X-PDF

Статья Словообразование. Морфологические и неморфологические способы

Поделиться статьей

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ

            Словообразование– это раздел языкознания, изучающий словообразовательную структуру слов изаконы образования слов. Слова, образованные от одного корня, называютсяоднокоренными, или родственными.

            В результатесловообразования в языке появляются новые слова. При этом образованное слово ислово, от которого оно образовано, различаются лексическим значением. Например:садсадовник, сад садовый.

Морфологические способы словообразования (образование новых слов путём присоединения морфем к производящей основе или к производящему слову).

Аффиксация – образование новых слов путём присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову.

Неморфологические способы словообразования

 

1. Префиксальный способ – образование новых слов путём присоединения приставки (префикса) к имеющемуся слову. Например: город – при-город; автор – со-автор; бежать – от-бежать, за-бежать.

1. Лексико-семантический способ – появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов. Например: прапорщик (знаменосец) – прапорщик (воинское звание); бригадир (воинское звание) – бригадир (руководитель трудового коллектива).

2. Суффиксальный способ – образование новых слов путём присоединения суффикса к производящей основе. Например: лимон – лимон-н-ый; чёрн-ый – черн-от-а.

2. Морфолого-синтаксический способ –появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другу. Например: столовая ложка (прил.) – столовая (помещение) (сущ.); караул (сущ.) – караул! (междом.).

3. Префиксально-суффиксальный способ – образование новых слов путём олновременного присоединения приставки и суффикса к производящей основе. Например: нос – пере-нос-иц-а. окно – под-окон-ник—   .

3. Лексико-синтаксический способ – появление новых слов в результате сращения сочетаний слов. Например: высококачественный = высоко + качественный; тотчас = тот + час.

4. Сложение – образование новых слов путём соединения двух или более основ или слов. Например: овощехранилище, глинозём.

В современном словообразовании активным является также образование сложносокращенных слов:

1) из начальных частей или слогов слова: универмаг (универсальный магазин);

2) из части слова и полного слова: педколлектив (педагогический коллектив);

3) из начальных букв слов (аббревиатура): МГУ (Московский государственный университет).

 

5. Усечение основы – образование новых слов путём усечения производящей основы. Данный способ действует только в словообразовании имён существительных. Например: заведующий – зав.

 

6. Обратное словообразование – образование более простого по структуре слова от более сложного. Например: фляга – фляжка. 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1509

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

            Основнымсредством формообразования является окончание. Например:  родина(Им.п.), родины (Р.п.), родине (Д.а.); красивый (Им.п.,м.р.), красивого (Р.п., м. или ср.р.), красивая (Им.п., ж.р.);пишу (1-е л., ед.ч.), пишешь (2-е л., ед.ч.), пишут (3-ел., мн.ч.) и т.д.

            Формы слов могутобразовываться также при помощи формообразующих суффиксов: стоять (инфинитив)– стоял (прошедшее время, м.р., ед.ч.), стоя (деепричастиенесовершенного вида); новый (Им.п, ед.ч., м.р.) – новее (простаяформа сравн. степени).

            Менеепродуктивным способом формообразования является аналитический способ,т.е. образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов: читать – будучитать (будущее сложное время), читал – читал бы (сослагательноенаклонение), простой – более простой (сложная форма сравнительнойстепени имени прилагательного) и т.д.

            Иногда формыслова образуются путем изменения основы слова (супплетивизм основы): идти– шел (прошедшее время), плохой – хуже (простая форма сравнительной степениимени прил.)

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙРАЗБОР

Цель разбора: установление способа образования слов.

Порядок разбора:

1. Установить производящуюоснову для данного слова.

2. Выделитьсловообразовательные аффиксы.

3. Указать способсловообразования слова.

4. Выстроитьсловообразовательную цепочку.

Образец разбора:

Приусадебный

1. Производящей основой дляслова приусадебный является основа в слове усадьба.

2. Слово приусадебный образованоот слова усадьба посредством одновременного присоединения к производящейоснове приставки при- и суффикса -н-.

3. Способ словообразования –морфологический, префиксально-суффиксальный.

4. Словообразовательнаяцепочка: усадьба – приусадебный (наблюдается чередование нуль звука /е).

ПРАКТИЧЕСКАЯРАБОТА

1. Укажите способыобразования слов. Педсовет, дежурный (по классу),завуч, зарплата, пригородный, горничная, садоводство, упрощение, победитель,часовой (стражник), окончательный, наконечник, труднодоступный, водянистый,водопровод, МХАТ, студсовет, иван-да-марья, высокоразвитый, приземлить, спутник(аппарат), главбух, ракета-носитель, самбо, сегодня, РФ.

2. Выполнитесловообразовательный анализ следующих слов: погулять,пришкольный, котёнок, безветренный, военный.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1509

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет