X-PDF

Статья: Развитие творческих способностей, учащихся на уроках математики

Поделиться статьей

Развитие творческихспособностей, учащихся на уроках математики

В настоящее время абсолютнойценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качествеглобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную,духовную, творческую. Главное в личности – устремленность в будущее, к укреплениюверы в себя и возможность достижения идеального «я». Признание творческойсвободы человека является главным богатством общества.Основной ценностьюгуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчествокак способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения ивоспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование какпроцесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни,культуры, истории.

Внастоящее время существует острая социальная потребность в творчестве итворческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления – одна изважнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить своивозможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формахчеловеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованиюзрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

Исследованиязарубежных психологов и педагогов (Дж. Гилфорда, Е.П. Торранса, Л.Термена, Р.Стернберга, М. Воллаха), а так же отечественных (Даниловой В.Л., ГальперинаП.Я., Калмыковой З.И., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Пушкина В.Н.,Шадрикова В.Д., Тютюнникова В.И. и др.), в области творческого мышлениятеоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжаетразвиваться. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческойдеятельности и природы творческого мышления. Психологи и педагоги, работающиепо исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяютследующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:

 — индивидуализация образования;

 — исследовательское обучение;

 — проблематизация.

Математиканачинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы.Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобыон почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании,удовлетворил возникшие потребности в знаниях.

Но почему же именно на проблемноеобучение возложена роль в достижении цели: развитие творческого мышления? Какиесуществуют возможности использования проблемных ситуаций на уроках математики ифизики?Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемногообучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатовнаучного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; онавключает еще и  формирование познавательной самостоятельности ученика иразвития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений,навыков и формирования мировоззрения).Итак, проблемное обучение – этосовременный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики.Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процессабазируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем– характерный признак этого обучения.Учебно-познавательная деятельность должна,кроме математических целей изучения нового материала, ставить перед учащимисяцель уяснения логической структуры процесса получения новой информации,уяснения двусторонней связи между изучением теории и практическими задачами.Ученики должны не просто знакомиться с теорией предмета, а видеть источникивозникновения ее и практическую целесообразность изучения этих вопросов, непросто решать задачу, указанную учителем, приобретая нужные навыки и умения, арассматривать условия, в которых возникают задачи данного типа. Ибо без четковыраженного движения от фактов, известных ученикам, к фактам, неизвестных им,без сознания этой связи, которая побуждает их к решению учебной задачи, нетсознательного, активного изучения основ наук.Творческой может быть сделана иработа школьников по усвоению нового материала, их деятельность, направленнаяна запоминание и верное воспроизведение учебного материала. Более того,противопоставление творческой (продуктивной) и воспроизводящей (репродуктивной)деятельности учащихся было бы неверно уже потому, что вторая без первой теряетсвою продуктивность, становится механической. Полное овладение знаниямидостигается только через усвоение и применение – это тесно связанные понятия.Онеобходимости мыслительной деятельности в процессе усвоения знаний говоритВ.Сухомлинский: «Для ученика, если он не переживал гордости своей мыслью,умственный труд становится нежеланным. Чтобы удовлетворить интеллектуальныепотребности юношества, мы прибегали к специальным «упражнениям на размышление»… Опыт привел меня к убеждению, чем больше ученикам надо запоминать и хранить впамяти, тем больше необходимость в обобщении, в отвлечении от конкретногоматериала, в размышлениях, рассуждениях. Это как бы снимает усталость,пробуждает новый интерес к знаниям, к фактам». Всякий учебный материал имеетсвою логическую структуру, на которой держится плоть конкретных фактов исведений. Осознание этой структуры – одно из эффективных средств внесенияэлементов творчества в учебную деятельность учащихся.

Творить– значит создавать новое. Это новое может быть не только неизвестным ученикуфактом, а новым приемом мыслительной деятельности, открытием связи междуявлениями, нахождением логической структуры и т.п.Существует много эффективныхприемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Одним из нихявляется рассмотрение на основе только что решенной задачи целой серии«родственных» учебно-познавательных заданий (например, с помощью измененияусловия данной задачи в целях всестороннего изучения учащимися математическойзакономерности, представленной в данной задаче).Эстетический потенциал школьнойматематики в большой мере проявляется в так называемых красивых заданиях накоординатной плоскости, практикуемых главным образом в шестых классах. Онинеизменно вызывают интерес у детей среднего школьного возраста, прежде всегопотому, что просты по форме и разнообразны по внешнему выражению, ведь нарисунках в координатах могут быть изображены не только отдельные объекты, нодаже и целые сюжеты. Такие задания пробуждают фантазию учеников, заставляютвоочию увидеть связь красоты и математики, непосредственно соприкоснуться смиром прекрасного прямо на уроке, в процессе выполнения учебно-познавательныхзаданий.

Впрактике обучения математике красивые задания на координатной плоскости чащевсего формулируются так: «Постройте точки по заданным координатам, соедините ихотрезками подходящим образом, и вы получите фигуру, изображающую…» или так: «Накоординатной плоскости дано изображение… Найдите координаты узловых точекизображенной фигуры». Часто даются учащимся творческие задания насамостоятельное составление какой-либо красивой фигурки и определение координатее узловых точек. Фактически дидактическая цель таких заданий состоит вотработке двух умений: умения определить координаты точек, заданных накоординатной плоскости, и умения строить точки по их координатам. Можносущественно расширить вкрапление красивых заданий в учебный процесс, если ширеиспользовать и другие их дидактические возможности. В частности, такие заданияможно с успехом применять при опережающем ознакомлении школьников сгеометрическими преобразованиями, с элементарными преобразованиями графиковфункций, с некоторыми вопросами аналитической геометрии: перемещение фигурвверх-вниз по координатной плоскости; перемещение фигур влево-вправо покоординатной плоскости; перемещение фигур в произвольном направлении накоординатной плоскости; симметрия фигур относительно оси координат.

Приведем примеры таких заданий.

1.    Запишите координаты узловых точек фигуры,изображающей точно такого же зайца, что на рисунке, но бегущего за ним сзади.Получите изображение и проверьте правильность выполнения задания.

2.    Запишите координаты узловых точек фигуры,изображающей такого же лебедя, находящегося на том же самом месте, но плывущегов обратном направлении. Постройте точки по найденным координатам, получите изображениеи проверьте правильность выполнения задания.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

3.    Запишите координаты узловых точек фигуры,изображающей того же самого дельфина, что и на рисунке, который движетсянавстречу данному и находится выше его на 7 единиц. Постройте точки понайденным координатам, получите изображение и проверьте правильность выполнениязадания.

4.    Запишите координаты узловых точек фигуры,изображающей точно такого же орла, что и на рисунке, но так, чтобы он смотрел вобратную сторону, причем находился на 4 единицы выше и на 5 единиц левееданного. Постройте точки по найденным координатам, получите изображение ипроверьте правильность выполнения задания.

Ксоставлению аналогичных и более интересных заданий полезно привлекать самихучеников, объединяя их в творческие микрогруппы. При этом ученикам свыраженными эстетическими наклонностями целесообразно поручить придумывание иизображение исходных фигурок или сюжетов, ученикам, с логической доминантоймышления – составление комбинаций перемещений и формулировкой условия, а остальным– проверку возможности выполнения перечисленных в условии перемещений.

Дляразвития творческих способностей, учащихся центр тяжести в обучении должен бытьперемещен с заучивания и запоминания на развитие пытливости исамостоятельности. В математике основным средством развития творческихспособностей ученика является решение задачи, при этом основной целью должноявляться не получение решения задачи (в смысле ответа), а само решение какметод, как процесс, как совокупность логических шагов, приводящих к получениюответа. При этом важно научить ученика применять известные эвристическиеприемы. При переносе центра тяжести с решения задачи на метод, большойобучающий эффект дает решение задачи разными способами, а также конструированиеновых задач как констатация факта полного овладения методом решения не толькоэтой задачи, но и класса таких задач, получаемых из исходной путемтрансформации условия.

1.    В шахматном турнире было сыграно 190партий. Сколько было участников?

2.    На встрече после окончания школы все выпускникиобменялись рукопожатиями друг с другом. Сколько пришло выпускников, если всегобыло 190 рукопожатий?

3.    Сумма количества сторон и диагоналейвыпуклого многоугольника равна 190. Определите количество углов многоугольника.

4.    На плоскости (в пространстве) даны Nточек. Каждую точку соединили со всеми остальными. Всего получили 190 отрезков.Сколько было точек?

5.    В виртуальном космическом корабле любыедва отсека соединяются между собой переходами. Сколько на корабле отсеков, есливсего 190 переходов? Сколько может быть таких переходов в двухмерномпространстве?

6.    При распаде некоторой империиобразовавшимися независимыми государствами было подписано 190 двустороннихдоговоров. Сколько образовалось государств?

. Это способствует налаживаниюмежпредметных связей, что очень важно, так как умение переносить знания изодной области науки в другую является одним из критериев наличия творческихспособностей учащихся.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет