X-PDF

Статья «Родительский комитет — как полноправный орган общественного управления в школе»

Поделиться статьей

     Тема моего доклада «Родительский комитет — какполноправный орган общественного управления в школе».

Эпиграфом я выбрал слова В. А. Сухомлинского: «Чтобыузнать ребёнка, надо хорошо знать его семью».

Целью моего выступления служитзнакомство классных руководителей с существующим положением о классномродительском комитете, с его целями, содержанием и формами работы.

          Для нас с вами не секрет, что прежде чемрешить проблему ребёнка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том,что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, незнают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьёзно относятся ковсему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственноправильную линию поведения.

Задача учителя — помочь родителям осознать своюродительско — воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущееребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье- этоединый неразрывный процесс.

Большинствородителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать.Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно приниматьтакой, какая она есть. И думать,   как и чем помочь родителям, как укрепитьсвязь с семьёй в проблемах воспитания.  

Содержаниесотрудничества классного руководителя с родителями включает три основныхнаправления:

1.психолого-педагогическое просвещение родителей;

2. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

3.   участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическоепросвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

            родительские лектории;

            конференции;

            индивидуальные или тематические консультации;

           родительские собрания.

Вовлечьродителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих формдеятельности:

            дни творчества детей и их родителей;

           открытые уроки и внеклассные мероприятия;

            помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укрепленииматериально-технической базы школы и класса.

Участиеродителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать спомощью следующих форм деятельности:

             участие родителей класса в работе Совета школы;

             участие родителей в работе родительского комитета.

 Яостановлюсь  на последнем направлении, одной из форм работы которого являетсяучастие родителей  в работе родительского комитета .

Родительскийкомитетиграет огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классногоруководителя. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своейдеятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе,взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошоорганизованный родительский комитет может выполнять в классе различныефункции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета ворганизации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет можетвзять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов –проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменнымпринадлежностям.

  Ещеодна важная функция родительского комитета класса – оказание помощиклассному руководителю во внеклассной работе. Прежде всего это организация и проведениеродительских уроков в классе. Родительские уроки – это возможностьтворчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребятазнакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях,развивают свой кругозор.

Крометаких уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю ворганизации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудноорганизовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитетав решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям,но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке,проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться сосвоим ребенком и другими детьми.

Попросьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительскийкомитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучнымии проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы,защита прав учащихся в различных инстанциях.

Родительскийкомитет выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываютсяпредложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочийродительского комитета – один год, но если назрела острая необходимость,родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или можетпродолжить свои полномочия.

 

Положениео родительском комитете класса

Родительскийкомитет класса – это объединение родителей, деятельность которых направлена навсемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе,в организации сотрудничества семьи и школы.

Родительскийкомитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком наодин учебный год.

Вродительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класс поих желанию или по предложению большинства участников родительского собраниякласса.

Председательродительского комитета выбирается из числа избранных членов родительскогокомитета на первом заседании.

Освоей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительскимсобранием.

Собраниеродителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчёта,если сомневается в его действиях.

Родительскийкомитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях,встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.

Заседанияродительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть.

Принятыерешения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительскогокомитета.

Положениео родительском комитете принимается на заседании родительского комитета школыили на заседании Совета школы.

Родительскийкомитет класса обязан:

помогатьклассному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;

вовлекатьродителей в совместную деятельность с детьми;

влиятьна формирование культуры родительского общения;

стимулироватьподвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;

выступатьс инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательногопроцесса в школе;

соблюдатьэтические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

Родительскийкомитет имеет право:

активноучаствовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;

помогатьклассному руководителю и школе в приобретении пособий;

посещатьвместе с классным руководителем учащихся на дому;

присутствоватьна уроках и внеклассных мероприятиях;

воздействоватьсовместно с классным руководителем на тех родителей, которые не занимаютсявоспитанием своих детей;

проводитьбеседы с проблемными учащимися;

поддерживатьтесный контакт с правоохранительными организациями и общественнымиорганизациями в защиту прав и интересов ребёнка и семьи.

Чёткаяи хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды.Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассныемероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участиемродителей в жизни класса.

Чемактивнее сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности,тем меньше проблем в работе с семьями.

Кнетрадиционным формам работы с родителями можно отнести: родительские чтения,родительские вечера, родительские тренинги, презентации семейного опыта.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Родительскиечтения –очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность нетолько слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.Учитель определяет вопросы педагогики и психологии, которые волнуют родителей.С помощью школьного библиотекаря определяются книги, в которых можно получитьответ на поставленный вопрос. Родители читают книги и через определённыйпромежуток времени участвуют в родительских чте6иях по книгам, которыепрочитали. Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомствародителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху удетей, но неизвестны их родителям.

