СОВРЕМЕННЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Увеличениеумственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, какподдержать интерес к предмету.
Каксделать так, чтобы роль учителя состояла не в том, как яснее и красочнее, чемв учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организаторомпознавательной деятельности, где главное действующее лицо – ученик? Я постоянноищу пути повышения эффективности обучения, нестандартные формы воздействия наличность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивироватьпроцесс познания.
В своейпрактике использую следующие современные образовательные технологии или ихэлементы:
-Личностно-ориентированная технология обучения помогает мне в созданиитворческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия дляразвития индивидуальных способностей учащихся.
-Технологияуровневой дифференциации способствует более прочному и глубокому усвоениюзнаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельноготворческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия вгруппе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с ихвозможностями. Сильные ученики утверждаются в своих способностях, слабые -получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.
Послепрохождения каждой темы провожу проверочные самостоятельные работы по даннойтеме. Они включают в себя задания, которые в обязательной его части проверяют,на сколько хорошо усвоен обязательный уровень требований. Дополнительная частьпроверяет усвоение более высоких требований к знаниям и умениям по теме. Каждыйученик выбирает уровень работы индивидуально.
-Проблемноеобучение позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов,требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощьюактивизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объектапознания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организацияактивной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результатечего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваютсямыслительные способности. Проблемные ситуации можно использовать на различныхэтапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Таким образом, проблемноеобучение позволяет направлять учащихся на приобретение знаний, умений инавыков, на развитие самостоятельной деятельности, познавательных и творческихспособностей.
-Исследовательскиеметоды в обучении дают возможность учащимся самостоятельно пополнять своизнания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути её решения,что важно при формировании мировоззрения.
— Игровыетехнологии обеспечивают достижение единства эмоционального и рационального вобучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения болееинтересным, создает у учащихся хорошее настроение, позволяет преодолеватьтрудности в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. Так вначале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закрепленииизученного материала – «Найди ошибку», кодирование упражнений. Так же мноюразработаны викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено нарасширение кругозора обучающихся, развитие их познавательной деятельности,формирование определенных умений и навыков, необходимых в практическойдеятельности.
Важнейшимпоказателем качества образования является объективная оценка учебных достиженийобучающихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и длякаждого отдельного ученика. Выявление уровня учебных достижений осуществляетсятестированием, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковыхусловиях. Практическое использование тестов дает возможность объективно оценитьуровень своих знаний, проконтролировать уровень усвоения того и иного разделапрограммы, самостоятельно потренироваться в выполнении заданий различногоуровня сложности, систематизировать знания по математике. В своей практикетесты использую на различных этапах урока, при проведении уроков разных типов,в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другимисредствами и приемами обучения.
-Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу науроке. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Темпработы зависит от состава группы. В своей работе использую группы постоянногои временного состава. В каждой группе назначается консультант, ими становятся ученики,хорошо усваивающие материал по предмету, отличающиеся собранностью итребовательностью к себе.
Преимущества групповой формы учебной работы в том, что активизируются слабые учащиеся,которые получают больше возможностей, чем при фронтальной работе. Практикапоказывает, что учащиеся с низкими учебными возможностями в группахвысказываются чаще, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит оповышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения инавыки.
-Информационно-коммуникационные технологии на сегодняшний день занимают главноеместо в образовательном процессе. Информационные технологии помогают сделатьпроцесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. Использование ИКТна уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным,ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективнорешать проблему наглядности обучения. Замечено, что учащиеся проявляют большойинтерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации.Даже пассивные ученики с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТна разных этапах урока: устный счет, при объяснении нового материала, призакреплении, повторении, на этапе контроля.
-Здоровьесберегающиетехнологии позволяют равномерно распределять различные виды заданий, чередоватьмыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала,выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативноприменять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке ипроведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока сучетом работоспособности обучающихся; соблюдение гигиенических требований(свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); оздоровительные моменты и сменавидов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние инеудовлетворительность; соблюдаю организацию учебного труда (подготовка доски,четкие записи на доске, применение ИКТ)
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологийпозволяет повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшегорезультата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.
