Статья.
«Роль общения со сверстниками в речевомразвитии дошкольников».
Родоначальником, рассмотрения проблемы развитияобщения сверстников, в дошкольном возрасте был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-хгодах привлек внимание детских психологов к сверстнику, как важному фактору инеобходимому условию социального и психологического развития ребенка,способствующему разрушению эгоцентризма.
Концептуальныеосновы разработки проблемы общения связаны с трудами Л. С. Выготского, С. Л.Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других отечественных и зарубежных психологов,которые рассматривали общение, как важное условие психического развитиячеловека, его социализации, формирование личности.
Общение– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми(межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемыйпотребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум триразличных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмендействиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Вдошкольном возрасте существенно возрастает значимость общения со сверстниками,в процессе которого дошкольник реализует нормы и ценности, усвоенные главнымобразом в общении с взрослыми. Сверстник является партнером по совместнойдеятельности, чье доброжелательное внимание, уважение и признание становитсяважным для дошкольников.
Контактыребенка со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, котораясущественно отличается от его общения с взрослыми.
Перваяотличительная особенность речевых контактов со сверстниками состоит в ихособенно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная экспрессивность сильноотличают их от речевых контактов с взрослым.
Втораяособенность речевых контактов дошкольников состоит в нестандартности детскихвысказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Разговаривая с взрослыми,даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм высказываний,общепринятых фраз и речевых оборотов. В разговорах со сверстниками детииспользуют самые неожиданные, непредсказуемые фразы, слова, сочетания слов извуков.
Третьяотличительная особенность речи дошкольников, адресованной сверстнику,заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными, В контактахс ровесниками ребенку значительно важнее высказываться самому, чем выслушиватьдругого.
Ещеодна черта, отличающая речь сверстников, состоит в том, что речевое общениедошкольников значительно богаче и разнообразнее по своему назначению. Взрослыйдо конца школьного возраста остается для ребенка источником оценки и новойинформации. По отношению к сверстнику дети решают значительно более широкийспектр задач: здесь и управление действиями партнера (показать, как надо икак не надо делать), и навязывание образцов (заставит его сделать так, как яхочу), и современная игра (вместе решить, во что и как), и постоянноесравнение с собой (я вон как могу, а ты?), и много всяких других проблем.
Такимобразом, в общении со сверстниками дети более активно используют речевыеумения. В совместной деятельности дети рассказывают о своем плане действий,предлагают и просят помощь, привлекают друг друга к взаимодействию, а затем икоординируют его.
Выделяюттри формы общения дошкольников со сверстниками:
-эмоционально – практическую;
-ситуативно – деловую;
-внеситуативно – деловую.
Эмоционально — практическая форма общения детей со сверстниками характерна для детей от двухдо четырех лет. Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждетсамовыражения. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а егосамого не замечают.
Эмоционально– практическое общение крайне ситуативно – и по своему содержанию, и посредствам осуществления.
Ситуативно– деловая форма общения складывается примерно к четырем годам и остаетсянаиболее типичной до шестилетнего возраста. В это время сюжетно – ролевая играстановится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становитсяделовое сотрудничество. При ситуативно – деловом общении дошкольники занятыобщим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активностьсвоего партнерства для общего результата.
Вконце дошкольного возраста у многих детей складывается внеситуативно – деловаяформа общения. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», неопосредованное предметами и действиями с ними. Появляется умение видеть впартнере некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования –желания, предпочтения, настроения. К концу дошкольного возраста возникаютустойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые росткидружбы.
Такимобразом, общение со сверстниками играет важнейшую роль в развитии речи ребенкадошкольного возраста. Полезно общение детей раннего возраста. Объединение сдетьми, более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия длявосприятия речи и ее активизации: они активно подражают действиям и речи,усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх. Участие старших детейв играх с младшими, рассказывание малышам сказок, придумывание рассказов,разыгрывание сценок с помощью игрушек содействуют развитию содержательности,связности, выразительности их речи, творческих ролевых способностей.
