X-PDF

Статья: Роль учителя математики в реализации требований ФГОС ООО

Поделиться статьей

Роль учителя математики в реализации требованийФГОС ООО

Роль учителя по-разному определялась в каждуюконкретно-историческую эпоху в соответствии с принятыми в то времяпедагогическими концепциями. Педагоги гуманистического направления, к которым относилисьЯ. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, К. Д.Ушинский рассматривали учителя как носителя и транслятора культурных ценностеймолодым поколениям. При этом провозглашались принципы уважения к личностиобучаемого, диалога как основной формы обучения, доверия и эмоциональнойблизости между педагогом и учеником. Роль учителя — это «совокупностьнормативно одобренных предписаний (требований), предъявляемых кпрофессиональному поведению педагогического работника, которое контролируетсяпредставлением его самого и окружающих об этой роли, о необходимых действиях вконкретной педагогической ситуации»

Еще вчера, учитель вместе со стабильным учеником и дополнительнойлитературой были главными источниками знаний. Слово учителя, словнонеотвратимый закон, было истиной в последней инстанции.

Сегодня мы живем в иных условиях, когда инновационные процессыдиктуют необходимость воспитания динамичного человека, стремящегося жить вновых, непрерывно меняющихся условиях.

Поэтому личность педагога очень важна. Так как именно учительявляется ключевой фигурой современной школы при реализации ФГОС. И от егоготовности воплощать идеи, заложенные в ФГОС, как в личностном, так и впрофессиональном плане зависит очень многое

Уместно вспомнить слова замечательного педагога — новатораВ.А. Сухомлинского, который говорил: «Детство – важнейший периодчеловеческой жизни. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, чтовошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степенизависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

Это действительно так. Я считаю, что для работы учителем надоиметь призвание. Надо любить свою профессию, учеников, принимать их такими,какие они есть, с их трудностями и переживаниями. Быть всесторонне развитымчеловеком — профессионалом в своей области, постоянно находиться в поиске,обогащая опыт и повышая компетентность.

Ведь учитель современной школы осуществляет самые различныефункции. Он является источником знаний для обучающихся как во время уроков, таки во внеурочной деятельности, обеспечивает охрану жизни и укрепляет здоровьедетей, выполняет управленческую функцию, организует образовательнуюдеятельность обучающихся, создает педагогические условия для успешногообучения, развития и воспитания детей. Осуществляет педагогическое просвещениеродителей, выполняет функцию классного руководителя, осуществляя, такимобразом, связь между семьей и школой. Учитель играет значительную роль вформировании нового, информационного типа общества, поэтому он должен являтьсяпримером в постоянном стремлении к обновлению знаний, в овладении передовымитехнологиями, развитии своего творческого, гуманитарного мышления. «Будучиодним из лучших представителей российской интеллигенции, учитель долженсовмещать в себе не только глубокие знания и профессионализм в областипреподаваемого предмета, но и нравственную чистоту, высокую общую культуру,социальную толерантность, выдержанность в поведении и суждениях». Учительдолжен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только овладениеновым содержанием, новыми методами работы, но и осознание своего места в новомучебном процессе.

Успех педагогической деятельности во многом зависит от соблюденияучителем этических принципов. Этическая культура педагога способствует установлениюпсихологической совместимости учителя с учениками. Учитель, как никто другойдолжен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей —ведь различным проявлением своих эмоций, отношением к людям он передает ребятамподлинную науку высоконравственного поведения.

В условиях введения обновленного стандарта ООО  у учителяпоявились новые роли:

– учитель-консультант, он помогает ребенку найти пути решенияпроблемы;

– учитель-модератор, он раскрывает потенциальные творческиевозможности ученика и его способностей;

– учитель-тьютор, он осуществляет педагогическое сопровождениеученика;

– учитель-психолог, он учитывает в своей работе возрастные ииндивидуальные психологические особенности ребенка.

В учебном процессе учитель чаще организует индивидуальные игрупповые формы работы, систематически обучает детей оценивать свою готовностьобнаруживать незнание, находить причины затруднений, использует разнообразныеформы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся, а такженовые технологии; стремиться оценивать реальный рост каждого ученика, поощряети поддерживает минимальные успехи, планирует метапредметные и предметные задачиурока, а также учит детей вести диалог и задавать вопросы и многое другое,находясь уже в новых субъект-субъектных отношениях с учеником, в то время какраньше были субъект-объектные отношения.

Чем выше обученность, тем быстрее и легче человек приобретаетновые знания, тем свободнее оперирует ими в относительно новых условиях, темвыше и темп его умственного развития.

Повышение качества образования на сегодняшний день – самая главнаязадача в современной школе.

Математика — довольно сложный предмет, но в школьном курсе еёпридется пройти абсолютно всем. И в итоге сдать выпускной экзамен. В результатемы должны будем получить выпускника, умеющего самостоятельно получать знания,анализировать ситуацию, делать выводы, находить решения для различных задач илирешать проблему, которую он ещё не решал.

А для достижения такого результата необходимо:

— заинтересовать школьника к изучению предмета;

 применять индивидуально-дифференцированный подход кобучению;

осуществлять строгий контроль знаний.

Интерес к предмету начинается с интересного запоминающегося урока.В своей практике я использую нетрадиционные формы уроков: Математический КВН,Математический Парк развлечений, Интеллектуальные игры, участвуем в олимпиадахразличного уровня.

Но невозможно каждый день создавать праздник, поэтому в помощьучителю  задания различных уровней сложности, которыезаинтересуют каждого ученика. (В силу сложившихся обстоятельств, мне пришлосьперейти в коррекционную школу и работать с особенными детьми.)

В зависимости от характера взаимодействия учителя и ученика можноусловно выделить несколько уровней.

1-й уровень несамостоятельная (обычная) активность — восприятиеучеником объяснения учителя, усвоение образца, выполнение учеником работвоспроизводящего характера.

2-й уровень — частичная самостоятельная активность —характеризуется применением знаний в новых условиях. Ученик принимает участие впоиске способа решения поставленной задачи.

3-й уровень — самостоятельная активность — предусматривает решениезадач репродуктивно-поискового типа. Ученик сам работает по тексту учебника,применяет прежние знания в новой ситуации, контролирует, решает задачи среднегоуровня сложности.

4-й уровень — творческая активность — предполагает выполнениесамостоятельных работ, требующих воображения, логического анализа и догадки,нахождения нового способа решения, самостоятельных выводов и обобщений.

Вариативные задания позволяют осмысливать учебный материал;закреплять полученные знания; формировать и развивать качества, необходимые длятворческой исследовательской деятельности; приобретать опыт применения знаний вновой ситуации.

Когда ребенку удается самостоятельно выполнить даже несложноезадание, у него, как говорят, «расправляются крылья» и появляется желаниепознать что-то новое.

Опыт работы показал, что 1 уровень активности проявляют — 50%ребят основных классов, 2 и 3 уровень — по 20%, 4 уровень — 5%.

Для успешного осуществления образовательного процесса всёактуальнее становится аналитический контроль его текущего состояния ирезультата.

Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшенияэффективности учебного процесса является мониторинг.

Для учителя – это анализ своего труда, его результатов иэффективности.

Для учащихся – это объективный взгляд на собственную деятельностьи ее результаты.

Система мониторинга состоит из двух компонентов: базового итематического.

Базовый мониторинг это входные, промежуточные и итоговыеконтрольные работы.

Тематический контроль знаний осуществляется на каждом уроке в видеустного опроса, взаимоконтроля, математических диктантов, самостоятельных иконтрольных работ. В своей работе я применяю совместные уроки обучающихся, кпримеру, 5 и 6 основных классов. Шестиклассники готовят для пятиклассниковзадания и вопросы по пройденной теме, что позволяет старшеклассникам –вспомнить пройденный материал, а младшим ученикам закрепить знания. На этихуроках старшеклассники выступают в роли наставников, они строго оцениваютзнания, совместно анализируют допущенные ошибки, находят различные способырешения, при необходимости объясняют материал. Начиная с 5 класса, ребятаучатся комментировать ход своих мыслей, особенно при решении текстовых задач.

На мой взгляд, для того, чтобы ученики показывали достойныерезультаты необходимо:

1. На изучение темы отводить полное количество запланированныхчасов. Однако болезни, поездки в санатории и реабилитационные центры, а такжедругие незапланированные мероприятия, влекут сокращение часов на изучениеконкретной темы, что сказывается на качестве изучаемого материала. Пробелы визучении конкретной темы, в силу специфики предмета, скажутся на качествезнаний в будущем.

2. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.К сожалению, наши ученики, имея одну здоровую руку, большим трудом осваиваютчертежные навыки. Домашнее задание должно быть посильным для ребенка, чтоспособствует развитию познавательного интереса к предмету. Желательно, чтобыдомашние задания выполнялись детьми самостоятельно, без помощи воспитателей ииспользования готовых домашних заданий, которые ребята зачастую бездумнопереписывают.

3. Для владения информацией об уровне усвоения материаланеобходимо регулярно осуществлять обратную связь.

Практически на каждом уроке провожу небольшую самостоятельнуюработу, математический диктант или тест для проверки качества усвоенияматериала. Очень эффективна в начале каждого урока, 3-5 минутная устная работана доске, которая позволяет вспомнить и закрепить пройденный материал. Поитогам проверочных работ определяется индивидуальный подход к каждому ученику.

4. Наряду с дифференцированным подходом также необходимареализация на уроках математики системно-деятельностного подхода.

Более качественно усвоить изученный материал позволяет знаниеучениками формул, правил, свойств, умение их применять при решении задач.

Большую роль для наших детей также играет наглядность (надоувидеть, потрогать, ощутить).

5. Необходимо формировать ответственное отношение к предмету. Завремя обучения в школе у ученика должен сформироваться «список» требованийучителя по подготовке к урокам математики.

6.Не менее важна профессиональная компетентность учителя, егонастрой на совместную с детьми работу. Умение замечать не только промахи детей,а чаще обращать внимание на их победы. Умение учителя так организовать урок,чтобы изучаемый материал стал доступен детям. В силу заболеваний, сопутствующихДЦП, моим ученикам бывает сложно самостоятельно осваивать изложенный в учебникематериал, так как учебники не адаптированы для наших детей, поэтому приходитсяподбирать для уроков более доступные задания, постепенно усложняя их. Ежегодноразрабатываю адаптированные рабочие программы различных уровней и специальныерабочие программы развития жизненных компетенций обучающихся.

7. Важным условием достижения предметных результатов являетсятесное взаимодействие всех участников образовательных отношений: ученик – учитель– администрация – родители. Здесь часто возникают недопонимания, которые могутповлечь за собой негативные последствия.

Одной из первых проблем, с которыми сталкиваются учителя основнойи начальной школы, да и ученики тоже — это проблема преемственности.

Как показывает практика, у учащихся основных 5 классов резкоснижается показатель качества знаний по математике. Такая ситуация складываетсяне в отдельно взятой школе, а во всех школах. Период адаптации при переходе отодного учителя к целой команде учителей проходит довольно сложно.

Возникают проблемные моменты в усвоении нового материала. Такаяситуация требует от учителя-предметника более внимательного отношения к детям.

Поэтому в нашей школе учителя-предметники и учителя начальныхклассов работают единой командой. Посещают уроки коллег, обмениваясь опытом.Ведь каждому из нас есть чем поделиться. Проводим тематические семинары,консультации, совместно решаем возникающие вопросы. Оказываем методическуюпомощь и взаимопомощь.

Такие формы взаимодействия помогают учителю повысить свойпрофессиональный уровень. А все это обязательно скажется на результатахучеников.

И ещё несколько слов хочу сказать о работе во вспомогательныхклассах.

Основное направление работы в этих классах – развитие иформирование жизненных компетенций.

Помимо решения примеров, мы с ребятами сами придумываем задачи изжизни, ходим понарошку в магазин, покупаем продукты, на калькулятореподсчитываем стоимость приобретенного товара, рассчитываемся за товар иполучаем сдачу. На урок я приношу настоящие деньги.

Измеряем вес, рост, объем головы, груди и определяем по ним размеродежды. Прикидываем, что можно купить на 50, 100, 500 и 1000 рублей, из чегосварить борщ и как испечь блины. Пытаемся определять время по электронным часами основные жизненные моменты, соответствующие какому-либо определенному времени(ложимся спать, встаем, завтракаем, находимся на занятиях и т.д.). Детям такиеуроки очень нравятся.

Когда я писала эссе, я вспомнила своего двухлетнего внука, которыйв одной руке держал сломавшуюся игрушку, а другую приложил к затылку. Яспросила у него:

-Что у тебя в голове?

Посмотрев на меня удивленно, он ответил:

-Ум!

-А что ты делаешь?

-Думаю.

Задача учителя научить ребят думать, решать задачи, непо шаблону, а находить свои пути решения и учиться самостоятельно решатьвозникающие проблемы.

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей