Чернова И. А.
ГБОУРМЭ«Лицей им. М. В. Ломоносова», г. Йошкар-Ола,Республика Марий Эл
Развитиетворческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить.
Сократ
Современное общество отличаетсястремительным развитием науки, техники, информационных технологий, кореннымобразом преобразующих жизнь людей. Нашей стране для уверенного движения впереднужны люди с новым мышлением, новой мотивацией, стилем жизни и активной гражданскойпозицией. Это диктует изменение и совершенствование системыобразования. Школа должна готовить детей к жизни. Развитие творческихспособностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Этотпроцесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждаетинициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободномусамовыражению, уверенность в себе.
Развитие творческих возможностей обучающихся важно на всех этапахшкольного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышленияв младшем школьном возрасте.
Творчество – один из видов работы по внедрению ФГОС в начальнойшколе.
Творчество – это создание нового и прекрасного, онопротивостоит шаблону, отсталости, наполняет жизнь радостью, возбуждаетпотребность в знаниях, усиливает заботу мысли, вводит человека в атмосферувечного поиска, создавая новые духовные и материальное ценности.
Творчество – это исследование. Человек исследует, а этозначит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира,узнает связь явлений закономерностей. Учиться исследовать – значит учитьсясамостоятельно, узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес кзнаниям. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое илизаглянуть в будущее. Именно благодаря творчеству существует религия, в наукесовершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры.Творчество, как и любая другая психическая функция человека, подразумеваетналичие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей могактуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввестиребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давноутверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общегообразования направлен на реализацию качественноновой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальнойшколы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, еготворческих способностей.
Мы выполняем заказ общества и государства.Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания иобучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью встандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Этамодель стала нашим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такиеличностные характеристики ученика, как любознательность, активность,заинтересованность в познании мира, способность к организации собственнойдеятельности, готовность самостоятельно действовать.
Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей — этосоздание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждыйребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослогоособого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные видыпомощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается вдополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. Влюбом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок могпублично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослымтворчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом,помогать друзьям, выполнять задания вгруппах.
Работа по развитию творчества должнапредставлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастаниемсложности заданий. Занятия с детьми могут проводиться как фронтально, так ималыми группами (4 – 6 человек) или же индивидуально. В задачи таких занятийвходит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорногоопыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной базывоображения, а также развитие и активизация речи, обучение детей комбинированиюи перекомбинированию имеющихся образов и представлений и приемам оперированияими для развития собственно воображения.
Развитие творческих способностей — это
— развитие наблюдательности, речевой и общей активности,общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать иосмысливать факты, воли, воображения.
— систематическое создание ситуаций, позволяющихсамовыразиться индивидуальности ученика.
— организация исследовательской деятельности в познавательномпроцессе.
При развитии потребностей и интересов в творчестве мы используемразличные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенкацеленаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания инавыки. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегосяначальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника впервую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии,способности к анализу и синтезу. При этом уроки должны отличатьсяразнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Этопобуждает детей к творческой активности.
Для развития творческого мышления и творческого воображенияучащихся начальных классов предлагаем следующие задания:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различнымоснованиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
рассматривать систему в развитии;
делать предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формировать противоречия;
разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и вовремени;
представлять пространственные объекты.
Большое значение учителя придают решению творческих задач науроках математики. В организации умственной деятельности школьников в процессерешения познавательных задач можно выделить следующие этапы в продвиженииучащихся:
решить задачу по аналогии;
решить задачу при частичной подсказке учителя;
доказать правильность решения;
решить нестандартную задачу;
самостоятельно составить творческое задание;
выполнить диагностическую (тестовую) работу.
Литература – это предмет, которому принадлежит решающая роль вдуховной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богатвозможностями творческого обогащения.
Предлагаем задания, побуждающие обучающихся к самостоятельности ив постановке целей, в достижении нового результата:
подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;
придумать слова на тему словосочетания;
составить предложения с заданным словом;
составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке,по схеме;
составить рассказ по вопросам, по картинкам;
нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа,стихотворения;
озаглавить части рассказа, картинки, стихотворения.
Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлеченияучащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида внаибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей,в достижении нового результата.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен ктворчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности.Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми:педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания:растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокогознания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения ксвоеобразию этих черт.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам онне чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
А творческий учитель тот, кто
— участвует в экспериментальной работе школы;
— преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализироватьтематическое и поурочное планирование;
— свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях итехнологиях обучения;
— уважает личность ученика;
— дифференцирует объем и сложность заданий;
— побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеетодновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
— развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентирразвития направлен на ученика;
— педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции,самопознания и творческого самопроявления;
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностейучащихся способствует их успешной адаптации к новым жизненным условиям,заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения взатруднительных ситуациях. Это также способствует расширению кругозораучащихся, развитию познавательного интереса, творческой инициативы и активнойжизненной позиции.
