Организация работы сродителями
в профилактике девиантногоповедения подростков
Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, дневнике– всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей иродителей. Совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери иотцу одни огорчения – это уродливое воспитание». В.А. Сухомлинский [4]
Роль семейноговоспитания в становлении личности ребенка подчеркивается как в зарубежной, таки в отечественной психологии. Семья — это фундамент для формирования личностиребенка. Семья закладывает глубокие психологические основы, которые сдетства и до глубокой старости определяют поведение, мироощущение и поступкичеловека, выстраивая сценарий его судьбы. Все основы, на которых родителистроили свои личные и семейные отношения закладываются глубоко в подсознание ихребенка. Все, что родители делали правильно и разумно, как в зеркале отражаетсяв их детях, равно как и все родительские ошибки могут безвозвратно исказитьпсихологию и мировосприятие ребенка. Формирование личности начинается спеленок. Ребенок, как губка впитывает в себя все, что видит и слышит, даженаходясь еще в неразумном младенческом состоянии. Здоровая семья выраститпсихологически здорового человека, проблемная же семья заложит в подсознаниеребенка множество комплексов, обид, злости, ненависти и массу других негативныхфакторов, которые вряд ли будут хорошим подспорьем для человека в его жизненномпути
К семьям, которыесоздают условия «повышенного риска» для отклоняющегося от нормы поведенияподростка, относятся: [3]
· неполная семья, где имеютсятолько матери, реже отцы, или семьи, в которых детей воспитывают прародители(бабушка или дедушка);
· конфликтная семья, в которойсуществует напряженность взаимоотношений между родителями, отсутствуетвзаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах,установках, мир и согласие держатся на временных компромиссах и в труднуюминуту противоречия вспыхивают с новой остротой;
· «асоциальная семья» -преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьивступают в противоречие с законом;
· формальная семья — отсутствуютобщность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи;семейные обязанности выполняются формально, часто родители находятся на гранирасторжения брака, но не расторгают его из материальных и жилищно-бытовыхсоображений;
· «алкогольная семья» — основныеинтересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков;
· семья, в которой имеютсядушевнобольные родители и где не создаются условия для полноценного развитияличности подростка.
Причемматериальное благополучие семьи не гарантирует нормальное развитие ребенка.Ведущие причины в нарушении развития личности ребенка и появлении у негодевиантного поведения – это повседневная психотравматизация в микросоциальнойсреде (в семье, школе) и неадекватное воспитание. Это означает, что основнуюответственность за возникновение и развитие у ребенка девиантного поведениянесут значимые для него взрослые – родители (и/или субъекты их заменяющие) ипедагоги.
Проблема созданияэффективной системы профилактической работы с девиантными подростками в общеобразовательныхучреждениях в последнее время особо актуальна в связи с обозначившейся встране тенденцией роста правонарушений, суицидов, агрессии и аддиктивных формповедения.
В отечественнойнауке и практике накоплен достаточный материал, касающийся вопроса об эффективных приемахпрофилактической работы с девиантными подростками, но, к сожалению,не так много научно – методического материала посвящено вопросу взаимодействия родителейс подростками по профилактике их поведения.
В связи свышеизложенным наша школа ориентирована наинформационно-просветительскую работу с родителями, в основе которой лежитпрофилактика возможных нарушений семейного воспитания, повышение коммуникативнойкомпетентности во взаимодействии с подростками.
По мнению ПахальянВ.Э. основной смысл профилактической работы с родителями заключается вследующем [1]:
• знакомитьродителей с основными закономерностями и условиями
полноценногопсихического развития;
• популяризироватьи разъяснять психологическую информацию (достижения в области психологии, любыематериалы, имеющие отношение к психологии и ставшие предметом внимания людей);
• формировать иподдерживать у родителей потребность в психологических знаниях, желаниеиспользовать их в работе и общении или в интересах развития собственнойличности;
• знакомитьродителей с основами самопознания, саморазвития,
саморегуляции;
• помогатьучастникам педагогического процесса понимать сущность работы психолога иосознавать необходимость Службы практической психологии в образовании.
Работа с родительской общественностью осуществляетсяпоэтапно:
· диагностический этап –диагностика семей, изучение их потребностей и запросов;
· основной этап – проведениемероприятий для родителей и совместно с ними;
· рефлексивно-аналитический –подведение итогов, анализ полученных результатов;
· методический — распространениепозитивного опыта работы с родителями.
Напервом этапе для формирования группы родителей оченьважнымявляется индивидуальный подход. Родители детей иподростков группы риска уже, как правило, имеют опыт негативного взаимодействияс педагогами, поэтому часто избегают общения, либо маскируют свою неуверенностьи проблемы за агрессией, равнодушием. В этой ситуации педагогам приходитсяделать шаги в сторону налаживания контакта, восстановления доверия ивзаимопонимания. Учет индивидуальных особенностей родителя,доступный способ подачи материала при непосредственном общении или во времяпроведения мероприятий, создание доверительных отношений способствуют активномуучастию родителей в работе. Проведение опроса родителей, изучение особенностейсемьи, ориентация на потребности, запросы родителей создают атмосферузаинтересованности у родителей, мотивируют на эффективную групповую работу.Несомненную помощь в формировании родительских групп оказывают классныеруководители, которые предоставляют сведения о проблемных учениках и ихродителях. Через дистанционную форму оповещения (телефон, социальные сети) родителиузнают о просветительских мероприятиях, о том, в чем ценность данной информациии как ее можно использовать в выстраивании детско-родительских отношений.
Второй этап — информационно-просветительскаяработа для родителей подростков с девиантным поведением. Ее целью являетсяпредупреждение возможных нарушений в семейном воспитании, повышениекоммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками, формированиепотребности в психологических знаниях, желание обсуждать с детьми все спорные иконфликтные ситуации.
Родителизнакомятся с теми формами семейного воспитания, которые могут приводить кнегативным отклонениям в поведении подростков.
Данная работа с родителямиреализуется через следующие формы работы: [2]:
· Лекции (на родительских собраниях).
· Тренинги.
· Индивидуальное консультирование попроблеме.
· Семинары и диспуты.
· Круглые столы.
· Дистанционная работа.
· Индивидуальная работа.
Напервой лекции родителям выбирают список тем, которые им наиболее интересные.Все лекции психологической тематики проводятся в интерактивной форме, сиспользованием диалогового режима обмена информацией, как, например,экспресс-тестирование, участие в демонстрациях, упражнениях, мозговом штурме.Наиболее удобная форма работы для родителей — комбинированные занятия: сначалачитается лекция на определенную тему, а затем проводится практическое занятие.Комбинированные занятия проводятся раз в месяц (по 1,5—2 часа). По завершенииданных занятий родители получают рекомендациями по взаимодействию с ребенком ввиде брошюр, памяток.
Тематикалекториев:
Стили семейноговоспитания»;
«Спорные иконфликтные ситуации с подростками»;
«Коммуникативнаякомпетентность родителей в общении с подростками».
«Техникиэффективного общения».
Входе тренинговой работы родители получают знания и навыки по формированию техили иных умений у ребенка. Многие взрослые достаточно хорошо осознаютнедостатки своего воспитания, но часто им не хватает элементарнойпсихологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейныхситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, глазамидругих, и тем самым как бы объективировать свое поведение. Родители начинаютосознавать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатомосознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» отсвоих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка иродителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовойинформации.
Примеры тем тренингов для родителей:
• «Сознательное родительство».Тренинг родительской компетентности. Технологии общения, эмоциональнойсаморегуляции, конструктивного решения конфликтных ситуаций во взаимодействииродителей с детьми.
• «Антистресс для всей семьи».Тренинг эмоциональной регуляции. Эффективные приемы самопомощи и развитияпсихологической устойчивости.
Круглый стол — этометод, который не только позволяет создать проблемную ситуацию у родителей, нои дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать. Круглый столдает возможность родителям не только получить полезную информацию иосознать собственную родительскую позицию, но и сравнить ее с позициями другихродителей. Принципиальным аспектом круглого стола является обязательноеприсутствие классного руководителя, который тоже является участникомобсуждения. Итогом круглого стола является совместное формулирование общихвыводов по обсуждаемойпроблеме. Активные методы: диспут, ролевая игра с элементами тренинга совместно сдетьми позволяют родителям обучаться способам оптимизации взаимодействия сдетьми.
Еще одним видомпросветительской работы является индивидуальное просвещение родителя поопределенным проблемам, затрагивающим конкретно его ребенка. Подобный вид просвещенияиспользуется как по запросу родителя, так и по инициативе школьного психологаили педагога.
Наиболеедоступными для восприятия родителями в просветительской работе являютсяразличные наглядные материалы — памятки, видеозаписи и т.д. Оправдавшейсебя формой работы с родителями, стало оформление стендов, уголков дляродителей. Информация, помещенная на стендах, позволяет родителям познакомиться с кризисными периодами в развитии детей, соспособами преодоления негативных эмоций у детей и взрослых.
Также впомощь родителям выдается рекомендательный списоклитературы для самостоятельного ознакомления. (Приложение 1) [5].
Помимо очнойформы, в современных условиях рабочей загруженности родителей возникаетнеобходимость и дистанционных способов просвещения. Такими способами выступаютпубликации и рассылки в соц. сетях, мессенджерах (vk, facebook, whatsapp,одноклассники и т.д.), тестовые и видео блоги.
В просветительскойработе посредством кейсов наиболее ценными ситуациями для разбора являются ситуации,предложенные самими родителями, при этом не стоит привязывать ситуацию кконкретному родителю, можно продумать форму анонимного предложения родителямиситуаций для разбора. Помимо кейсов, предложенных самими родителями, педагогможет представить для разбора потенциально возможные ситуации, взятые изсобственной профессиональной практики, практики коллег, а также изпрофессиональной и художественной литературы, из различных культурныхисточников. Оптимальными для работы с кейсами являются короткометражные фильмы,отображающие те или иные формы девиантного поведения, а также эпизоды изполнометражных фильмов.
Работа показала,что наиболее эффективным в психолого-педагогическом просвещении родителейвыступают дифференцированные беседы теоретического и практического направления,разборконкретных ситуаций с последующим подробным анализом.
Третий этап сродителями ориентирован на то, что в результате реализации просветительскойработы произойдут положительные (ожидаемые) изменения в сторону желаемогоповедения, состояния, отношения, восприятия и т.д.
В систему оценкиэффективности реализуемых мероприятий обязательно
входит обратная связь по результатамучастия, прежде всего от родителей, но также и педагогов, и детей:
• активностьродителей: запрос на индивидуальное консультирование, заявки на дополнительныемероприятия, посвященные конкретным проблемам и на актуальные для родителейтемы, обращение родителей за помощью как к специалистам школы, в т.ч. заполучением информации о территориальных или сетевых ресурсах помощи, так и квнешним специалистам,
• отзывы,включающие шкалированную оценку родителями степени их
удовлетворенностисодержанием программ, организацией и качеством их проведения, доступностью ипрактической полезностью, а также информацию о том, какие изменения в их жизнипроизошли в результате участия в таких программах, пожелания и запросы.
Как показываютисследования, уровень психологической грамотности родителей оказываетсущественное влияние на развитие социальнозначимых личностных характеристикподростков и их поведение, а также на характер отношения подростков к себе иродителям.
Исследования показали положительнуюдинамику эмоционального состояния подростков контрольной группы, чьиродители были участниками тренинга.
Работа с родителями показала следующие результаты (со слов и по результатам анкеты):
· участники отметилиэффективность группового взаимодействия и диалогового общения с психологом впроцессе интерактивных форм работы, активного слушания;
· родители (опекуны) научилисьобращать внимание на психологические особенности своих детей, учитывать этиособенности в разрешении конфликтов;
· участники занятий развилиумение грамотно эмоционально и рационально реагировать на конфликтныеситуации;
· родители приобрели навыкипонимания проблем своих подростков через решение собственных внутриличностных конфликтов.
Четвертыйэтап предполагает информирование заинтересованных в воспитании подрастающегопоколения специалистов о результатах работы с родителями.
Достигнутые положительныерезультаты позволяют использовать данную модель сопровождения родителей другимиобщеобразовательными учреждениями.
Литература:
1. Пахальян В.Э. Психологическое просвещениев работе практического психолога: трудности и ресурсы эффективности[Электронный ресурс] // Психология и школа 2012, № 3. URL: https://goo.gl/Zi9ZkC.
2. Практическая психология образования :учебное пособие / ред. И.В. Дубровина. – 4-е издание, переработанное идополненное. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 592 с.
3. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. — М., 1988.
4. Сухомлинский В.А. Каквоспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания).Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская . — М.: Педагогика 1990. —288 с.
5. https://psyjournals.ru/files/98653/devbehprevention2018.pdf
Приложение 1.
Что почитать Родителям:
1)Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2008.
Самоназвание книги уже говорит за себя. Как можно и нужно общаться с неуправляемымребенком, чтобы он слушался? Как общаться с разгневанным или чем-торасстроенным ребёнком? Как общаться с людьми в принципе? Эта работа сталаклассическим трудом по воспитанию детей и помогла найти общий язык с ребёнкомуже не одному поколению родителей.
2)Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. / Ирина Млодик.(Родительская библиотека). — М.: Генезис, 2009. 3-е изд. — 232 с.
Этакнига — не руководство по эксплуатации прибора под названием «ребенок», эторазмышления и наблюдения опытного психолога, работающего со взрослыми и детьми,чьи судьбы, истории и примеры могут помочь каждому, кто хочет выраститьсчастливого человека, творящего собственную судьбу, она о том, как невоспитывать, а жить любя.
3)Как любить ребёнка / Януш Корчак. Издательство «Книга», 1980.
Нетолько поляки чтут выбор своего бессмертного учителя не бросать своихподопечных до самого конца. Его имя внесено в святцы и мировой педагогики, иэлементарной человеческой порядочности. И именно в его устах, под его пером ввысшей степени правомерно звучит дидактическое, даже назидательное наставление:как любить детей.
4)Воспитание без стресса / Марвин Маршалл. Издательство «Эксмо». 2013.
Воспитаниедетей – это навык. И, как любой другой навык, требует освоения. Книга всемирноизвестного эксперта по воспитанию доктора Марвина Маршалла преобразитродительскую жизнь. Она расскажет о том, как вырастить детей успешными,самостоятельными и ответственными, не прибегая при этом к подкупам, угрозам илинаказаниям. Стр.98 Приложение 3. Памятка для родителей «Кризисные ситуации вжизни подростка — как пережить их вместе»
5)Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / под ред. Вихристюк О.В., –М.: МГППУ, 2013 – 67 с.
Вкниге в доступной форме представлены научно-практические наработки, связанные сособенностями суицидального поведения современных подростков и молодежи;описаны факторы, симптомы суицидального поведения подростков. Книга содержитрекомендации родителям, на что в поведении ребенка стоит особо обращатьвнимание, как подготовиться и побеседовать с подростком на тему жизни и смерти,смысла жизни, куда, в случае необходимости, стоит обратиться за помощьюспециалистов.