Мамышева ТатьянаЕвгеньевна, преподаватель
отдельнойдисциплины (история, обществознание
и география), ФГКОУ«Кызылское ПКУ»
Реализация метапредметного подхода черезинтегрированную образовательную технологию на уроках историко-географическогоцикла и математики.
Изменениесоциальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессуинтеграции в европейское и мировое сообщество поставили перед образованиемновые задачи в обучении и воспитании. Мало вооружить кадета суммой знаний, идаже мало развить у него интерес к той или иной дисциплине, необходимоформировать личность, способную активно «вписываться» в современное общество,способную к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.
Созданиев Кызылском президентском кадетском училище единого образовательногопространства, стимулирование междисциплинарной и межотраслевой кооперацииявляется приоритетным направлением. Это одно из важнейших направленийгосударственной политики в сфере образования. Его отражение мы видим и восновных документах. Федеральный государственный образовательный стандартосновного общего образования для достижения личностных, предметных и метапредметныхрезультатов, обучающихся рекомендует интеграцию учебных предметов на разныхэтапах обучения [2]. Концепция развития образования РФ до 2020 года, одной изприоритетных задач ставит обеспечение инновационного характера базового образования,в том числе обеспечение взаимосвязи академических знаний и практических умений[1]. В проекте концепции кадетского образования в Российской Федерации сказано:«Кадетское образование в современной России призвано реализоватьгосударственный и социальный запрос на воспитание граждан России как убежденныхпатриотов, готовых служить Отечеству, защищать его с оружием в руках иприменять полученные знания, навыки и опыт для защиты нашей Родины…».
Такимобразом, можно выделить два базовых понятия – дисциплинарность имеждисциплинарность. Преимущество междисциплинарности связанно с выявлениемсвязей между различными дисциплинарными областями, то есть проявляютсяинтегративные тенденции, стремящиеся к синтезу знания. Однако, как справедливоотмечает П. Тагард, междисциплинарное исследование будет успешным лишь в томслучае, если оно опирается на идеи, действительно пересекающие дисциплинарныеграницы. Междисциплинарность можно рассматривать как сферу свободы. Именно стаких позиций Г.Б. Клейнер пишет, что «дисциплинарность – это порядок, амеждисциплинарность – это свобода» [3].
Междисциплинарностьобразовательного процесса определена разнообразными технологиями обучения,которые обеспечивают информационнознаниевую проводимость образовательной среды,ее прозрачность, преемственность, соответствие и совместимость [4]. Наиболеераспространенной является интегрированная образовательная технология.
Врамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарныеуроки. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей длярешения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания напрактике. Именно такие уроки способствуют снятию напряжения, перегрузки,утомленности кадет за счёт переключения на разнообразные виды деятельности входе урока. Повышается качество закрепления изученного материала, улучшаетсяусвояемость учебных элементов, повышается интерес к предметам. Активнее протекаетвосприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируетсяэмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Бинарныйурок воспитывает у кадет умение пользоваться теоретическими знаниями вразнообразных вариантах, в нестандартных ситуациях [5].
Подобнаяформа урока является достаточно интересной для преподавателя еще и потому, чтонет четких методических алгоритмов, его составления, получается каждый урок –инновационен, позволяет самореализоваться в творческом процессе, формируетпрофессиональную компетенцию. Развивающий эффект достигается благодаряувлекательной и необычной форме проведения урока, что даёт кадетам возможностьподдерживать внимание на высоком уровне, повышают их потенциал и ведут к осмыслениюи нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления,коммуникативных способностей. Они формируют умения сравнивать, обобщать иделать выводы. Информация становится созидательной силой, она осмыслена,осознанна, понята, свернута в теоретический концепт, то есть сталаструктурированным знанием.
Всовременной системе образования, в рамках предмета нашего исследования, принято3 концепции – Концепция преподавания истории России в школе (2020) на основе историко-культурногостандарта, Концепция развития географического образования и Концепция развития российскогоматематического образования. Именно на них мы и опирались разрабатываясистему бинарных уроков.
1. История и география.
При проведении учебных занятий преподавателямиистории и географии активно используются межпредметные связи, что позволяетпомимо вышеперечисленных достоинств увеличить информативную ёмкость урока.
Примерами интеграции на уроках истории могутслужить:
— использование наглядных средств обучения(карты, схемы, портреты исследователей, путешественников, контурные карты). Припервоначальном знакомстве на уроке истории с любым из государств обязательно использованиекарты, которая даёт информацию о географическом положении, ландшафте, что всвою очередь формирует целостную картину об изучаемой стране, особенностизанятий населения, отношений с соседними государствами и т.д.
— метод прямого расширения информации(введение дополнительной информации, добытой обучающимися самостоятельно –сообщения, доклады, презентации). Например, на одном из этапов игры,направленной на изучение эпохи Петра Первого, участникам предлагается ответитьна вопросы, касающиеся Освоения Сибири. Преподавателем даётся опережающеезадание по данному вопросу.
— приёмы проблемного обучения (постановка вопросов, ответы на которые позволятнаиболее полно раскрыть причины, характер и следствия тех или иных историческихсобытий, процессов и явлений). Например, при изучении темы «Экономическоеразвитие России на рубеже веков» проблемные вопросы о международном географическом разделении труда подведутобучающихся к пониманию особенностей развития экономики России, влияниягеографического фактора.
— игровые методы обучения. Одним из примеровприменения данного метода на уроке истории «Великие географические открытия»проводится разминка – игра, по условиям которой обучающиеся должны выделитьлишнее и обосновать свой ответ. Например, из ряда личностей «Христофор Колумб,Америго Веспуччи, Эрнандо Кортес, Джеймс Кук», лишнее– Джеймс Кук, так как это путешественник XVIIIвека, а все остальные XVI века, или так какон из Англии, а все остальные из Испании.
Такимобразом, использование преподавателями межпредметных связей на бинарных урокахистории и географии приводит обучающихся к пониманию того, что в мире всёвзаимосвязано.
2. История и математика.
Науроках истории также используются математические понятия и приёмы, которыеспособствуют формированию таких метапредметных умений на предметном содержании,как структурирование знаний по конкретным критериям, анализ, сравнениеисторических событий, построение логических рассуждений, хронологическойпоследовательности. Уроки истории, включающие в себя математические приёмыцелесообразны, так как они повышают эффективность обучения, систематизируют иупорядочивают полученные знания, они становятся более интересными, повышаютсямотивация и творческий потенциал обучающихся.
Математическиеприёмы преподавателями используются на любом этапе урока при изучении историии обществознания. Например, на этапе актуализации знаний, полученных напредыдущем уроке, при изучении войн с целью систематизации знаний использованиеприема «Счастливое число», суть которого заключается в определении дат,связанных с успешными событиями в период изучаемой войны, помогает обучающимсялегче усвоить материал. На этапе мотивации использовать ряд цифр, написанных надоске. Ставится задача перед кадетами – выяснить, обосновать значение указанныхцифр – что и является мотивом. Например, при изучении темы «ОбразованиеДревнерусского государства», записываем на доске цифры «12-2-1». Обучающиесявысказывают свои предположения, далее в течение урока выясняют, что 12племенных союзов восточных славян образовали сначала 2 государственных центра вгородах Киев и Новгород, а потом образовалось 1 (одно) государство.
Наэтапе освоения нового материала используется наиболее широкий спектрматематических методов и приемов. Таких как, составление таблиц (сравнительные, систематизирующие, хронологические, аналитические, концептуальные), решение задач на знание хронологии, построениеграфиков, метод сегментации, геометрические фигуры с историческим содержанием ит.д. Например, хронологическая задача: какая битва произошла раньше Марафонская (480 г.дон.э.) или битва при Каннах (216 г.до н.э.)? На сколько лет?
Однако, акцентировать всё свое внимание толькона математических приёмах, абсолютизировать их, конечно не целесообразно,также, как и на любых других.
3. География и математика.
Врамках интеграции географии с математикой проведены открытые бинарные уроки,которые получили положительную рецензию. Определены темы по математике которые с легкостью можно интегрировать в курсе географии: проценты, масштаб,отношение, статистика, теория вероятности, построение графиков и диаграмм,решение задач на вычисление площади, объёма, высоты, глубины, давления,температуры, тригонометрия, координаты. Уроки проверены на практике собучающимися 6-11 классов, выполняют роль профориентационных. Математическиепонятия, используемые на занятиях, не выходят за рамки изучаемой программы.Занятия являются обобщающим по разделам географии и внеурочной дисциплины«Картография с основами топографии». В контексте данных уроков гармоничновводится понятие «Военная топография» и специальности «Военный топограф,картограф», «Военный метеоролог» и военный инженер. Формирование инженерногомышления лежит на пересечении дисциплин, поскольку находится в основе концепциисовременного естествознания. У кадет формируются основы научного мировоззрения,целостного материалистического взгляда на природные явления, происходитознакомление с принятой естественнонаучной картиной мира, с естественнонаучнойбазой современных технологий, понимание и освоение методологии естествознания,формирование основ инновационно-технологического мышления. С развитием ГИС–технологий, определяется важность изучения математики и информатики в курсегеографии и наоборот.
Такимобразом, уроки с привлечением знаний кадет из смежных предметов при изучениинового материала, и при проведении обобщения проводятся в различных формах.Таких как: урок-игра, урок-дискуссия, урок-путешествие, урок-беседа,урок-исследование, урок-открытие. Особенностью данных уроков являетсяобязательная смена различных видов деятельности обучающимися, выполнениезаданий на закрепление и конечно использование технических средств обучения.
Использованные источники
1. Федеральная целевая программа развитияобразования на 2016-2020 годы; URL: https://минобрнауки.рф/проекты/фцп-развития-образования-2016-2020.
2. Федеральный государственныйобразовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.).; URL: https://минобрнауки.рф/документы/938
3. Лысак И.В. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ:ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования.– 2016. – № 5.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25376(дата обращения: 31.01.2018).
4. Редин Л.В., Иванов В.Г. Междисциплинарностьв образовании:
проектирование образовательных программ //ИНЖЕНЕРНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ. 2016. — № 20.; URL:http://www.ac—raee.ru/files/io/m20/art_14.pdf (дата обращения: 31.01.2018).
5. Уманская О.В. Бинарный урок в системесовременного образования; URL: https://infourok.ru/statya—binarniy—urok—v—sisteme—sovremennogo—obrazovaniya-738991.html (дата обращения: 15.11.2019).
