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Этотпроцесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждаетинициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободномусамовыражению, уверенность в себе.

Развитие творческих возможностей обучающихся важно на всех этапахшкольного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышленияв младшем школьном возрасте.

Творчество – один из видов работы по внедрению ФГОС в начальнойшколе.

Творчество – это создание нового и прекрасного, онопротивостоит шаблону, отсталости, наполняет жизнь радостью, возбуждаетпотребность в знаниях, усиливает заботу мысли, вводит человека в атмосферувечного поиска, создавая новые духовные и материальное ценности.

Творчество – это исследование. Человек исследует, а этозначит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира,узнает связь явлений закономерностей. Учиться исследовать – значит учитьсясамостоятельно, узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес кзнаниям. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое илизаглянуть в будущее. Именно благодаря творчеству существует религия, в наукесовершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры.Творчество, как и любая другая психическая функция человека, подразумеваетналичие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.

Для того чтобы богатый творческий потенциал детей могактуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввестиребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давноутверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общегообразования направлен на реализацию качественноновой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальнойшколы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, еготворческих способностей.

     Мы выполняем заказ общества и государства.Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания иобучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью встандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Этамодель стала нашим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такиеличностные характеристики ученика, как любознательность, активность,заинтересованность в познании мира, способность к организации собственнойдеятельности, готовность самостоятельно действовать.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей — этосоздание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждыйребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослогоособого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные видыпомощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается вдополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. Влюбом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок могпублично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослымтворчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом,помогать друзьям, выполнять задания вгруппах.         

    Работа по развитию творчества должнапредставлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастаниемсложности заданий. Занятия с детьми могут проводиться как фронтально, так ималыми группами (4 – 6 человек) или же индивидуально. В задачи таких занятийвходит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорногоопыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной базывоображения, а также развитие и активизация речи, обучение детей комбинированиюи перекомбинированию имеющихся образов и представлений и приемам оперированияими для развития собственно воображения.

Развитие творческих способностей — это

—  развитие наблюдательности, речевой и общей активности,общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать иосмысливать факты, воли, воображения.

— систематическое создание ситуаций, позволяющихсамовыразиться индивидуальности ученика.

— организация исследовательской деятельности в познавательномпроцессе.

При развитии потребностей и интересов в творчестве мы используемразличные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенкацеленаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания инавыки. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегосяначальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника впервую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии,способности к анализу и синтезу. При этом уроки  должны отличатьсяразнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Этопобуждает детей к творческой активности.

Для развития творческого мышления и творческого воображенияучащихся начальных классов предлагаем следующие задания:

классифицировать объекты, ситуации, явления по различнымоснованиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

рассматривать систему в развитии;

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

делать предположения прогнозного характера;

выделять противоположные признаки объекта;

выявлять и формировать противоречия;

разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и вовремени;

представлять пространственные объекты.

Большое значение учителя придают решению творческих задач науроках математики. В организации умственной деятельности школьников в процессерешения познавательных задач можно выделить следующие этапы в продвиженииучащихся:

решить задачу по аналогии;

решить задачу при частичной подсказке учителя;

доказать правильность решения;

решить нестандартную задачу;

самостоятельно составить творческое задание;

выполнить диагностическую (тестовую) работу.

Литература – это предмет, которому принадлежит решающая роль вдуховной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богатвозможностями творческого обогащения.

Предлагаем задания, побуждающие обучающихся к самостоятельности ив постановке целей, в достижении нового результата:

подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу; 

придумать слова на тему словосочетания; 

составить предложения с заданным словом; 

составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке,по схеме; 

составить рассказ по вопросам, по картинкам; 

нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа,стихотворения; 

озаглавить части рассказа, картинки, стихотворения. 

Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлеченияучащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида внаибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей,в достижении нового результата. 

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен ктворчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности.Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми:педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания:растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокогознания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения ксвоеобразию этих черт. 
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам онне чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. 
А творческий учитель тот, кто 
— участвует в экспериментальной работе школы; 
— преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализироватьтематическое и поурочное планирование; 
— свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях итехнологиях обучения;
— уважает личность ученика; 
— дифференцирует объем и сложность заданий; 
— побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеетодновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
— развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентирразвития направлен на ученика; 
— педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции,самопознания и творческого самопроявления; 
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностейучащихся способствует их успешной адаптации к новым жизненным условиям,заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения взатруднительных ситуациях. Это также способствует расширению кругозораучащихся, развитию познавательного интереса, творческой инициативы и активнойжизненной позиции. 
 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет