СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ
Словообразование– это раздел языкознания, изучающий словообразовательную структуру слов изаконы образования слов. Слова, образованные от одного корня, называютсяоднокоренными, или родственными.
В результатесловообразования в языке появляются новые слова. При этом образованное слово ислово, от которого оно образовано, различаются лексическим значением. Например:сад – садовник, сад – садовый.
Морфологические способы словообразования (образование новых слов путём присоединения морфем к производящей основе или к производящему слову). Аффиксация – образование новых слов путём присоединения словообразовательных аффиксов к производящей основе или к производящему слову. |
Неморфологические способы словообразования
|
1. Префиксальный способ – образование новых слов путём присоединения приставки (префикса) к имеющемуся слову. Например: город – при-город; автор – со-автор; бежать – от-бежать, за-бежать. |
1. Лексико-семантический способ – появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов. Например: прапорщик (знаменосец) – прапорщик (воинское звание); бригадир (воинское звание) – бригадир (руководитель трудового коллектива). |
2. Суффиксальный способ – образование новых слов путём присоединения суффикса к производящей основе. Например: лимон – лимон-н-ый; чёрн-ый – черн-от-а. |
2. Морфолого-синтаксический способ –появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другу. Например: столовая ложка (прил.) – столовая (помещение) (сущ.); караул (сущ.) – караул! (междом.). |
3. Префиксально-суффиксальный способ – образование новых слов путём олновременного присоединения приставки и суффикса к производящей основе. Например: нос – пере-нос-иц-а. окно – под-окон-ник— . |
3. Лексико-синтаксический способ – появление новых слов в результате сращения сочетаний слов. Например: высококачественный = высоко + качественный; тотчас = тот + час. |
4. Сложение – образование новых слов путём соединения двух или более основ или слов. Например: овощехранилище, глинозём. В современном словообразовании активным является также образование сложносокращенных слов: 1) из начальных частей или слогов слова: универмаг (универсальный магазин); 2) из части слова и полного слова: педколлектив (педагогический коллектив); 3) из начальных букв слов (аббревиатура): МГУ (Московский государственный университет). |
|
5. Усечение основы – образование новых слов путём усечения производящей основы. Данный способ действует только в словообразовании имён существительных. Например: заведующий – зав. |
|
6. Обратное словообразование – образование более простого по структуре слова от более сложного. Например: фляга – фляжка. |
Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509 |
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ
Основнымсредством формообразования является окончание. Например: родина(Им.п.), родины (Р.п.), родине (Д.а.); красивый (Им.п.,м.р.), красивого (Р.п., м. или ср.р.), красивая (Им.п., ж.р.);пишу (1-е л., ед.ч.), пишешь (2-е л., ед.ч.), пишут (3-ел., мн.ч.) и т.д.
Формы слов могутобразовываться также при помощи формообразующих суффиксов: стоять (инфинитив)– стоял (прошедшее время, м.р., ед.ч.), стоя (деепричастиенесовершенного вида); новый (Им.п, ед.ч., м.р.) – новее (простаяформа сравн. степени).
Менеепродуктивным способом формообразования является аналитический способ,т.е. образование сложных форм с помощью вспомогательных элементов: читать – будучитать (будущее сложное время), читал – читал бы (сослагательноенаклонение), простой – более простой (сложная форма сравнительнойстепени имени прилагательного) и т.д.
Иногда формыслова образуются путем изменения основы слова (супплетивизм основы): идти– шел (прошедшее время), плохой – хуже (простая форма сравнительной степениимени прил.)
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙРАЗБОР
Цель разбора: установление способа образования слов.
Порядок разбора:
1. Установить производящуюоснову для данного слова.
2. Выделитьсловообразовательные аффиксы.
3. Указать способсловообразования слова.
4. Выстроитьсловообразовательную цепочку.
Образец разбора:
Приусадебный
1. Производящей основой дляслова приусадебный является основа в слове усадьба.
2. Слово приусадебный образованоот слова усадьба посредством одновременного присоединения к производящейоснове приставки при- и суффикса -н-.
3. Способ словообразования –морфологический, префиксально-суффиксальный.
4. Словообразовательнаяцепочка: усадьба – приусадебный (наблюдается чередование нуль звука /е).
ПРАКТИЧЕСКАЯРАБОТА
1. Укажите способыобразования слов. Педсовет, дежурный (по классу),завуч, зарплата, пригородный, горничная, садоводство, упрощение, победитель,часовой (стражник), окончательный, наконечник, труднодоступный, водянистый,водопровод, МХАТ, студсовет, иван-да-марья, высокоразвитый, приземлить, спутник(аппарат), главбух, ракета-носитель, самбо, сегодня, РФ.
2. Выполнитесловообразовательный анализ следующих слов: погулять,пришкольный, котёнок, безветренный, военный.
