X-PDF

Статья Система художественно-эстетического воспитания обучающихся

Поделиться статьей

 «Система художественно – эстетическоговоспитания обучающихся»

 

         Художественно-эстетическое воспитание в ОКОУ «Обоянская школа-интернат» является не только одним из направлений воспитательной работы,но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. Присоздании надлежащих педагогических условий, обучающиеся с нарушениеминтеллекта, способны достаточно продвинуться в своём эстетическом развитии. Уних формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению кобъектам эстетического восприятия, способность замечать и оценивать прекрасное.Многие дети способны овладеть элементами художественного творчества, освоитьпростейшие навыки и умения создавать красивое. Художественно-эстетическоевоспитание значительно осложняется в силу присущих данной категории детей сограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной,речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Вследствие этого работа похудожественно-эстетическому воспитанию в школе-интернате имеет определеннуюспецифику, обусловленную нарушениями психофизического развития воспитанников, итребует специальной организации, предусматривающей: рациональное использованиеразнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания,отвечающих возможностям обучающихся; коррекционно-направленный характер всехучебно-воспитательных мероприятий. Переоценить значение творчества дляпсихологического здоровья детей невозможно. Занятия разными видамихудожественного творчества, как показывает практика, развивают когнитивныеспособности ребёнка, активизируют интеллектуальную деятельность, корригируетэмоционально-волевую сферу. Ребёнок учится образно мыслить, развиваетвоображение, тренирует внимание и память, развивает речь. И всё это винтересной деятельности, без слёз, упрёков и обид. Большое значение восуществлении данного процесса имеет искусство. Адаптационные возможности искусствапо отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья связаны с тем,что оно является источником новых позитивных переживаний, содействуетреализации его креативных потребностей, предоставляет ему неограниченныевозможности самовыражения и самореализации,  как в процессе творчества, так и впроцессе познания своего «Я». Создание ребенком продуктов художественнойдеятельности облегчает процесс его коммуникации и установления отношений сокружающими.

Занимаясьхудожественно-эстетическим воспитанием детей, мы формируем у них позитивноеотношение к миру. Благодаря этому, дети с ограниченными возможностями здоровья,которые живут и воспитываются в нашей школе-интернате, испытывают радость иобретают уверенность в собственных силах, что врачует лучше любого лекарства.Тонкий, отзывчивый человек не появляется сам собой. Воспитать ребенка таким,развить в нём культуру чувств, наполнить жизнь его радостью – важнейшая задача,стоящая перед учителями и воспитателями школы-интерната.

Какиеже задачи преследует художественно-эстетическое воспитание:

— способствоватькоррекции дефектов физического и психического развития обучающихся;

— формироватьу обучающихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое вискусстве, природе, повседневной жизни;

— развиватьи совершенствовать эмоциональную сферу обучающихся, вызывать у них эстетическиечувства и переживания.

    На основе задач разрабатываются содержание и методика эстетического воспитания.

    Можно выделить следующие группы методов эстетического воспитания:

-методы, направленные на формирование эстетической восприимчивости окружающейдействительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них,эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений (восприятие инаблюдение за окружающими предметами и явлениями, рассматривание илипрослушивание произведений искусства, сравнение или сопоставление их);

-методы, направленные на формирование элементов эстетического сознания (беседы,рассказы, экскурсии, прогулки с наблюдениями, игра).

    Важным условием реализации системы художественно-эстетического воспитания внашем учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды.Так как у нас дети не только учатся, но и живут, отдыхают, проводят большуючасть времени, мы тщательно продумываем оформление коридоров, классных комнат,мастерских, столовой, актового зала,  спален. Особые требования предъявляем квиду школьного двора, спортивной площадки. Главное условие эстетическоговоздействия – чистота, простор, свет.

     Продумана цветовая отделка всех помещений в школе, декоративное оформление,освещение. Уют и красоту им придают картины из природных материалов.

    Проведено озеленение школы и участка, в художественном оформлении школы-интернатаприсутствуют комнатные цветы. Их очень много и в классах, и в коридорах, и встоловой. Дети заботливо ухаживают за ними.

 

    Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видетькрасоту, беречь её, ценить. Поэтому учитель и воспитатель должен обращать ихвнимание на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины,поощрять попытки самих обучающихся украсить комнату.
Всему этому надо учить постепенно. Например, наблюдая вместе с детьми заработой тех. работника, воспитатель подводит их к выводу, что она не толькоследит за чистотой, но и создаёт уют в комнате. Хорошо убранное, сверкающеечистотой помещение становится красивым. И дети сами постепенно привыкаютподдерживать чистоту и порядок сначала при помощи взрослых, затем по ихнапоминанию, а в старших классах уже самостоятельно.

    Учителя и воспитатели проводят беседы, творческие часы, где дети изготавливаютразличные поделки из разного материала, рисуют красками, карандашами ифломастерами.

Этизанятия требуют большей раскованности обучающихся, возможности свободнопроявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность. Обсуждая близкие имтемы (о семье, о друзьях, о природе и другие) в непринужденной обстановке детиучатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, проявлятьсвоё творчество.

    Наряду с традиционными формами воспитательной работы, используются активныеформы (методы), такие как вечера-встречи, праздники, разнообразные игры,мастер-классы, творческие мастерские, выставки, вечера полезных советов и т.д.

    Участие детей  в общешкольных мероприятиях, способствует воспитанию у нихнравственных качеств личности: любви к Родине, уважительного отношения друг кдругу. Участие в праздниках – это не только воспитание ребенка через искусство,но и прежде всего лечение его души: укрепление духовных сил, гармонизацияпсихо-эмоционального состояния. Ведь не секрет, что большинство детей,обучающихся в школе, далеки от мира искусства, живущие зачастую в проблемных иасоциальных семьях, ограничены домом, двором, улицей.

      Средствами художественно-эстетического воспитания являются: ознакомление схудожественной литературой – это чтение сказок и рассказов. Особое местозанимают сказки. Высокую оценку дал им А. С. Пушкин: «Что за прелесть этисказки… каждая из них есть — поэма».
Не всё можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже иполнее всего могут быть выражены в музыке. П. И. Чайковский писал: «Там, где бессильныслова, во всеоружии своём является более красноречивый язык — музыка». Музыкаобостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так женевозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» — в этом былубежден В. А. Сухомлинский.

Просмотрпоучительных мультипликационных и видеофильмов, изобразительная деятельностью,музыка, танцы – так же служит средством эстетического воспитания детей.Полученные знания о природе вызывают желание заботиться о растениях и животных,бережно относится к окружающему миру. Дети с удовольствием наблюдают за живой инеживой природой. Осторожно передвигаясь, дети стремятся как можно ближеподойти к наблюдаемому объекту: бабочке, жуку, воробью — рассмотреть его исфотографировать. Распускающиеся листья на деревьях и кустарниках, цветы наяблонях и вишнях — всё это вызывает в детях неподдельный восторг и интерес кокружающей природе, побуждает их к бережному отношению к ней.
     Во время прогулок на свежем воздухе проводятся наблюдения за окружающиммиром. При этом расширяется кругозор воспитанников, развивается речь,познавательный интерес. Окружающая ребенка атмосфера должна быть пропитанадоброжелательностью, любовью. Только так, воздействуя на чувства, используяразнообразные методы и формы можно воспитать гармонически развитую личность,ориентированную на общечеловеческие ценности.

    Научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно и гуманноотносится ко всему живому, подтверждая и подкрепляя это деятельным подходом -одна из главных и актуальных задач эстетического воспитания.

    У наших детей удивительное восприятие мира! И нам, взрослым, важно найтигармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобыне погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

    Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится толькокак воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если она не способствуетразвитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.

    Так же мы используем в практике эффективные педагогические технологии:

 -игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);

-элементы ИКТ;

-коллективный способ обучения и воспитания (КСО);

-здоровьесберегающие технологии

    При проведении внеклассных занятий необходимо использовать компьютерныетехнологии как способ представления и облегчения процесса восприятия изапоминания информации с помощью ярких образов, для развития мышления,внимания, памяти.

    Музыкально-эстетическая деятельность формирует художественную культуру ребенка,развивает эстетический вкус восприятие  музыкальных произведений,способствует снятию эмоционального напряжения, корригирует нарушениязвукопроизносительной стороны речи. В процессе занятий музыкальнойдеятельностью ребенок учится слушать музыку. Получая первоначальные сведения отворчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, элементах музыкальнойграмоты, дети учатся воспринимать музыку с точки зрения ее эмоционально –ценностной стороны.

    Важным звеном в системе воспитательной работы являются тематические беседы обизобразительном искусстве, о художниках, сопровождаемые демонстрациейрепродукций. Знакомство с живописью, графикой, скульптурой,декоративно-прикладным творчеством расширяют знания обучающихся.

    Занимаясь изобразительной деятельностью, дети развивают мелкую моторику,внимание, образное мышление, воображение и художественный вкус. Они такжеучатся планировать свою деятельность и доводить начатую работу до конца. Назанятиях дети работают красками, гуашью, фломастерами, цветными карандашами.Шаг за шагом осваивают работу с природными и с другими самыми разнообразнымиматериалами.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1606

    При выполнении творческих заданий ребенку со стороны педагога оказываетсянеобходимая помощь. Для каждого обучающегося выбирается оптимальный темпдеятельности. Ребенок должен быть уверен, что все трудности и проблемыпреодолимы и успех возможен.

    При четком планировании и взаимосвязей мероприятий, проводимых во внеклассноевремя с программным содержанием уроков чтения, рисования, пения, эффективностьэстетического воспитания повышается.

    При работе с детьми необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку,понимание его индивидуальных особенностей и поиск соответствующих методоввоспитания. Поэтому очень важно работать в тесном взаимодействии со всемиучастниками педагогического процесса — родителями, учителями, медработниками,воспитателями, логопедами, дефектологами, психологами. 

    Важным средством эстетического воспитания является кружковая работа, гдевоспитанники работают с различными материалами, привлекающими и радующимидетей, как во время деятельности, так и в момент, когда работа закончена. Втворческом процессе активно участвуют все органы чувств, благодаря чемусоздаются выгодные условия для развития эстетического восприятия и элементовхудожественного творчества.

 

Занятияв них способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия длятворчества и художественной самодеятельности. Они имеют и свои названия«Волшебное тесто» и многие другие. В работе кружков применяются самыеразнообразные материалы и инструменты. Обучающиеся работают с карандашами,фломастерами, ножницами, пластилином, нитками, крупами, тестом. Они рисуют илепят, шьют и вырезают, пилят и клеят. Таким образом, в процессе деятельностиучаствуют многие рецепторы, что очень важно для общего развития детей.

Развиваетсявоображение обучающихся, внимание, речь, чувство ритма, общая и мелкаямоторика, координация движений. 
Предлагаемые мероприятия позволяют детям компенсировать недостаток общения,проявить свои способности, увлечения, таланты, почувствовать свою значимость инужность, оказаться в центре внимания, узнать что-то новое, ознакомиться сразличными видами деятельности и выбрать ту, которая соответствует их интересам.
Основным принципом выполнения детьми поделок или рисунков   являетсяразвитие творческой индивидуальности. Работы детей всегда привлекают вниманиесвоей непосредственностью, сочностью, яркостью цвета. Стимулом к дальнейшемуразвитию детского творчества служат выставки рисунков, поделок,социально-значимые проекты, традиционные творческие конкурсы, благотворительныеярмарки.

Лучшиеработы юных художников отмечаются дипломами, грамотами.

Дляэффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию в школе созданаметодическая база:

  • библиотека познавательной литературы по искусству для педагогов;
  • программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
  • тематическое планирование работы кружков, клубов, секций;
  • конспекты занятий, сценарии досугов и праздников.

Весьматериал систематизирован и представлен в картотеке.

Должнаяпостановка художественно-эстетического воспитания предполагает хорошуюподготовленность учителей и воспитателей. Реализация системы художественно-эстетическоговоспитания требует от учителей и воспитателей постоянного совершенствованиясвоего педагогического мастерства. Оно осуществляется с помощью повышенияквалификации педагогов через педагогические советы, семинары-практикумы,консультации, открытые занятия, мастер-классы. Каждый год один из педсоветовпосвящен вопросам творческого развития воспитанников, на методическихсовещаниях опытные педагоги проводят консультации по организации работы вданном направлении, практикуем открытые мероприятия учебно-воспитательной икультурно-досуговой деятельности, проводятся недели творчества, дни открытыхдверей для родителей, постоянно организуются выставки детского творчества.

Ведущееместо в осуществлении эстетического воспитания принадлежит школе-интернату. Новелика и роль семьи. Только при единстве воздействий школы и семьи возможнополноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детейстанет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужновоспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус,музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильногоэстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта,советует, что читать детям, добивается, чтобы у ребенка в семье было всенеобходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски,игрушки, книги.
Установление преемственности в эстетическом воспитании школы-интерната и семьиформирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек. 

Эффективностьработы по художественно-эстетическому воспитанию обучающихся зависит откоординации работы с другими учреждениями. Проводятся посещения кинотеатра,организуются в библиотеке занятия с детьми по знакомству с художниками идетскими писателями, музыкально-тематические вечера. Дети ежегодно принимаютучастие в смотрах художественной самодеятельности.

ЗаключениеРабота всего коллектива по художественно-эстетическому воспитанию в течениемногих лет даёт свои результаты. К концу обучения повышается уровеньвоспитанности обучающихся, снижается количество правонарушений, появляютсяположительные привычки, формируются трудовые и творческие навыки, развиваютсяспособности общаться и жить среди людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1606

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp
Заявка
на расчет