Словарный запас ребенка дошкольного возраста
Речь ребенка является показателем егопсихического развития. Хороший словарный запас – условие полноценноговзаимодействия со взрослыми и сверстниками, успешного обучения в школе.Правильная речь имеет ряд характеристик: звукопроизношение, связная речь, грамматическиенормы, которые находятся в компетенции логопеда. В отличие от этих сторон речи,родитель может пополнить словарный запас ребенка, не прибегая кпомощи специалистов.
Возраст ребенка |
Количество слов |
1 |
5-9 |
1,5 |
20-40 |
2 |
50-200 |
3 |
800-1200 |
4 |
1600-1800 Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537 |
5 |
1900-2200 |
6-7 |
3500 |
Чтобы ребенок регулярно «применял слово напрактике», он сначала должен его где-то услышать, понять его значение,запомнить (включить в пассивный словарь) и потренировать в разных предложениях (включитьв активный словарь).
После года применяются различные методы для расширениясловарного запаса ребёнка.
Первым таким методом является метод наблюдения.Наблюдать с ребенком можно за чем угодно. Осматривать помещения, в которых выбываете (свои комнаты, комнаты в гостях, помещение в детской поликлинике ит.д.), наблюдения за различными явлениями природы, за животными, птицами,насекомыми и т.д. Главное в этом процессе комментировать всё происходящее. Необходимоназывать словом отдельные ощущения, которые испытываете вы, и которыеиспытывает ребёнок. Наблюдения должны быть интересны Вашему ребёнку, не следуетзаставлять его наблюдать за чем-либо, если он этого не хочет. Во времянаблюдения не следует перегружать внимание ребёнка мелкими деталями. Так какребёнок познаёт мир разными анализаторами, необходимо подключать их в томколичестве, в котором это возможно (разрешите ребёнку потрогать предмет, закоторым вы наблюдаете, если это возможно, понюхать его, попробовать на вкус ит.д.). Чем больше анализаторов будет включено в процесс, тем лучше. Самоеглавное в комментариях к наблюдению – речевой образец. Во-первых, Ваша речьдолжна быть грамотной, без содержания слов-паразитов, а во-вторых, Вы должныистолковывать смысл непонятных для ребёнка слов.
Второй метод – рассматривание картин и картинок. Специфика этогометода в том, что преобладающее место при рассматривании картинок занимает Вашаречь (толкование слов, сравнение их по смыслу, объяснение и т.д.). Благодарярассматриванию картин и картинок растёт пассивный словарь, в речь ребёнкавводятся новые слова, он учится видеть и понимать смысл изображенного. Детипросто обожают рассматривать картинки из своих книжек. И родители могут непросто перечислять изображённые предметы, а пытаться объединить их в один сюжети сочинять целые истории по картинкам. Те слова, которые вводятся в лексиконребёнка, следует повторять несколько раз. Для детей старшего дошкольноговозраста необходимо задавать вопросы, сопровождать рассматривание картин иликартинок стихами, загадками.
Третий метод по обогащению детского словаря – чтениедетям художественной литературы. Словарная работа выступает как важное звено вработе над текстом. Когда Вы читаете ребёнку произведения художественнойлитературы, Вы произносите одни и те же слова в разных сочетаниях, в разныхконтекстах. После трёх лет по ходу прочтения важно задавать ребёнку вопросы поповоду прочитанного, тем самым Вы будете активизировать словарный запасребёнка. Главное, чтобы эти вопросы были непринуждёнными, а ребёнку былоинтересно на них отвечать. Кроме того, во многих литературных произведенияхвстречаются слова непонятные для детей, важно объяснить значения всехнепонятных слов.
Следующий метод словарной работы – рассматриваниеигрушек. Этот метод очень важен для активизации словаря детей. Для негоподходят все виды игрушек. Особое значение в использовании этого метода имееткукла. Эта игрушка подходит как для мальчиков, так и для девочек. В лексиконребёнка входит название частей тела, одежды, обуви, посуды, предметов мебели,предметов гигиены, в общем, практически весь бытовой словарь. Детей старшегодошкольного возраста знакомят и с материалом, из которого сделана игрушка илиеё части, поэтому важно в доме иметь игрушки из разных материалов и разнойфактуры. Также в старшем дошкольном возрасте дети осваивают обобщающие слова.Лучше всего обогащать детский словарь обобщающими словами через игру. Например,устроить для любимой куклы или любимого зайки день рождения. И в процессе этойигры подумать, как поставить в комнате мебель, какую одежду надеть наименинника и не его гостей, какую посуду поставить на стол, из каких овощей ифруктов приготовить угощение и т.д.
И последним пятым методом словарной работы являютсядидактические игры и лексические упражнения. Дидактические игры – широкораспространённый метод словарной работы. Это так называемые обучающие илиразвивающие игры. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинкамии на словесной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность,главным образом, активизировать имеющийся запас слов.
