Предмет: «Основырелигиозной культуры и светской этики»
Эссе
«Символы иудаизма»
Выполнила:
Чхаидзе Нана Тамиловна
2023 г.
Оглавление
1.Введение …………………………………………………3
2.Главные символы иудаизма ……………………………………………………4
3.Заключение ………………………………………………………………………8
4.Список используемых источников ……………………………………………8
..
Введение
Иудаизм – самая древняя религия изсуществующих в настоящее время, зародившаяся у еврейского народа во 2-мтысячелетии до н.э. Важнейшой темой Иудаизма является пророчество о пришествии Мессии. Мессия — это спаситель, который придет, чтобы свершить праведный суд,воздать людям по их заслугам. Согласно вероучению иудаизма, «в дни мессии» мирбудет обновлен. Но иудаизм — не только этическая система, он включает в себярелигиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы.
Термин «иудаизм» происходит отгреческого ioudaismos, введенного вупотребление грекоязычными евреями ок. 100 до н.э., чтобыотличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова- Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное -Иудейское — царство со столицей в Иерусалиме.
Иудаизм подразумевает веру вединственного Бога и реальное воздействие этой веры на жизнь. Но иудаизм — нетолько этическая система, он включает в себя религиозные, исторические,обрядовые и национальные элементы. Нравственное поведение должно сочетаться сверой в то, что добродетель «прославляет единого Бога». Главным обоснованиемключевых верований и практики иудаизма служит история еврейского народа.
Эволюция иудаизма непрерывна, иподобно другим религиям иудаизм изменялся и развивался, освобождаясь от многихстарых элементов и воспринимая новые принципы и нормы в соответствии сменяющимися условиями.
Главные символыиудаизма
В иврите слово «символ» означает «ot» что в раннем иудаизме, обозначал не только знак, но ивидимый религиозный знак связи между Богом и человеком.
Тора – Основная книга, котораяполучена Моисеем на горе Синай ; это событие означало рождение народа Израилякак нации , обладающей определенной целью. Моисей получил от Творца не толькозаповеди, но и Тору. Книга содержит учения Бога о морали, Его воззрение намир. Тора-это учение и наследие, данное Богом евреям и миру. Письменная Торавключает в себя Пятикнижие Моще, книги Пророков и Писания (Квутим).
Звезда Давида – эмблема в форме шестиконечной звезды, вкоторой два равносторонних треугольника наложены друг на друга – верхний концомвверх, нижний концом вниз, образуя структуру из шести равностороннихтреугольников, присоединенных к сторонам шестиугольника.
Звезда Давида изображена на флагегосударства Израиль и является одним из основных его символов.
Согласно легенде, этот символ былизображен на щитах воинов царя Давида. Другой его вариант, пятиконечная звезда,пентаграмма, известен под именем «печать Соломона». Она символизирует, в первуюочередь, абсолютный закон аналогии, выражаемый мистической формулой: «То, чтовнизу, подобно тому, что вверху».
Печать Соломона – это такжесимвол эволюции человека: надо научиться не только брать, но и давать,поглощать и излучать одновременно, излучать – для Земли, воспринимать – отНеба. Мы получаем и наполняемся, только когда отдаем другим. Это совершенныйсоюз духа и материи в человеке. Тем не менее, предположение о связи этогосимвола с именем царя Давида, как и пятиконечной звезды с именем царя Соломона,по всей вероятности, возникли только в позднем средневековье.
Звезда Давида является универсальнымсимволом, многие видят в нем лилию с шестью лепестками, которая в Песни Песнейсимволизировала израильский народ, или подпись самого царя Давида. Вот наиболеераспространенное объяснение этого знака: он представляет собой соединение исочетание мужского (треугольник, направленный кверху) и женского (треугольник,направленный книзу) начал. В древности же считалось, что маген Давидолицетворяет все четыре стихии: треугольник, обращенный вверх, символизируетогонь и воздух, в то время как другой, обращенный вниз, символизирует воду иземлю. Существует и еще одно объяснение: шестиконечная звезда Давидасимволизирует Божественное управление всем миром: землей, небом и четырьмясторонами света – севером, югом, востоком и западом. Интересно, что на ивритеслова «маген Давид» состоят также из шести букв. Известно, что маген Давидимеет 12 ребер, что соответствует 12 коленам Израиля, над которыми царствовалДавид и которые будут восстановлены с приходом Мессии, прямого наследника царяДавида.
Менора- букв«светильник») –золотой семиствольный светильник(семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во времяскитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском Храме, вплоть доразрушения Второго Храма. Считается, что менора была создана чудеснымобразом Самим Всевышним, поскольку люди, даже получив указания от Бога, несмогли сделать этот предмет самостоятельно.
В современном мире ее изображениеявляется наиболее распространенной национальной и религиозной еврейскойэмблемой. Менора изображена и на гербе государства Израиль.
Менора символизирует собой семьзаповедей и семьдесят народов мира. В иудейскойтрадиции менора представляет собой мудрость Торы и олицетворяетинтеллект.
По преданию, менора изХрама была сделана из единого куска золота, что символизировало единствоТворца. Золото, из которого она отливалась, должно было быть чистым, безпримесей.
Семьветвей меноры указывают на семь заповедей, данных народам мира черезНоя: запрет идолопоклонства – вера в единого Бога, запрет богохульства –почитание Бога, запрет убийства – уважение к человеческой жизни, запретпрелюбодеяния – уважение к семье, запрет воровства – уважение к имуществуближнего, запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живогоживотного, – уважение к живым существам, обязанность создать справедливуюсудебную систему.
На меноре двадцать двечашечки, соответствующие двадцати двум буквам библейского языка, из которыхсостоит Тора и которыми был сотворен весь мир. И наконец, следуя указанию,переданному через пророка Моисея, царь Соломон установил в Храмедесять менор. Таким образом, всего в Храме было семьдесят огней (посколькуу каждой меноры семь ветвей). Они символизировали семьдесят народовмира, обязанных выполнять семь законов Ноя.
Также менору часто сравниваютс перевернутым деревом жизни, укоренившимся на небесах.
Число 7 в еврейской культуреобозначает разнообразие и гармонию естественных сил мироздания. Это полнота изаконченность, проявившиеся в семи днях творения.Огонь семисвечника также служил символом того, что миру недостаточноБожественного света «сверху», нужен еще «свет снизу», создаваемый человеком.Человек не должен удовольствоваться тем светом, той духовностью, мудростью исвятостью, которые Всевышний ниспосылает миру, он должен обязательно добавлятьк этому свою собственную мудрость и святость. Человек мог бы сказать: «Что моямудрость и святость по сравнению с мудростью и святостью Всевышнего? Разве могуя улучшить то, что создал Бог?» Но Всевышний для того и дал людям заповедьзажигать менору, чтобы они знали: весь свет солнца, луны и звезд, весьдуховный свет Божественной гармонии, существующей в мире, не исключаетнеобходимости его исправления. Однако исправить мир может только человек, когдаон добавляет в мир свет, и символ этого – зажигание меноры. И это«небольшое» исправление может повлиять на мир существенным образом.
Стена Плача, или ЗападнаяСтена (ивр. ha-Котель ha-Маарави) – часть (длиной485 м) подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме, уцелевшая послеразрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э.
Стена Плача является одним из самыхсвятых для евреев местом. Уже в первые века после разрушения Иерусалимскогохрама она стала местом для молитвы, где евреи оплакивают разрушение Храма имолят Бога о возрождении народа Израиля в его стране; местом, символизирующимбылое величие Израиля и упование на его будущее. Религиозные евреи всего мирамолятся в сторону Израиля, евреи в Израиле молятся в сторону Иерусалима, аевреи в Иерусалиме молятся в сторону Стены Плача.
Возле Стены Плача всегда можноувидеть множество молящихся. К Стене Плача приходят множество евреев как изсамого Израиля, так и из стран диаспоры. Обычаем миллионов иудеев всего мирастало вкладывать записки между камнями Стены Плача. На них пишут просьбы ониспослании здоровья, достатка, удачи, записки с именами любимых и близких.
Впервые эта традиция была упомянута вкниге «Падэ Авраам». Книга приводит рассказ о том, как великий еврейскиймудрец и знаток Каббалы Раби Хаим Бен Атар написал запискус просьбой о ниспослании достатка своему ученику и повелел этому ученикувложить ее в Западную Стену Храма. Знатоки утверждают, чтоучеником Раби Хаима Бен Атара был другой мудрец, известныйкак Хида. Последнему вскоре улыбнулась удача.
После 1967 года, когда Иерусалим былприсоединен к Израилю, сложились и получили широкое распространение традиции,связанные со Стеной Плача. Здесь многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста(бар-мицва), впервые вызываются к чтению Торы, приносят присягу новобранцыотборных боевых частей еврейской армии, проводятся торжественные церемонии вДень независимости Израиля и в День освобождения Иерусалима.
Заключение
Иудаизм как религия являетсясоставной частью современной государственной политики, она не отделена от государстваи играет важную роль в сферах общественной и личной жизни – от рождениячеловека до его похорон. Иудаизм сыграл значительную роль в самосохраненииевреев как этноса. Национальное и религиозное в душе верующего иудея совпадали,а отход от иудаизма означал выход из еврейства, что для воспитанных столетиямикорпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть: наложение херема -отлучения от синагоги и от еврейства — рассматривалось как самое страшноенаказание.
Представленные символы иудаизмахарактерны только для данной религии. Они индивидуальны и оригинальны. Данныесимволы раскрывают особенности жизни и веры иудеев.
Списокиспользуемых источников:
1.https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=808893
2. Вихнович В. Л. Иудаизм. — СПб.: Академия исследованиякультуры, 2010. — 224 с.
3.Кармель Арье. Иудаизм – еврейский образ жизни.Иерусалим: 1994.-348с.
4. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие длястудентов гуманитарных
вузов. М: Фаир-Пресс 1998.-223с.
5.У.Курганова «Иудаизм»
6.https://ru.wikipedia.org/wiki/Тора