НазароваА.А., учитель русского языка и литературы
ГБОУгимназии № 66 Приморского района
Санкт-Петербурга
СТАТЬЯ
Формированиеу учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа на уроке (изопыта работы)
Современныйфедеральный государственный образовательный стандарт предполагает использованияна уроке разных видов рефлексии. Что же называют термином «рефлексия»? Это словоимеет латинское происхождение от слова reflexio, что означает умениеразмышлять, проводить самонаблюдение и осмысление своей деятельности.Существует несколько классификаций и видов рефлексии в зависимости от цели, формыи участников этого процесса.
Еслиговорить о рефлексии как этапе урока, то это оценивание своего состояния,эмоций, результатов своей деятельности на занятии. Тогда речь идёт о деятельностнойрефлексии. Эта разновидность рефлексии помогает оптимизировать учебный процесс.Учащиеся с помощью методов данной рефлексии могут осмысленно относиться кметодам, которые они выбирают для достижения поставленных целей. В результатезначительно повышается эффективность получения знаний. Рефлексия деятельностипозволяет оценить активность учащихся во время всего урока. Незаменима она назаключительном этапе урока, когда помогает учащимся адекватно оценивать своюработу, методы и способы, которые они выбирают, чтобы достичь запланированногорезультата. Используя ее, учащиеся могут увидеть свои слабые места и выяснить,где имеются пробелы в знаниях.
Самымважным на этапе формирования у учащихся способностей к рефлексии являетсяустановление с педагогом тёплых, доверительных отношений, без которыхневозможен процесс установления контакта, а в дальнейшем и успешного освоенияматериала.
Новыйстандарт предполагает осмысление учащимися процесса учения: не только потому,что «все учатся», но и как осознанное использование своих способностей дляформирования своего будущего. И тогда рефлексия как процесс осознания своихрезультатов, сравнения их с эталоном, с уровнем знаний других учащихся послужитповодом к корректировке своих знаний и станет необходимым звеном к следующейступени – самообразованию и саморазвитию. Когда человек не только получаеткакие-то знания, но и отбирает нужные для самореализации исамосовершенствования, что послужит его успеху не только в профессиональнойдеятельности, но и в любой другой как личной, так и общественной.
Известно,что путь в тысячу вёрст начинается с одного шага. И первым таким шагом являетсяформирование способности к рефлексии, так как в процессе учебной деятельностинаиболее важно умение найти свою ошибку, то есть установить, что результатдеятельности не соответствует общепринятому эталону. Для выявления разночтениянеобходимо, чтобы учащийся знал и понимал этот эталон и умел объяснить причинуразночтения (то есть ошибку).
На этомэтапе необходимо понимание двух задач: мотивации («зачем мне это надо?») иосознания своих трудностей («в чём моя ошибка?»). И тогда появляется следующийэтап, который рассматривает то, что связано с корректировкой: как выявитьразночтение (выработка алгоритма нахождения ошибки), что неминуемо приведёт кнеобходимости обращения к эталону, но уже не на уровне «так же или ошибочно», ана уровне осознанного формулирования этого эталонного образца (правила) иусловий его успешного использования (применения).
Рассмотримтеперь всё это на конкретном примере. На уроках русского языка в пятом классепервая тема – «Повторение изученного в начальной школе». Чаще другихвстречаются ошибки в правописании проверяемых безударных гласных. Послепроверки работы учителем или одноклассниками (что гораздо эффективнее, так какговорит о возможности сверстника, а не взрослого человека найти ошибку, то естьвключается механизм «если он смог, значит, и я тоже так смогу, мне это посилам») на первом этапе учащийся видит несоответствие эталону. Здесь нужно спомощью рефлексии установить возможность учащегося самостоятельно найти ошибку.А для этого важен положительный опыт выявления ошибки, то есть не связанный снегативными эмоциями (как то насмешка, ситуация неуспеха, поражения,агрессивного поведения). Чтобы у учащегося на этапе мотивации возникланеобходимость в важности этого процесса лично для него, а не случилось отходаот проблемы, страх перед непосильной задачей, которую ставит учитель, да ещёсопряжённой с ситуацией психологического дискомфорта. Этот этап наиболее важныйиз всех, так как он является определяющим для последующей образовательнойдеятельности учащегося.
Важным длявыбора правильного пути исправления ошибки является установление алгоритма. Наэтом этапе как раз и решаются основные учебные задачи, где учащийся не толькоформирует алгоритм выявления конкретной ошибки, но и использует свои знания,которых может оказаться недостаточно для выполнения этого алгоритма. Что влечётза собою постановку новых учебных задач, то есть приводит к процессусамообразования, который контролирует уже сам обучающийся, что и являетсяважнейшим условием развития личности.
Иначеговоря, учащийся не только проверяет написанное, с помощью алгоритма и с опоройна эталон выявляет разночтение, но и в дальнейшем использует самоконтроль дляпредотвращения ошибки. Причём контролирует не только конкретно эту орфограмму,но и необходимость расширения словарного запаса для проведения проверки, знаниеморфемики и словообразования, то есть осознает необходимость дальнейшегопроцесса самосовершенствования и постановки более сложных учебных задач. И наэтом этапе эффективно использование рефлексии в виде анкеты с проговариваниемвозникших затруднений и дальнейшим поиском алгоритма решения установленныхпроблем. Возможно использование в анкете следующих формулировок:
1) Яна уроке всё понял(а) и всё успел(а) сделать (записать, отметить, начертить).
2) Явсё понял(а) на уроке, но не всё успел(а) записать, подчеркнуть, начертить…
3) Японял(а) тему урока, но есть изученный ранее материал, который я не оченьхорошо понимаю. Укажите, что осталось неясно.
4) Яплохо понял(а) тему урока и плохо знаю материал, который мы повторяли. Укажите,что особенно неясно, какие слова или упражнения.
Взаключении необходимо сказать, что рефлексия может быть не только этапом урока.Возможно проведение уроков рефлексии, когда учащиеся обучаются использованию науроках разных видов рефлексии. Особенно полезно это в начальной школе, когдаформируются механизмы проверки и алгоритмы устранения ошибок. И тогда важнорегулярное использование рефлексии на уроках и, конечно же, преемственность припереходе из начальной школы в старшую, где возможностей для рефлексии гораздобольше и эффективность её использования будет гораздо результативнее.