Родительскиевечера –интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить,когда классный руководитель только начал формировать родительский коллективкласса, когда дети только-только переступили порог школы. Родительские вечера –это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздниквоспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответовна вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Родительскиетренинги –это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемныеситуации в семье, хотят изменить своё воздействие собственным ребёнком, сделатьего более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новыхзнаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Каждоетренинговое занятие должно анализироваться, и только после тщательного анализаклассный руководитель вносит свои коррективы в план проведения будущих занятий.Если тренинг ведет психолог, то уместно обсудить с ним полученные результаты иопределить набор заданий для нового тренинга.

Презентациясемейного опыта– это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредствомрассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях,семейных праздниках, об организации совместного досуга.

 

Тольковместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивацияучения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведениядетей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

Результативностьданной работы проявляется в различных аспектах:

вулучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;

втом, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в нейзащищенным и находится ли в безопасности;

восознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своейдеятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только насвоего ребенка, но и на других детей;

воптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формированиипедагогической рефлексии родителей;

впроявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательномпроцессе.

 

Взаимодействиешколы и семьи, по моему мнению, должно способствовать развитию современнойшколы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы,педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище– своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможнотолько при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, кчему мы и стремимся.

“Нашамиссия” – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий”(В.А.Сухомлинский).

Толькоравноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьямиобучающихся является залогом полноценного развития ребенка.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

1.   Процедура выборов родительского комитета

Наиболееудобный и справедливый способ выбора родителей в родительский комитетследующий.

Родителикласса по собственному желанию делятся на группы по пять человек. И  с 5-го по11-й класс каждая группу в течении года работает в составе родительскогокомитета. Если к тому времени,  как вы взяли класс, осталось до конца учёбыменее пяти или шести лет, то срок работы родительского комитета сократить дополугода. Важно то, что каждый родитель, сотрудничая с классным руководителем,какой-то период времени проработал организатором деятельности родителей.

2.   Распределение обязанностей в родительском комитете.

Председатель,казначей, ответственный за помощь детям в учёбе, ответственный за хозяйственнуюработу.

Председатель:

  организует работу родительского комитета;

   активно участвует в организации и проведении родительских собраний;

   является представителем класса в общешкольных родительских объединениях.

Казначей:

  собирает родительские средства на нужды классного коллектива;

   составляет вместе с классным руководителем смету расходов;

   отчитывается перед родителями за использование средств.

Ответственныйза учебную работу:

   проявляет интерес к учебной работе детей, организует посещение уроков, помогаетв приобретении необходимых учебников и пособий, по возможности силами родителейоказывает помощь детям, отстающим в учебе, вместе с классным руководителем иродителями ученика способствует формированию учебной мотивации, ответственногоотношения к учёбе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий.

Ответственныйза хозяйственную работу:

  Организует помощь родителей в соблюдении хорошего санитарного состояния класса,в ремонте и оформлении классного помещения, помогает в приобретении необходимыхдля класса хозяйственных вещей.

Ответственныйза культмассовую работу:

   организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, внеучебныхразвлекательных мероприятий, культпоходов в театр, кинотеатр, привлекаетродителей к организации кружков, к проведению классных часов, вечеров и т.п.

3.   Содержание работы:

  составление плана работы;

  проведение вместе с классными руководителями родительских собраний;

   сбор и рациональное использование для классных нужд родительских средств;

   организация работы по привлечению средств для нужд класса (спонсоры, проведениеярмарок, лотерей и т.д.);

   посещение уроков, знакомство с учебными программами;

   организация посильной помощи отстающим ученикам в учебе;

   организация экскурсий (посильная помощь учителям-предметникам);

   помощь в приобретении необходимых учебников и учебных пособий;

   привлечение родителей к работе по профориентации и оказанию необходимойпсихологической помощи;

   привлечение родителей к ремонту, уборке, оформлению классного помещения,ремонту мебели, к участию в совместных субботниках по работе в классе, в школе,на пришкольном участке;

   помощь в организации классных часов, утренников, вечеров, в проведениикультпоходов, экскурсий, совместных поездок, дней именинника, турпоходов;

   привлечение родителей к работе кружков;

 организация совместных вечеров, соревнований, спортивных соревнований.

Такимобразом, хорошо поставленная работа классного родительского комитета – реальнаяпомощь классному руководителю в организации работы в классе.

Иродители, и классный руководитель должны понимать, что только общеесотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников,учителей и родителей содержательной, интересной, радостной. 

  


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет